Проблемное обучение как одно из эффективных средств формирования универсальных учебных действий
статья на тему

Проблемное обучение имеет практическую значимость в формировании личности. Учит детей добывать знания самостоятельно, прменять их в различных ситуациях. Является одним из наиболее эффективных

средств активизации мышления учеников, формирования УУД.

Проблемное обучение способствует воспитанию, образованию и развитию школьников, в процессе которого они становятся не просто учениками "знающими", а и учениками "умеющими".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

            «Средняя общеобразовательная школа № 47»

Проблемное обучение как

одно из эффективных средств

     формирования универсальных

учебных действий

                                  Составила:

                                                                   Ишарнова Светлана Ивановна,

                                                              учитель иностранного языка

Новокузнецк, 2016

   Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения,

основанная на использовании учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу.

Сейчас, когда мы стремимся воспитать свободную, образованную развитую личность, способную к саморазвитию, необходимо показать многообразие точек зрения на развитие прошлого и современного мира. Человек должен уметь давать оценку происходящим событиям, опираясь не на авторитетное мнение кого-то, а иметь свою точку зрения. Каждый должен уметь отстаивать свои позиции в споре, аргументировать их, находить компромисс. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир. Проблемное обучение требует от ученика знаний, проявление самостоятельности и личностной оценки и умения взаимодействовать с другими людьми.

Проблемное обучение на уроках иностранного языка "учит учиться", что меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником: они основаны на сотрудничестве, взаимопомощи. Такое обучение на уроках имеет практическую значимость в формировании личности, так как учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией, что способствует созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно и в том числе использованию информационных технологий; стимулирует личностную активность учащихся, способность к согласованным действиям с учётом позиции другого вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. Проблемное обучение способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействия среды.

Технология проблемного обучения позволяет эффективно решать поставленные на уроках задачи, поскольку в основе такого обучения лежит доминирующая продуктивная деятельность. Такие уроки вызывают восторг у учащихся. По мнению большинства учеников нашей школы, «они дают возможность осознать противоречие, сформулировать вопрос, находить пути решения самостоятельно; уроки интересны, и на таких уроках невозможно «скучать». Такие технологии востребованы родителями, они говорят на родительских собраниях о необходимости формирования у детей способности применять знания в различных ситуациях и решать жизненные проблемы.

Сравнивая проблемный и традиционный уроки, и, исходя из многолетнего опыта, можно сказать, что отмечается разный подход в учебной деятельности и большая разница в результатах:

-проблемное обучение решает вопросы, связанные с формированием УУД обучающихся;

-обеспечивает развитие способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию;

-обучающиеся переживают ситуацию успеха, испытывают радость творчества;

-осознают свои возможности, становятся более уверенными, компетентными и способными максимально реализовать свой потенциал.

 В проблемном обучении процесс усвоения знаний идёт как процесс решения проблемных задач, сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон, то есть ученик овладевает универсальными учебными действиями. Данная технология пригодна для использования на всех предметах и на всех ступенях обучения. Основными методами на таких уроках являются поисковые и исследовательские методы, при которых обучающиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

На уроках применения знания и обобщающего повторенияпри создании проблемных ситуаций, использую методические приемы:

  • предлагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, эколога, педагога);
  • побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • формулирую проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

В итоге обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

воспитывается активная творческая личность, умеющая видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Общая схема организации процесса введения новых знаний и навыков в работе представлена в таблице.

 

№ этапа

Название этапа

Формируемые УУД

I

Организационный момент

Личностные: смыслообразование, самоопределение

На каждом этапе урока формируются коммуникативные действия: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества

II

Актуализация знаний

Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение.

III

Возникновение проблемной ситуации

Познавательные 

(общеучебные): умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации.

IV

Постановка проблемы (целеполагание)

Регулятивные: целеполагание, планирование

V

Поиск решения

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные (логические)

VI

Выражение решения

Общеучебные: моделирование

VII

Применение знаний на практике

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: самоконтроль, самооценка

VIII

Самостоятельная работа

Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка

IX

Итог урока

Общеучебные: рефлексия.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Считаю, что проблемная технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. 

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования универсальных учебных действий. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание, применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.  В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и отработки новых знаний.

     Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий:

1. личностные:

 самоопределение,

  нравственно-этическая ориентация;

2. регулятивные:

 целеполагание, 

  планирование,

 прогнозирование

 контроль,

   коррекция,

 оценка,

 саморегуляция;

3. познавательные:

 общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

 логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство);

4. коммуникативные действия:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

  постановка вопросов,

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить не только эффективность образовательном процесса, но и:

 развивать мышление и способности обучающихся, развивать творческие умения;

 обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

 воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Таким образом, проблемное обучение способствует воспитанию, образованию и развитию школьников, в процессе которого они становятся не просто учениками «знающими», а и учениками «умеющими». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка

Перед многими практикующими педагогами встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить вли...

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на уроках русского языка

Данная статья является обобщением применения технологии проблемного обучения на уроках русского языка, содержит конкретные примеры проблемных заданий, вопросов....

Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...

Проблемное обучение как одна из педагогических технологий образовательного процесса

В рамках ФГОС востребованы современные технологии в образовательном процессе. Одним из часто и эффективно используемых технологий является проблемное обучение. На каждом уроке математики перед обучающ...