Доклад на тему: «Проблемное обучение как одно из средств развития интеллектуального потенциала личности»
статья

Краткий обзор необходимости применения проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Проблемное обучение как оно из средств развития интеллектуального потенциала личности».

Подготовлен учителем химии МБОУ СОШ №13 Куклиной Ириной Александровной для выступления на РМО, которое запланировано на 25.03.2020г.

С середины прошлого столетия направления обучения поляризуются вокруг двух его характеристик: управляемости и формирования у учащихся способности «добывать» знания самостоятельно.

Высшей степенью проблемности считается такая учебная ситуация, в которой обучающийся сам ставит проблему, сам находит решение и проверяет полученный правильный ответ. В учебной практике, такое удается редко.

Результаты исследований показали, что традиционные методы обучения приводят к формированию в первую очередь внешних мотивов учебной деятельности, если же преимущественно используется проблемное обучение, то это достаточно эффективно влияет на формирование у обучающихся учебно-познавательных мотивов.

Методика проблемного обучения направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности. Другими словами, это обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе проблемного обучения лежит диалогическое общение как между преподавателем и учениками, так и между самими учеиками. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь обучающихся.

Реализация проблемного обучения предполагает достижение следующих целей:

- привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

- поставить учеников перед посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

- обнажить перед учениками противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и невозможностью её удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков;

- помочь ученикам определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побуждать к активной поисковой деятельности;

- учить искать наиболее рациональные пути выхода из ситуации затруднения.

Правильное использование идей проблемного обучения в учебном процессе не только помогает найти решение проблемной задачи, но и способствует тому, чтобы ученики увидели, осознали и сформулировали проблему, содержащуюся в этой задаче или вызываемую ее постановкой.

Проблемное обучение - это одно из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту. Проблемное обучение как творческий процесс представляется решением нестандартных научно-учебных задач такими же нестандартными методами. В ходе поиска таких же нестандартных путей решений этих задач активизируются мыслительные процессы, являющиеся ядром познавательного интереса. Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он связан с решением проблемных задач и ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения. Таким образом, проблемное обучение является одновременно и средством для формирования у учеников глубокой познавательной мотивации и средством, с помощью которого детерминируется их умственная деятельность.

Назначение проблемного обучения заключается в постановке и решении учениками теоретических или практических задач, ранее ими не решаемых. Предлагаемые задачи (проблемы) имеют широкий диапазон сложности - от достаточно простых учебно-предметных задач до исследования и решения оригинальных научно-прикладных вопросов комплексного характера.

По мнению И. Я. Лернера, проблемное обучение применяется в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал. В ходе обучения всегда будут нужны и тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого материала. Конечно, нельзя отрицать того, что оптимальной структурой учебного процесса будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций и задач.

Ведущим звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого мышления.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение, возникающее у человека в том случае, когда ему бывает сложно объяснить какое-то явление, факт, процесс или невозможно достичь цели известными способами. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, придать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала. Анализ проблемной ситуации приводит к синтезу и обобщению, к формулировке проблемы. При этом фиксируются данные и искомое, условия и требования, соотношение которых определяет весь ход мышления. Поиск средств анализа условий проблемы начинается с актуализации и систематизации прежних знаний и способов действий, которые в прошлой деятельности приводили к успеху в аналогичных ситуациях. Другими словами, проблемная ситуация стимулирует активную мыслительную деятельность человека, побуждая его к поиску новых способов объяснения или действия, и тем самым является мощным фактором формирования интеллектуального потенциала личности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников»

«Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подходав обучении и воспитанииглухих младших школьников»...

Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.

В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Привед...

«Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использовани...

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...

«Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»

Представлена    итоговая работапо модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Развитие творческого потенциала личности  в обучении». музыкотерапия ...

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

В статье сформулированы основные принципы использования проектного обучения, даны основные формы и методы  организации работы над проектами, рекомендации по применению проектной технологии....