Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в ОСШ.
учебно-методический материал на тему

Выступление на ШМО по теме :" Эффективность использования современных образовательных технологий в учебном процессе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в ОСШ №1.

Выступление Чирковой Ю.А., учителя английского языка,  на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ ОСШ №1 2015 г.

 

                                                               Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто

                                                                                                                       Сократ.

 Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Это совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения, цель которого - не только оберегать здоровье учащегося и учителей от неблагоприятных факторов образовательной среды, но и способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья, способствовать повышению результативности обучения за счет предупреждения утомления школьников во время урока, сформировать у учащихся знания, умения и навыки ЗОЖ. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.

К сожалению,  исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее -  социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.

         Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, то именно здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.

Работая в школе  20 лет, с грустью комментирую, что с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой. Наряду с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, необходимым является формирования у ребёнка интереса к изучению английского языка, мотивацию к познанию, тренировать познавательную активность, развивать коммуникативные навыки.

Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала, доброжелательные отношения). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. На уроке английского языка я стараюсь создать такие условия, которые обеспечивают детям высокую работоспособность на протяжении всего урока и позволяют избежать переутомления. Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

При организации занятия выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и определенными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:

5–25-я минута – 80%;

25–35-я минута – 60–40%;

35–40-я минута – 10%.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Должны быть представлены все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, устная речь.

Во избежание усталости учащихся мною используются различные средства активизации: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, игра, “мозговой штурм”, ТСО, различные источники знаний и т.д.. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Приведу некоторые примеры.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и  рифмовок к уроку я обращаю внимание на следующее:

важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока;

преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

,

Hands up, hands down,                          

 Hands on hips, sit down.                        

Hands up, to the sides,                          

 Bend left, bend right.                            

One, two three, hop!                              

One, two, three, stop!                            

Stand still                                                        

Пальчиковые игры - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что несомненно является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык. Сюжетная канва игры,  иллюстрируемая, несомненно, движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр я ввожу новые лексические единицы, отрабатываю фонетику и речевые образцы.  

(Пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди)

Tommy Thumbs, up!

(Большие пальцы поднимаем вверх)

Tommy Thumbs, down!

(Большие пальцы опускаем вниз)

Tommy Thumbs are dancing around the town!

(Встряхиваем кисти рук в воздухе)

Dancing on your shoulders,

(Большие пальцы «танцуют» на руках)

Dancing on your knees,

(Большие пальцы «танцуют» на коленях)

Dancing on your head

(Большие пальцы «танцуют» на голове)

And tuck them into bed!

(Прячем ладошки подмышки)

Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Дети очень любят играть. Но в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху. Например:

-  при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать  в воздухе.

- при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями.

         Музыка на уроке – хороший вид релаксации, которая представляет возможность не только отдохнуть, прослушивание песен на английском языке служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.

Релаксация- состояние покоя, расслабленности,  возникающее вследствие снятия напряжения. Этот вид разрядки подходит для обучающимися средней и старшей школы. Упражнения можно проводить под спокойную, тихую музыку.

Teacher: Imagine you can see a tree with apples on it. Try to get them. They are so high. Stand up! Take them. You can’t do it? Raise your hands up! It’s so difficult to get the apples. Jump! Is there anything in your hands? Nothing? Jump once again. Now have a rest.

 Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.

Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn you eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!  

 Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Упражнение «Шарик».

Предлагаю учащимся представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

         Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается,  что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

По мере возможности использую на разных этапах урока смену динамических  поз.

Например:

  1. Вводно-мотивационный этап урока учащиеся слушают стоя;
  2. При осуществлении обратной связи во время проверки самостоятельной работы прошу встать сначала тех учащихся, которые получили «5», затем «4» и т.д.( или поднять руки);
  3. Развешиваю на задней стене класса (на боковых стенах) наглядный материал. Учащимся приходится поменять положение, чтобы познакомиться с ним.
  4. Организую работу в парах и группах, которая требует смены позы учащихся.
  5. За раздаточным материалом урока учащиеся сами подходят к столу учителя. 

Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. Например, 9-й класс тема:”Shopping:the World of Money”,пословица на доске: “Money can’t buy happiness but it helps”.Подчеркнутые слова не написаны. Учитель предлагает отгадать пропущенную лексику.

1. Money: Listen to the song and say what is it about (звучит отрывок из песни Лайзы Минелли “Money makes the world go round”).

2. Happiness: Let’s play the game “Hangman” (В русском варианте “виселица”).

3. Helps: в начале учитель предлагает подобрать подходящее слово самостоятельно, чтобы пословица получила логическое завершение. Если это не удается, предлагается следующее задание.

The answers to the questions are words. The first letters of the words make another word which is missing.

What d’you put on your head when it’s cold outside? (Hat)

The biggest animal that lives on dry land.(Elephant)

What d’you switch on when it’s cold in the room? (Lamp)

How do you call the person who loves his country deeply? ( Patriot)

It’s a dish which is made of row vegetables or fruits. ( Salad)

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию.

 Для релаксации хорошее действие оказывает использование “warming”

 1. Ask your students to close their eyes, put their thumbs on their ears and a finger on their eyes.

2. Tell them to listen to the sounds of their minds, to run their tongues against their palate and to breathe in and out ten times, but very slowly.

3. Ask them to imagine the color of the sky on a bright spring day, listen to the waves of the sea or the sounds of birds.

4. Now tell them to start opening their eyes very slowly.

You'll notice that they will be much quieter and ready to work, especially if your class is after lunch time.

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках часто предлагаю учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Рекомендую использовать гигиенические критерии рациональной организации урока (автор Смирнов Н. К.)

Гигиенические критерии рациональной организации урока

.         Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1.

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2.

Число видов учебной деятельности        

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности        .

Не более 10 мин.        

11-15 мин

Более 15 мин.

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности        .

Смена не позже чем через 7-10 мин.        

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5.

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6.

Чередование видов преподавания        

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут        

Не чередуются

7.

Наличие эмоциональных разрядок (число)

        В соответствии с гигиеническими

нормами        

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

8.

Место и длительность применение ТСО

В соответствии с гигиеническими

нормами        

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9.

Чередование позы        

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель

наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

10.

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкульт-

минутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

11.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции.

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности        

Не ранее чем через 40 мин.        

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

 Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

Приложение №1

Комплекс упражнений гимнастики для глаз для детей 10-17 лет.

  1. И.П. - сидя, откинувшись назад. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.П. - сидя, откинувшись назад. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.
  3. И.П. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  4. И.П. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
  5. И.П. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз.
  6. И.П. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перенести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8  раз.
  7. И.П. - сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать  веки кончиками указательных пальцев.

Приложение№2 Виды физкультминуток:

1) упражнения для снятия общего или локального утомления;

2) упражнения для кистей рук;

3) гимнастика для глаз;

4) гимнастика для слуха;

5) упражнения, корректирующие осанку;

6) дыхательная гимнастика;

7) артикуляционно-мимическая гимнастика.

1. Упражнения для снятия общего или локального утомления 

Примерный комплекс для снятия усталости

1. Initial position: sitting on the chair. Bend arms and put palms on the back of the head, move elbows back, bend over, stretch yourself and breathe in. Return back to the initial position, breathe out. Repeat 3-4 times 1. И.п.: сидя на стуле. Согнуть руки, ладони положить на затылок, отвести локти назад, прогнуться, потянуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). (Повторить 3–4 раза)

2. Initial position is the same.

Stand up and sit down 4 times 2. И.п.: то же. Вставать и садиться 4 раза

3. Initial position: standing. Aline legs with the shoulders. Bend over, trying to reach your toes.

Repeat the exercise 3-4 times 3. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Пружинистые наклоны вниз, стараясь достать носки. (Желательно повторить 4–5 раз)

4. Jump in place (15 times) 4. Прыжки на месте (15 раз)

5. Walk in place quietly, gradually slow the pace 5. Спокойная ходьба на месте с постепенным замедлением темпа

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения

1. Initial position: sitting on the chair.

1 – bend your head right;

2 – initial position;

3 – bend your head left;

4 – initial position;

5 – turn your head forward, don’t raise your shoulders;

6 – initial position. Repeat 3–4 times. The pace is slow 1. И.п.: сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный

2. Initial position – standing, put hands on the waist.

1 – turn the head right;

2 – initial position;

3 – turn the head left;

4 – initial position.

Repeat 4–5 times. The pace is slow 2. И.п.: стоя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево;

4 – и.п.. Повторить 4–5 раз. Темп медленный

Упражнение для мобилизации внимания

Initial position – standing, put hands along the body;

1 – put your right hand on your waist;

2 – put your left hand on your waist;

3 – put your right hand on your shoulder;

4 – put your left hand on your shoulder;

5 – raise your right hand;

6 – raise your left hand;

7–8 – clap your hands over your head;

9 – put the left hand on your shoulder;

10 – put your right hand on your shoulder;

11 – put your left hand on your waist;

12 – put your right hand on your waist;

13–14 – slap your hips. Repeat 4–6 times.

The pace is slow for the first time, then it’s medium-paced for the second, then fast for 3–4, and then slow again for 5–6 И.п.: стоя, руки вдоль туловища;

1 – правую руку на пояс;

2 – левую на пояс;

3 – правую руку на плечо;

4 – левую на плечо;

5 – правую руку вверх;

6 – левую вверх;

7–8 – хлопки руками над головой;

9 – опустить левую руку на плечо;

10 – правую на плечо;

11– левую руку на пояс;

12 – правую на пояс;

13–14 – хлопки руками по бедрам.

Повторить 4–6 раз. Темп – 1-й раз медленный;

2 – средний; 3–4-й раз – быстрый; 5–6-й раз – медленный

2. Упражнения для кистей рук

Для снятия утомления с мелких мышц кисти

Initial position: sitting, the hands are raised.

1 – make a fist;

2 – unclasp your hands. Repeat 6–8 times. Then put your hands down and shake them. The pace is slow И.п.: сидя, руки подняты вверх.

1 – сжать кисти в кулак;

2 – разжать. Повторить 6–8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

Five little gentlemen

Going for a walk.

Five little gentlemen

Stop for a talk.

Along came five ladies

They stood all together

And they began to dance (5 пальчиков – джентльмены, 5 – леди, они встречаются и начинают танцевать)

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Initial position: standing with hand on your waist;

1 – put the right hand forward, the left hand up;

2 – change the hands’ position. Repeat 3–4 times. Then put down hands and shake them, bend your head forward.

Then repeat 3–4 times more. The pace is slow И.п.: стоя, руки на поясе;

1– правую руку вперед, левую вверх;

2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза. Потом расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед.

Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний

Initial position: sitting or standing. Put back sides of the hands on your waist.

1–2 – put the elbows forward, bend your head forward;

3–4 – put the elbows back and bend. Repeat 5–6 times. Then put hands down and shake them. The pace is slow И.п.: сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе.

1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед;

3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно.

Темп медленный

Initial posotion: sitting, hands are up.

1 – make a fist;

2 – unclasp your hands. Repeat 6–8 times.

Then put hands down and shake them.

The pace is slow И.п.: сидя, руки вверх. 1– сжать кисти в кулак;

2 – разжать. Повторить 6–8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

Темп средний

3. Гимнастика для глаз

Эти упражнения способствуют сохранению зрения

Open your eyes wide. Look as high as you can, fix your sight for one second. Then move your eyes to the right as far as you can, fix this position for one second. Then move your eyes down as far as you can, fix the position for one second, and finally move your eyes left as far as you can and fix this position for one second. Keep your eyes wide open. Do this exercise 10 times clockwise and 10 times counter-clokwise

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose.

Close your eyes,

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again Широко раскрыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.

Затем перевести его до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду.

Далее посмотреть до предела вниз, зафиксировав на секунду взгляд, а затем до упора влево, также задержав взгляд на секунду.

Глаза все время должны быть открытыми. Выполняется упражнение 10 раз по направлению часовой стрелки и столько же – против

Эти упражнения способствуют сохранению зрения

Blink fast, close your eyes and sit calmly, counting slowly to 5. Repeat 4–5 times Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз

Close your eyes tightly, counting to 3, open them and look into the distance, counting to 5. Repeat 4–5 times Крепко зажмурить глаза (сосчитать до трех), открыть их, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз

Stretch your right hand out. Follow the forefinger’s action slowly with your eyes, without turning your head. Repeat 4–5 times Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая

головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз

Stretch your hand out and focus on the forefinger, counting from 1 to 4, then move into the distance, counting from 5 to 8. Repeat 4–5 times Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 5-8. повторить 4–5 раз

Move your eyes right 3–4 times, then 3–4 times left. Do the exercise clockwise. Relax the eyes and look into the distance, counting from 1 to 6. Repeat 1–2 times В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза

Вращения

Вращать глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом в обратную сторону. Закрыть глаза и повторить то же самое.

Rotate eyes 10 times clockwise, then back. Close your eyes and repeat the same exercise.

Вертикали – горизонтали

Не поворачивая головы, интенсивно двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево (10–15 раз).

Without turning the head move your eyes up and down, right – left.

Удивление

Сильно зажмурить глаза и посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, как будто чему-то удивляетесь.

Close your eyes tightly and look into the darkness. Then open your eyes wide, as if you are surprised.

Диагонали

Направить взгляд в левый нижний угол, сосредоточить его на этой точке.

Focus your eyes to the left bottom corner. Focus on this point.

После трех морганий повторить в правую сторону. Затем скосить глаза в левый верхний угол, а теперь в правый.

Then wink 3 times and direct your sight to the right bottom corner. Focus on this point. Then look against to the left upper corner and then to the right corner.

«Косые» глаза

Поднести палец к переносице, посмотреть на него. Затем медленно отвести палец вдаль, продолжая следить за ним глазами.

Put your finger on the bridge of the nose, look at it. Then slowly take the finger aside, keeping eyes on it.

Расслабление. Плотно закрыть глаза, расслабив лоб. Подумать о чем-нибудь приятном.

Tightly close your eyes, relax the forehead. Think about something pleasant.

Для сохранения зрения очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрыть их ладонями так, чтобы они оказались в полной темноте.

4. Гимнастика для слуха.

Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения

Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: slim, teacher, six, sit, bee, lick, tree, giraffe Хлопни в ладоши 1 раз, если ты услышишь короткий звук и

Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, cap, bad, black, bedroom, match, bent, seven, ten Хлопни в ладоши 2 раза, если ты услышишь звук э

Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she, snow, some, we, sunny Скажи да, если ты услышишь слова, начинающиеся со звука с

Bend the upper part of the ear down with your hand. Unbend, bend, as if you are rolling up and down the ear. The ears should become warm Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми

Press the lobe of the ear, rub and release. Rub the whole ear in a circle from one side to another. You should rub 2 ears at the same time Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями все ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха

Start pulling the ears. First 20 times down, then take the middle of the ear and pull 20 times Дергаем себя за ушки 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем тоже 20 раз

5. Упражнения, корректирующие осанку

Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища

Initial position: put your legs aside, put your hands over the head.

1–5 – make circular motions with your body to the right;

5–6 – make circular motions to the left;

7–8 – put your hands down and shake them.

Repeat 4–6 times. The pace is medium И.п.: стойка, ноги врозь, руки за голову;

1–5 – круговые движения тазом в одну сторону;

4–6 – в другую; 7–8 – руки вниз, расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз.

Темп средний

Initial position: come to the point, put your legs aside,

1–2 – bend down, the right hand is sliding down along the leg and the left hand is bent along the body. It’s up.

3–4 – initial position,

5–8 – bend down, the left hand is sliding down along the leg and the right hand is bent along the body. It’s up. Repeat 5-6 times. The pace is medium И.п.: стойка, ноги врозь. 1–2 – наклон в

сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, – вдоль тела вверх; 3–4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.

Повторить 5–6 раз. Темп средний

6. Дыхательная гимнастика Эти упражнения способствуют углублению дыхания, а также активизируют работоспособность

Breathe in through the nose, breathe out through the mouth Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторите 4 раза

Put your hands in front of the chest, push elbows sharply back and put your hands down. Repeat 6 times Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 раз

Breathe in through the nose, while breathing out pronounce the sounds [p], [t], [k]. repeat 6 times Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звуки [p], [t], [k]. Повторите 6 раз

Артикуляционно-мимическая гимнастика

Данные упражнения помогают создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, нужных для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц.

Упражнения для губ

Have lips form a smile. Teeth should be hidden 1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны

Stretch lips out and roll them into a tube 2. Хоботок.

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой

Keep lips in a smile, teeth are closed in a natural bite 3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны

Teeth are closed. Lips are rounded, and are stretched out a little. Upper and lower cutting teeth are visible 4. Бублик.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны

Change the lip positions several times 5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.

Чередование положений губ

Упражнения для развития подвижности губ

Stretch lips out and roll them in a tube. Then stretch lips in a smile 1. Улыбка – Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть в улыбку

Stretch lips out and roll them in a tube. Move lips right – left, then make a circular motion 2. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо – влево, вращать по кругу

Flap lips, making a dull sound 3. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук)

Упражнения для губ и щек

Inflate two cheeks at the same time. Then first inflate one cheek, then the other one 1. Сытый хомячок.

Надуть щеки одновременно, потом каждую поочередно

Suck the cheeks in 2. Голодный хомячок.

Втянуть щеки

Inflate two cheeks and beat them lightly with fists 3. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам (воздух выходит с силой и шумом)

Упражнения артикуляционной гимнастики для языка

Relax the tongue on the lower lip and slap it with the upper lip Расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»)

Click the tongue Пощелкать языком, присасывая строго по средней линии

Chew the porridge Вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»)

Lick the lips Облизывать губы

Imitate:

– a kulak;

– a coquettish girl;

– a complete fool Изобразить:

– грозного владыку;

– кокетливую девочку;

– полного дурака

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности школьников на уроке

1. Письмо

Ребенок, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Рекомендуются упражнения:

– для снятия общего или локального утомления;

– для кистей рук.

2. Чтение

Нагрузка на глаза у современного школьника огромна, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать гимнастику для глаз.

3. Слушание и говорение

В данном типе урока применяют гимнастику для слуха, которая к тому же благотворно влияет на зрение.

А дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Динамические паузы

Динамическая пауза – перерыв в учебной или трудовой деятельности, заполненный разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение динамических пауз с целью переключения ребенка с умственной деятельности на физическую.

В комплекс, рассчитанный на 2–3 минуты, нужно включать знакомые детям упражнения для крупных групп мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки.

Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, например, мышц шеи, кисти.

Массаж активных точек

В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение. Проводим массаж ушных раковин так, чтобы «уши горели». Каждый прием выполняется по 15–20 раз. Действуем в такой последовательности.

1. Тянем – умеренно – раковину уха сверху вниз.

Pull the cochlea up and down.

2. Плотно обхватив ушную раковину пальцами, тянем ее вверх.

Clasped the cochlea with the fingers, pull it up.

3. Тянем ушную раковину в сторону.

Pull the cochlea to the sides.

4. Накроем ладонями уши и проделаем круговые движения ушной раковины по часовой стрелке (работают обе руки).

Cover your ears by palms, making circular actions clockwise.

5. Проделываем круговые движения ушной раковины против часовой стрелки (работают обе руки).

Cover your ears by palms, making circular actions the other way round.

6. Плотно прижимаем ладони к ушным раковинам и резко отпускаем (при этом следует услышать легкий хлопок).

Put your palms on the cochlea and release them abruptly.

7. Проводим ладонями по лицу, как будто умываемся.

Touch the face, as if we wash it.

8. Погружаем лицо в сложенные горстью ладони. Put your face into the hands.

9. Делаем несколько легких круговых движений ладонями, словно омываем лицо водой.

Make several circular hand motions, as if we wash our face.

Заключение

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка с учетом физиологических особенностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

Приложение №3

Вопросы анкеты        

7-9 классы

1. Я чувствую заботу о моём здоровье со стороны коллектива школы        

2.Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогут мне сбросить физическую и моральную усталость.         

3. Меня беспокоит моя осанка        

4.Я мог(ла) бы проводить физкульминутки на уроках        

5. Я пользуюсь классной аптечкой        

6. Я часто болею простудными заболеваниями        

7.Во время выполнения домашнего задания я:

а) регулярно (примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя;

б) Слежу за своей осанкой (стараюсь соблюдать позицию «спина прямая, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 90;

в) Регулярно выполняю упражнения для глаз;

г) Сижу за компьютером не больше 10-30 минут.         

Литература

1.      Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

2.      Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.  ВАКО, 2004

3.      Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004

4.      Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.

5.       Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004

6.      Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003

7. Журнал «Здоровье ребенка», №10, 2010г. Е. Березникова.

8. Статья Л. Зариповой, ГОУ СОШ «Школа здоровья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Работа содержит теоретический и практический материал о применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....