Главные вкладки

    «Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»
    статья (биология) по теме

    Храмков Юрий Николаевич

    В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использования того или иного метода в педагогической деятельности, в частности эффективности метода проектов, вновь приобретает свою актуальность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Самарской области

    Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

    (повышение квалификации) специалистов

    Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

    Итоговая работа  на тему:

    «Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»

    Курсы повышения квалификации по ИОЧ

    ВБ: 07.10.2013 – 11.10.2013

    «Развитие творческого потенциала личности в обучении»

    Выполнил: Храмков Юрий Николаевич,

    учитель биологии и химии

    ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево

    Самара, 2013 г.

    Содержание

    Введение        3

    Основная часть        8

    Приложение 1        13

    Приложение 2        14

    Приложение 3        15

    Список литературы        22


    Введение

    Актуальность

    В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использования того или иного метода в педагогической деятельности, в частности эффективности метода проектов, вновь приобретает свою актуальность.

    Развивать творческий потенциал школьника необходимо, в первую очередь, для того, чтобы дать ему осознание того, что он, являясь полноценной и полноправной личностью, способен достигать высоких результатов, опираясь на  свои собственные силы.

    Процесс развития творческого потенциала направлен на то, чтобы дать человеку максимально широкий выбор путей самореализации. В конечном итоге это будет способствовать тому, что он, определив для себя наиболее приемлемый путь, будет максимально использовать свои способности, принося пользу себе, своей семье и обществу в целом – как в материальном, так и в духовном плане.

    Поэтому изучение и анализ  динамики  развития творческого потенциала  личности  школьника остаются актуальными.

    Сроки реализации проекта

    1 этап: изучение проблемы; постановка цели – с 07.10.2013 по 11.10.2013;

    2 этап: разработка технологии реализации проекта – с 12.10.2013 по 30.10.2013;

    3 этап: выполнение основных операций по реализации проекта – с 01.11.2013 по 30.12.2013:

    • сбор и обработка информации;
    • создание макетов;
    • участие в конкурсах, защита индивидуальных, групповых разработок в рамках проекта и т.д;

    4 этап: мониторинг, анализ, обобщение, оценка результатов – 11.01.2014 по 20.01.2013г

    Используемые ресурсы

    1. лекционные материалы, полученные в период прохождения обучения в СИПКРО
    2. Ресурсы Internet

    Цель: Определить возможности проектной деятельности, ее эффективность для развития творческой активности школьников

    Задачи:

    1. Провести анализ научной литературы по теме проекта;
    2. Выявить возможности использования проектной деятельности для развития творческой активности школьников;
    3. Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности как способа развития творческой активности школьника;
    4. Исследовать отношение участников проекта к предмету «Биология», «Химия».

    Ожидаемый результат

    1. Обоснование особенностей творческой деятельности в рамках проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности;
    2. Обоснование образовательных возможностей проектной деятельности для развития творческой активности;
    3. Практическая значимость
    1.  Создание банка учебных презентаций
    2. Оформление стендов
    3. Разработка методов диагностики творческой активности
    4. Создание видеозаписей защиты проектов
    5. Участие в конкурсах на уровне школе, района, округа
    6. Создание специального сайта как очередного этапа развития проекта

    Критерии оценки результата

    1 – интерес к процессу творческой деятельности

    2 – осознанность цели деятельности

    3 – стремление к успеху

    4 – стремление к лидерству в творческой деятельности

    5 – стремление к самообразованию

    6 – поиск дополнительной информации

    7 – стремление к поддержанию контакта

    8 – желание пользоваться признанием

    9 – гибкость, оригинальность мышления

    10 – критичность ума

    11 – способность к оценочным суждениям

    12 – способность генерировать новые идеи

    13 – изобретательность

    14 – способность по-новому взглянуть на привычное

    15 – умение видеть альтернативу

    16 – создание оригинальных способов решения

    17 – способность к творчеству

    18 – способность к прогнозированию своей деятельности

    19 – способность к самооценке, самоанализу

    20 – умение доводить дело до конца

    21 – способность к саморазвитию

    Карта наблюдения по приведенным критериям представлена в Приложении 1.

    Мониторинг

     МЕТОДЫ   ДИАГНОСТИКИ

    Опрос, беседа, анкетирование, педагогические наблюдения, анализ практической деятельности учащихся и ее результатов. Анализ достижений учащихся. Самооценка, взаимооценка, оценка преподавателя, экспертная оценка.

    Анкета выявления творческих качеств школьников представлена в Приложении 2.

    Методика диагностики уровня творческой активности учащихся представлена в Приложении 3.

    Модель процесса реализации проекта

    Таблица 1

    Модель процесса реализации проекта

    ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

    Цель: определение эффективности проектной деятельности для развития творческой активности учащихся

    Задачи: проведение анализа научной литературы по теме изучения, выявление возможности использования проектной деятельности для развития творческой активности, определение параметров, позволяющих оценить эффективность проектной деятельности как способа развития творческой активности школьника.

    СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

    Содержание: рабочие программы по биологии  для учащихся 5-11 классов; система учебных проектов по предмету, включающая творческие, информационные, прикладные, исследовательские проекты.

    Метод проектов для урочной и внеурочной деятельности школьников. Интерактивные формы и методы, ИКТ в проведении уроков и консультаций.

    Условия: организация урочной и внеурочной деятельности на основе метода проектов; самостоятельность проектной деятельности учащихся; проблемность содержания проектов; коллегиальность в работе над проектом; мотивационная направленность на результат, поэтапность проектной деятельности.

    Продолжение Таблицы 1

    ДЕЯТЕЛЬ-НОСТНЫЙ БЛОК

    Учебная деятельность

    Действия преподавателя: проведение уроков, практических занятий, консультаций, контроль знаний

    Действия учащихся: подготовка сообщений, докладов, рефератов, выполнение упражнений и заданий

    Проектная деятельность

    Этапы

    Действия учителя

    Действия учеников

    Результат этапа

    Ценностно-ориента-

    ционный

    Мотивация выбора проектной деятельности. Проблематизация учащихся. Планирование тематики и структуры проекта. Уточнение позиций проектирования

    Осознание проблемы. Целеполагание. Выработка концепции проекта.

    Замысел, идея, образ проектного продукта.

    Планиро-

    вочный

    Объединение учащихся в проектные группы. Обучение приемам эффективной работы в группе. Наблюдение и помощь

    Описание продукта проектирова-

    ния. Разработка технологии его изготовления. Распределение обязанностей

    Расписание или график выполнения задач проекта с указанием ответственных.

    Конструк-

    тивный

    Контроль работы проектных групп. Стимулирование поисковой деятельности. Консультирование. Организация действий по самооценке. Коррекция

    Реализация разработанной технологии.

    Готовый проектный продукт.

    Презента-

    ционный

    Помощь учащимся в подготовке к защите проекта. Составление возможных вопросов к докладчикам. Организация презентации.

    Оформление проектного продукта. Подготовка доклада. Репетиция.

    Публичное выступление, защита проекта.

    Оценочно-рефлек

    сивный

    Организация взаимооценки проектов. подведение итогов. Организация рефлексии проектной деятельности.

    Оценка проектного продукта. Рефлексия деятельности.

    Фиксирование уровня освоения компонентов компетенций.

    Основная часть

    Определение эффективности проектной деятельности для развития творческой активности учащихся происходит в процессе реализации долгосрочного проекта «Жизнь растений».

    Проект предназначен для учащихся 5–11 классов и является продолжением проектов, выполняемых учащимися   начальной школы.  В зависимости от возраста участников  проекта, реализация его осуществляется в несколько этапов. Каждый этап включает выполнение теоретической и практической части.

    5–6 классы

    1. Изучение видового состава комнатных растений в рекреациях  школы и в кабинетах. Классы распределены по группам. Каждая группа работает по самостоятельно разработанной «дорожной карте». От творческой активности каждого зависит успех всего коллектива.

    2. Сообщения на уроках биологии. На данном этапе преобладают индивидуальная и групповая формы деятельности. Каждый участник получает возможность проявить свои качества, учитель создаёт комфортную среду для творчества.

    3. Презентация индивидуальных проектов: «Мой зелёный уголок», «Прорастание семян», « Фенологические фазы развития растений»… Такие краткосрочные индивидуальные проекты помогают школьникам утвердиться, почувствовать себя более уверенным. Позитивная оценка учителя побуждает ученика на новую творческую инициативу.

    4. Участие в школьном конкурсе учебных презентаций развивает у школьников навыки выступления перед аудиторией, умение правильно выражать свои мысли и презентовать проделанную работу  ёмко и одновременно содержательно.

    7 класс

    1.  В коллективной форме учащиеся 7 класса создают  биогеографические  карты, такие как: «Карта происхождения комнатных растений», «Карта эндемичных растений», «Реликтовые растения мира»… У школьников развиваются навыки коллективного творчества.

    2. Праздник (классный час)  на тему: «Самое интересное из жизни растений». Подобное мероприятие дает возможность в той или иной степени проявить себя не только активным участникам проекта, но и менее инициативным учащимся – таким, которые в коллективном творчестве задействованы в наименьшей степени.

    8–9 классы

    1. Учащиеся 8-9 классов изучают экологические и лечебные функции растений. Здесь каждый ученик может представить свой индивидуальный проект, в процессе подготовки которого развиваются навыки поиска и эффективной обработки информации. Наиболее творческие учащиеся осуществляют сбор материала для создания специального выпуска журнала «Жизнь растений».

    2. Озеленение кабинетов школы с учетом воздушно тепловых условий содержания. Этот процесс может сопровождаться внешним оформлением кабинетов с установкой табличек с названием каждого растения. Творчество может проявиться в дизайнерском искусстве.

    3. Выпуск очередного номера учебно-познавательного журнала «Жизнь растений» является важным этапом проекта. Оформлением журнала занимается инициативная группа, проявившая себя на предыдущих этапах проекта.

    На первом этапе учащиеся 6 класса определяют видовой состав и дают  описание растений, представленных в кабинете биологии. Выполняют программные практические работы, готовят презентации индивидуальных проектов. Для этих целей используют специальную справочную литературу, Интернет.

    На втором этапе 6- 7-классники дают описание растениям, растущим в рекреациях  школы и во всех других кабинетах. Собирают информацию для выпуска очередного номера журнала. Работая в группах, они совершенствуют собственные навыки коллективного творчества, общения, сотрудничества.

    Информация о многообразии растений размещается на стендах, классных уголках  в виде бюллетеней для будущего журнала «Жизнь растений». Кроме того, в емкость с растениями устанавливаются таблички с указанием названия, вида, родины растения.

    В ходе проектной деятельности проводятся консультации для участников проекта, даются рекомендации по работе со справочниками, указания по поиску информации об условиях выращивания растений в том, или ином кабинете. Важно связать практическую деятельность учащихся с учебным процессом в рамках всего цикла предметов естественных наук. Знания, полученные шестиклассниками в разделе «Морфология растений» могут быть использованы ими на уроках географии при составлении «карты растительного мира» с указанием родины растений. Целесообразно проводить интегрированные уроки в рамках недели предметов естественных наук. В процессе реализации проекта ученики прорабатывают большой объём дополнительной информации. Вся деятельность приобретает определённую целенаправленность и системность. Несомненно, такой вид деятельности вызовет интерес у многих школьников, которые периодически будут представлять свои мини-проекты классу, школе… Все подготовленные учебные презентации пополнят медиатеку кабинетов биологии и географии.

    Под руководством учителя химии отдельная группа школьников проводит мониторинг экологического состояния кабинетов школы. Оформляя карту растительности мира, учащиеся узнают, что на всех континентах Земли произрастают реликтовые и эндемичные растения, а родина большинства комнатных растений – влажные леса Африки, Южной Америки, так как абиотические факторы в кабинетах вполне соответствуют естественным условиям вышеуказанной природной зоны.  Результаты работы можно оформить в виде рефератов, показать на школьном стенде, или подготовить конкурсную презентацию.

    Очередным этапом проекта является презентация результатов исследовательской и практической работы. Для учащихся 6–7 классов проводится внеурочное мероприятие «Жизнь растений». Здесь с использованием карты растительности мира ведущие рассказывают всем  об условиях жизни растений, встречающихся в школе. Каждый школьник может представить широкой публике свой маленький проект: «Эдельвейс», «Орхидея», «Растение Юрского периода»…

    Учащимся 8-9 классов продолжают исследование лекарственного значения растений, а также растений, определяющих состояние чистоты воздуха в помещении, т.е «растений-индикаторов». К ним относятся фиалка, бегония, традесканция… Кроме того, учащиеся могут изучать свойства растений - детоксикантов, способных обезвреживать токсичные вещества, содержащиеся в воздухе. Это герань, бегония, хлорофитум, диффенбахия…  

    В рамках программы озеленения школы учащиеся подбирают для каждого кабинета растения с учетом экологических факторов. Получает практическое развитие задача по разведению кактусов. Возникают новые идеи по изучению растений, занесённых в красную книгу.

    Осуществляется работа по определению растений, обладающих лечебными свойствами. В школе к таким растениям относятся, пеларгония, сенсевьера, туя, алоэ, фикус... Результаты работы в этом направлении оформляются в виде стенда «Лекарственные растения в школе», или выпускается очередной номер журнала на тему «Лекарственные растения» с указанием видового состава, лечебных свойств, применения в фармацевтике и народной медицине. Надо сказать, что работу по исследованию свойств лекарственных растений целесообразно проводить под руководством медицинского работника школы.

    Результаты проектной работы учащиеся представляют на школьной научно-практической конференции, на конкурсе учебных презентаций на уровне школы, района, региона. Вся проектная деятельность отражается на сайте biocenoz.ucoz.ru, созданном в рамках проекта «Жизнь растений». Таким образом, проектная деятельность учащихся школы получает выход на разные уровни и становится доступной для других школ и может получить статус сетевого проекта. Наиболее интересные работы могут быть представлены на окружной детской экологической научно-практической конференции, в сетевых проектах и международных ярмарках, на всероссийском  конкурсе исследовательских работ по методике В.Ф. Шаталова.

    В совместной деятельности с учащимися, реализуя выше указанный проект, учитель одновременно проводит диагностику эффективности проектной деятельности для развития творческого потенциала личности школьника. Методика проведения анализа и оценки результатов приводится в Приложениях 1, 2, 3.

    Приложение 1

    Карта наблюдения

    ФИО

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    Приложение 2

    Анкета выявления творческих качеств школьников

     [Методика В.И. Андреева]

    Вопрос: Какие из перечисленных качеств у Вас получили развитие в процессе выполнения проектов?

    1. Целеустремленность 
    2.  Воля 
    3.  Познавательная активность
    4.  Эмоциональность
    5.  Любознательность
    6.  Лидерство
    7.  Смелость
    8.  Решительность
    9.  Самоконтроль
    10.  Открытость
    11.  Независимость
    12.  Инициативность, активность
    13.  Чувство юмора
    14.  Яркое воображение
    15.  Оригинальность
    16.  Увлеченность
    17.  Сообразительность
    18.  Гибкость мышления

    Приложение 3

    Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

    [методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, 
    Б. С. Алишева, Л. А. Воловича
    ]

    Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

    Ход проведения: уровень творческой активности определяется по четырём критериям (результаты заносятся в таблицу)

    1. Чувство новизны.
    2. Критичность.
    3. Способность преобразовывать структуру объекта.
    4. Направленность на творчество.

    По каждому из критериев вычисляется средний балл. В составе четвёртого, последнего, критерия вопросы с  41-го по 56-ой-это самооценка. Самооценка по критерию «Чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы №41,42,43,44; по критерию «Критичность» по среднему баллу ответов на вопросы №45,46,47,47; по критерию «Способность преобразовывать структуру объекта» на вопросы №49,50,51,52; по критерию «Направленность на творчество» на вопросы №53,54,55,56.

    Очень важно сопоставить средний балл по каждому из критериев с самооценкой. Например, по критерию «Чувство новизны» средний балл составил 1,45 , а самооценка 0,9.  Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Можно выделить три уровня этой активности.

           Низкий:  от 0 до 1 балла.

           Средний: от 1 до 1,5 балла.

           Высокий: от 1,5 до 2 баллов.

    1. Чувство новизны (№1-10)

       Выберите тот ответ, который определяет ваше поведение в предложенных ниже ситуациях.

    1. Если бы я строил для себя дом, то:
    1. построил бы дом по типовому проекту (0)
    2. построил бы такой дом,  который видел  на  картинке в журнале или кино (1)
    3. построил бы такой дом, которого нет ни у кого (2)

    2. Если мне нужно принять гостей, то я:

    1. провожу вечер, как мои родители, когда к ним приходят гости(0)
    2. готовлю сам сюрприз для гостей(2)
    3. стараюсь провести вечер, как любимые герои кино(1)

    3. Среди предложенных на контрольной задач я выбираю:

    1. оригинальную (2)
    2. трудную (1)
    3. простую (0)

    4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

    1. красивое (1)
    2. точное (0)
    3. необычное (2)

    5. Когда я пишу сочинение, то:

    1. подбираю слова как можно проще (0)
    2. стремлюсь употребить те слова , которые привычны для слуха и  точно отражают мои мысли (1)
    3. стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)

    6. Мне хочется, чтобы на уроках:

    1. все работали (1)
    2. было весело (0)
    3. было много нового (2)

    7. Для меня в общении самое  важное:

    1. хорошее отношение товарищей (0)
    2. возможность узнать новое (2)
    3. взаимопомощь (1)

    8. Если бы я был поваром, то:

    1. стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и  довольны (0)
    2. создавал бы новые блюда (2)
    3. старался бы мастерски готовить все  известные блюда (1)

    9. Из телевизионных передач я выбираю:

    1. «Смехопанораму» (0)
    2. «Поле чудес» (1)
    3. «Планету Земля» (2)

    10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

    1. наиболее удобный маршрут (0)
    2. неизведанный маршрут (2)
    3. маршрут, который хвалили мои друзья (1)

    1. Критичность (№11-20)

    Согласны ли вы с высказываниями?

    1. полностью согласен (0)
    2. не согласен (2)
    3. не готов дать оценку (1)

    11. «Знания и только знания делают человека свободным и великим» (Д.И.Писарев).

    12. «Лицо – зеркало души» (М.Горький).

    13. « Единственная настоящая ценность – это труд человеческий» (А.Франс).

    14. «Разум человека сильнее его кулаков» (Ф.Рабле).

    15. «Ум, несомненно, первое условие для счастья» (Софокл).

    16. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публимий Сир).

    17. «Боится презрения лишь тот,  кто его  заслуживает» (Франсуа де Ларошфуко).

    18. «Нас утешает любой пустяк, потому что  любой пустяк приводит нас в уныние» (Блез Паскаль).

    19. «Способности, как и мускулы, растут при  тренировке» (К.А. Тимирязев).

    20. «Только глупцы и покойники не меняют своих мнений» (Д.Л. Оруэлл).

    1. Способность преобразовывать структуру объекта (№ 21-30)

    № 21А-23А – для старшеклассников.

    № 21Б – 23Б – для учащихся среднего возраста.

    Правильные ответы: 21А –а)            21Б – г)

                                             22А – г)             22Б –б)

                                             23А –б)           23Б –д)

     В первой строке № 21А – 23А представлена пара слов,  между которыми существует некая связь или какое-то соотношение.  Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов,  между которыми  существует  та же связь или то же  соотношение. Правильный ответ оценивается в 2  балла,  неправильный – 0 балов.

    21А. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

    а) арест – вор           в) арест – судья

    б) арест – обвиняемый        г) арест – адвокат

    22А. ОЗЕРО – ВАННА

    а) водопад – лужа       в) водопад – вода

    б) водопад – труба       г) водопад – душ

    23А. ВУЛКАН –ЛАВА

    а)  источник – родник     в) огонь – костер

    б) глаз – слеза                    г) шторм -  наводнение

    В первой строке № 21Б – 23Б представлена пара слов, которые находятся в определенном отношении. Далее идет исходное слово и пять других слов,  из которых только одно находится в таком же отношении к исходному. Определить это слово. Правильный ответ оценивается в 2 балла,  неправильный – 0 балов.

    21Б. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ

    Больница      а) доктор      г) лечение

                              б) ученик    д) больной

                             в) учреждение

    22Б. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

     Картина     а) хромой              г)рисунок

                        б) слепой                 д) больной

                         в) художник

    23Б. РЫБА – СЕТЬ

     Муха        а) решето             г)жужжать

         б) комар     д) паутина

          в) комната

    Найти выход из ситуации.

    24. Заснув в своей постели,  утром вы проснулись в пустыне. Ваши действия.

    25. В машине,  которой вы  управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия.

    26. В чужом городе вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

    27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как вы будите  изъясняться?

    Ответы записываются на листе бумаги.     Критерии оценки:   а) реальность  (2);   б) вариативность (3).    Время для ответа не более одной минуты на каждый вопрос.

    Перечислите  как можно больше способов использования каждого предмета.

    28. Консервная банка

    29. Металлическая линейка

    30. Велосипедное колесо

    Ответ записывается на листе бумаги.  Время ответа – одна минута на каждый вопрос. Ответы оцениваются следующим образом:

    отсутствие ответа – 0 баллов

    тривиальный ответ – 1 балл

    оригинальный ответ -2 балла

    1. Направленность на творчество (№ 31 -40)

    Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?

    31. а) читать книгу (0)

    б) сочинять книгу (2)

    в) пересказывать содержание книги друзьям (1)

    32. а)  выступать в роли актера (2)

    б)  выступать в роли зрителя (0)

    в) выступать в роли  критика (1)

    33. а) рассказывать всем местные новости (0)

    б) не пересказывать услышанное (1)

    в)  прокомментировать то, что  услышали (2)

    34. а) придумать новые способы выполнения работ (2)

    б) работать,  используя испытанные приемы (0)

    в) искать в опыте других лучший способ работы (1)

    35.  а) используя указания (0)

    б) организовывать людей (2)

    в) быть помощником руководителя(1)

    36.  а) играть в игры, где каждый играет  за себя (2)

    б) играть в игры, где  можно проявить себя (1)

    в) играть в команде (0)

    37. а)  смотреть интересный фильм дома (1)

    б) читать книгу (2)

    в) проводить время в компании друзей (0)

    38. а) размышлять, как улучшить мир (2)

    б) обсуждать с друзьями,  как улучшить мир (1)

    в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)

    39.а)  петь в хоре (0)

    б) петь песню соло или дуэтом (1)

    в) петь свою песню (2)

    40. а) отдыхать на самом  лучшем курорте (0)

    б)  отправиться в путешествие на корабле (1)

    в) отправиться в экспедицию с учеными (2)

    Самооценка ( №41 – 56)

    41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

    42. Могу представить себе то,  чего не бывает на свете.

    43. Буду участвовать в том деле,  которое для меня ново.

    44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

    45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    46. Мне удается находить причины своих неудач.

    47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    48. Могу обосновать, почему мне что –то нравится или не нравится.

    49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    50. Убедительно могу доказать свою правоту.

    51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    52. У меня часто рождаются интересные идеи.

    53. Мне интереснее работать творчески, чем как –то иначе.

    54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    55. Мне нравится организовывать своих товарищей на  интересные дела.

    56.Для меня очень важно, как оценивают  мой труд окружающие.

    Ответы на вопросы оцениваются так:

     Да – 2 балла

    Трудно сказать – 1 балл.

    Нет – 0 баллов.

    Карта ответов на вопросы анкеты

    1

    2          

    3

    4

    № 1-10 Чувство новизны  (средний балл)

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    № 11-20 Критичность (средний балл)

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    № 21-30 Способность преобразовывать структуру объекта (средний балл)

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    №31-40 Направленность на творчество (средний балл)

    33

    34

    35

    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42

    43

    44

    № 41-44 Чувство новизны (самооценка- средний балл)

    45

    46

    47

    48

    49

    50

    51

    52

    № 49-52 Способность преобразовывать структуру объекта (самооценка – средний балл)

    53

    54

    55

    56

    № 53-56 Направленность на творчество ( самооценка –средний балл)

    Список литературы

    1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №10)
    2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.
    3. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003. 
    4. Электронная библиотека диссертаций, http://www.dissercat.com/content/didakticheskie-usloviya-i-kriterii-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-na-fakultati - 09.10.2013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.

    В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Привед...

    «Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»

    Представлена    итоговая работапо модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Развитие творческого потенциала личности  в обучении». музыкотерапия ...

    Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала личности

    Авторская работа, раскрывающая возможности применения дидактических игр на уроках обществознания....

    Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

    В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...