Игры на уроках английского языка в среднем и старшем звене
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Конивцова Светлана Николаевна

О важности игровых методик на уроках в младшем звене много говорилось и говорится, но не стоит забывать и о том, что эти методики в должном виде – необходимый компонент активизации деятельности учащихся и в более старшем возрасте. В данной статье приводится ряд некоторых игровых приемов, которые  успешно внедряются и работают именно в среднем и старшем звене на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah_v_srednem_i_starshem_zvene.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №1 г. Гурьевска»

Конивцова Светлана Николаевна, преподаватель английского языка

Игры на уроках английского языка в среднем и старшем  звене

О важности игровых методик на уроках в младшем звене много говорилось и говорится, но не стоит забывать и о том, что эти методики в должном виде – необходимый компонент активизации деятельности учащихся и в более старшем возрасте.

Ниже приводится ряд некоторых игровых приемов, которые  успешно внедряются и работают именно в среднем и старшем звене на уроках английского языка.

Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности.

I. Коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования.

Данный прием предполагает распределение определенных предметов в порядке значимости, важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и учащиеся обосновывают свой выбор в парах или группах.

Возможны следующие варианты проведения игры:

- учащийся работает самостоятельно, записывает свое решение проблемы, затем эти решения обсуждаются в парах или группах;

- учащиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут обосновать в итоговой общей дискуссии;

- все учащиеся, чьи варианты ответов совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта.

Например:

Обучающимся предлагается 5-6 тематически связанных существительных и 4-5 прилагательных, которые передают возможные их качества. Например, к существительным по теме “Еда” можно подобрать прилагательные “сладкий”, “питательный” и т. д. Лексический материал представлен в виде таблицы:

Food

 

cheap

tasty

healthy

fattening

essential to life

macaroni

 

 

 

 

 

water

 

 

 

 

 

yoghurt

 

 

 

 

 

curry

 

 

 

 

 

arsenic

 

 

 

 

 

В соответствии с данными критериями учащиеся ранжируют предметы или

явления, а затем в группах обсуждают свои варианты. Например, если они считают, что от макаронов полнеют больше всего, они ставят цифру 1 в колонке “macaroni”. Затем выбирают продукт, от которого меньше полнеют, и ставят в таблице напротив него цифру 2 и т. д. , пока не заполнят все колонки таблицы.

II. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у учащихся.

Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные факты. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие учащихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы.

Например:

Geographical position (Географическое положение)

В этой игре учащиеся задают и отвечают на вопросы о различных городах, их местонахождении, населении, достопримечательностях, пользуясь следующими карточками:

Student A

Bath

Sydney

New Orleans

Dundee

country ?

England

 

the U. S. A.

 

which part?

the West

 

 

the east coast

population?

 

3 million

 

180000

weather?

 

hot and dry

 

windy and cold

what I like?

 

modern busy

Lively commercial

 

famous for?

the Roman bath

 

Jazz music

 

 

Student B

Bath

Sydney

New Orleans

Dundee

country?

 

Australia

 

Scotland

which part?

 

the east coast

the South-east

 

population?

85000

 

600000

 

weather?

mild and rainy

 

hot and dry

 

what I like?

quiet attractive

 

 

 

famous for?

 

the Opera House

 

cakes

III. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов.

В этом случае каждый учащийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей.

Например:

Jokers in the pack. (Шуточные карты)

Для проведения этой игры необходимо напечатать инициативные и ответные реплики на отдельных карточках и раздать их учащимся.

Например:

- Waiter, will the pancakes be long?

-A screwdriver.

- Which is faster, heat or cold?

- No, sir, round.

- What kind of driver never has accidents?

- Heat, because you can catch cold.

- I’d like some crocodile shoes, please?

- The breast stroke, sir.

- What’s green and hairy and goes up and down?

- Because it’s too far to walk.

- Waiter, what’s this fly doing in my soup?

- Very ugly.

Задача участников игры -найти вторую реплику шутки и разыграть ее. Можно дать дополнительное задание :определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку.

IV. Игры на поиск пары и координацию действий.

Каждый учащийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.

Например: Meet your partner. (Встреть друга)

Преподаватель предлагает участникам игры совершить путешествие в определенное время, соблюдая заданные условия. Например:

You can go

to France

for a fortnight

to England

for a month

2) by air

4) in spring

by car

in summer

by train

in autumn

1) to Italy

3) for a week

Задача участников игры –найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, и пытается убедить поехать с ним. Игра может продолжаться до тех пор, пока большинство не найдут себе пару.

V. Интервью.

Цель данного приема - опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.

Проведению интервью предшествует составление вопросника в виде таблицы, в которой фиксируются ответы.

Например:

Name

favorite books?

favorite TV programs?

Kate

books about animals

quiz shows

Olga

books about spies

documentaries

Задача – выяснить, что твои одноклассники любят смотреть по телевизору.

Чтобы максимально опросить своих одноклассников, следует организовать игру в кругу. Участники образовывают внешний и внутренний круги, находят себе пару и опрашивают друг друга. Затем учащиеся внешнего круга переходят к следующему участнику по часовой стрелке. И так происходит до тех пор, пока не будут опрошены все участники игры.

VI. Ролевые игры.

Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.

Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Когда ученик принимает роль, он играет самого себя или какого-либо героя в специфической ситуации.

Например: Famous people. (Выдающиеся люди. )

Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, но не называя его фамилию. Остальные задают ему вопросы:

- What is the most important thing you ever did?

- Does your public life affect your private life?

- Which event in your life was the most significant?

Задача “знаменитости”-отвечать на вопросы немного несколько неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если ученики догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию на листочке и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первый дал правильный ответ. Подведение итогов можно провести в виде обсуждения следующих вопросов:

- What made it easy to guess the character?

- What made it difficult?

Итак, коммуникативные игры являются необходимыми упражнениями при обучении иностранному языку, так как они приближают процесс активизации лексико-грамматического материала к условиям реального общения. Кроме того, данные упражнения способствуют повышению мотивации и активности учащихся на уроках. А это значит, что ученики смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.

Также широко используются сейчас различные ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) технологии, которые призваны научить людей мыслить нестандартно и находить неординарные решения в различных ситуациях. Примеры таких ТРИЗ-технологий:

Загадка на систематизацию предметов по признакам.

Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его надо описать по форме, цвету, сказать из чего он сделан. Например: It is smaller than the wall? But it is bigger than the window. It is brown. (Blackboard)

Загадка yes/no.

Это игра, которая предполагает разгадывание загадки путем постановки общих вопросов, на которые дается ответ yes/no.

Загадка на сравнение предметов и явлений.

Цель этих загадок – развивать ассоциативное мышление. Например:

It shines, but isn’t sun. It warms, but isn’t fire. It melts, but isn’t snow. It drops, but isn’t rain. (A candle)

Загадочное письмо и чтение.

Примеры загадочного чтения: на карточке написаны части слов, надо дописать их: pot – teapot, sugarpot. Из отдельных слов составить предложение: charity, homeless, hand. (Many charities give a helping hand to homeless people.)

В качестве примера игры, которые проводятся при изучении лексики. Это лексическое лото, кроссворды, чайнворды, “Снежный ком”, “Найди слово”, “Дуэль” или “Аукцион”, задача которых сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу по определенной теме.

Тесно связаны с лексическими играми и имеют большое значение игры фонетические, особенно на начальном этапе обучения английскому языку. Их целью является, как известно, развитие фонематического слуха, формирование навыков установления адекватных звукобуквенных соответствий, формирование навыков произношения связного высказывания. Наиболее часто я употребляю следующие фонетические игры: игры-загадки (“Какой звук задуман?”), игры-имитации (“Скороговорки”), игры-соревнования (“Необычный телефон”), игры с предметами (“Назови слово”), игры на внимательность (“Правда-ложь”).

Для того чтобы тренировать учащихся в употреблении грамматического материала можно использовать игры грамматические. Помимо всех тех игр, которые были названы, в группе грамматических игр существуют также “Исправь ошибку”, “Угадай”, “Двадцать вопросов”. Игру “Аукцион” можно проводить практически при изучении любой грамматической темы.

от ход игры при изучении конструкции I am going to… На стол  выставлется табличка с конструкцией I am going to…, далее расставляются таблички с различными глаголами (write, watch TV, play computer games, read an interesting book etc.) Берется любаяю карточка, например, с глаголом write и показывается учащимся. Все читают надпись на карточке и начинают хором считать: I am going to write… one! I am going to write… two! I am going to write… three! Кто-либо из учащихся говорит: I am going to write a letter to my Granny. Учитель говорит: «Sold», и отдаю карточку ученику. Побеждает тот, кто получит наибольшее количество карточек.

Эту игру можно проводить при изучении самых различных тем (“Мой рабочий день” - конструкция It is time to…; “Город” - конструкция How can I get to… и другие).

Универсальной является ИГРА В КАРТЫ. Ее возможно применять при изучении и тренировке любого материала: лексики, грамматики, фонетики. Детям она нравится, и они с удовольствием в нее играют. Команды получают по колоде карт. На одной из них написано слово, на другой – контекст, в котором оно может быть использовано. Представитель одной команды “делает ход” картой, например, со словом go, представитель второй команды “бьет” эту карту своей, например со словами to bed. В целом получается словосочетание go to bed.

Второй вариант игры. На картах написаны слова по различным темам. Представитель первой команды ходит картой, например, со словом pencil. Представитель второй команды должен побить эту карту своей картой со словом по этой же теме, например, pencilbox.

Третий вариант игры – “Звук – слово”. На одной карте написан звук, на другой – слово, которое этот звук содержит.

Если игра в карты применяется с целью формирования навыка устной речи, то на картах написаны фразы из минидиалогов. Например, карта с фразой How are you? бьется картой Fine, thanks.

Игры для обучения говорению весьма разнообразны. В основе их лежит пересказ, описание иллюстрации, составление и воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов. По способу и характеру они могут подразделяться на игры с текстом, функциональные, взаимодействие (с обменом информации), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования. Назову лишь некоторые игры, которые я применяю на своих уроках при обучении говорению: “Составь фоторобот” (при изучении темы “Внешность человека”); “Модницы” (тема “Одежда”); “Архитекторы” (тема “Город и село”); “Дизайнеры” (тема “Дом и квартира”); “Покупки” (тема “В магазине”) и другие.

Для отработки в устной речи времен Future Simple или Past Simple я применяю игру “WEEKEND”. Для проведения этой игры я раздаю учащимся рисунки, на которых изображены различные предметы, план местности, билет и др. По этим рисункам учащиеся должны определить, чем человек занимался или будет заниматься в выходные дни. Затем составляется коллективный рассказ. Например, при изучении будущего простого времени мы составили такой рассказ: On Saturday Peter will go to the country. He will go there with his parents. They will stay near the river. They will live in a tent. They will go fishing. They will swim and lay in the sun. I think Peter will like his weekend.

Литература. 

  1. Маслыко Е. А. , Будько А. Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка. “Высшая школа”, - Минск, 1997.
  2. Рогова Г. В. , Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку. “Владос”, - Москва, 1998.
  3. Пассов Е. И. Формирование грамматических навыков. Москва, 1989.
  4. Интернет-ресурсы:

festival.1september.ru; eng.1september.ru

110 игр на уроках английского языка

Именно на уроках английского языка ее автор предпочитает играть со своими учениками. При этом он руководствуется несколькими простыми принципами: правила ...
www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=494649.htm - 56k -
Сохранено в кэше - Похожие страницы

012 ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ИГРЫ НА УРОКЕ: 5 КЛАСС: к ...

012 ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ИГРЫ НА УРОКЕ: 5 КЛАСС: к учебнику В.П. Кузовлева и др. "English-V" Рекомендовано РАО.
www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=1105525.htm - 54k -
Сохранено в кэше - Похожие страницы

5ka.ru - Педагогика -> Развлекательные и познавательные игры на ...

План Введение. Роль игры на уроках английского языка в младших классах. 1. Специфика и структура игры в процессе обучения. 2. Место игровой деятельности в www.5ka.ru/62/13269/1.html - 30k - Сохранено в кэше - Похожие страницы

Английский для детей / English for kids

Английский язык для детей: стихи, сказки, песенки, считалки, азбука, загадки, ноты песенок, договорки, бесплатные книги, обучающие игры, клуб друзей по ...
www.englishforkids.ru/ - 48k -
Сохранено в кэше - Похожие страницы

Ozon.ru - Игры на уроках английского языка | Книги ...

От издателя Книга содержит сценарии игр и методические рекомендации к ним. Материал расположен по темам, изучаемым на начальном этапе обучения английскому ...
www.ozon.ru/context/detail/id/1514479/ - 40k -
Сохранено в кэше - Похожие страницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры на уроках английского языка в средней школе

Игровая технология, как и любая другая обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, но в отличие от остальных технологий, эти средства составляют её главную идею и основу эффективности ...

Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.

Игра представляет собой сложный социо - культурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и методических исследований. Среди них особое место принадлежит ...

обучающие игры на уроках английского языка (в начальном и среднем звене)

это моя тема по самообразованию. на уроках английского языка в разных классах и  по разным темам внедряю обучающие игры. эти игры использую в 2,3,4,5,6 классах...

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья.Уже давным-давно отмечено, что мудрость и дух народа выражаются в его пословицах и поговорках. А знание пословиц и поговорок разных народов не только оказывает помощь в улучшение знания языка,...

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания ино­ст­ранных языков является организация обучения детей разных возрастов с по­мо­щью игр. Ролевая игра является инст...

" Веселые игры на уроках английского языка в начальной и средней школе"

Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем не легко, и ...