«Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»
методическая разработка по музыке по теме

Рыжакова Наталья Николаевна

 Представлена    итоговая работа

по модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Развитие творческого потенциала личности  в обучении».

 музыкотерапия   активно включается педагогами в образовательный процесс, как средство коррекции психо-эмоционального состояния ребёнка и развития его творческого потенциала . Технология музыкотерапии в формировании навыков восприятия музыки  играет огромную роль, так как активизирует  процесс усвоения знаний: : восприятие(чувство) - понимание - знание. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

                                                  Итоговая работа

по модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Развитие творческого потенциала личности  в обучении»

по теме:

«Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 13 по 17 октября 2014 года

     

Выполнила: Рыжакова Наталья Николаевна

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ №14 СП  ЦВР «Успех»

                                                          2014г.

Оглавление

Введение                                                                                               3                                                                                                  

Паспорт                                                                                                 3                                                                                                    

Актуальность                                                                                        3

Цели, задачи ИР                                                                                   6

Ожидаемые  результаты                                                                      6                                                    

Основная часть                                                                                     8

Проблемы и риски                                                                         12                                                                                                                                                                  

Ресурсное обеспечение                                                                         16                                                                                                                                                  

Заключение                                                                                             16

Выводы по ИР                                                                                 17

Список информационных  источников                                           17

Введение

       Паспорт ИР

      •         Представлена итоговая работа по теме: «Музыкотерапия как    средство развития творческого потенциала личности на

занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»

•        Предназначена для детей от 7 до 9 лет, включая одарённых  

     и     детей с ОВЗ.

 •        Сроки создания данной работы: с 13 по 17 октября 2014 г.

  • Место реализации -  ГБОУ СОШ № 14 СП ЦВР «Успех».

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено воспитанию  творчески мыслящих людей. В наше время перемен в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески относиться к любой работе. Ведь только такие личности могут поднять престиж страны на высокий уровень.

Развитие творческой личности школьника, а также создание условий для его самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской Федерации.

        Сложившаяся в последнее десятилетие ситуация в области образования  и в сфере культуры и искусства характеризуется рядом проблем, для решения

которых была разработана Концепция развития образования в сфере

культуры и искусства РФ на 2008-2015гг.

В целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства

Концепцией определены приоритетные задачи:

- выявление художественно-одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих   условий для их образования и творческого развития;

- эстетическое воспитание подрастающего поколения;

- воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории  слушателей и зрителей;

- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры;

- реализация нравственного потенциала искусства как средство формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества.

     Музыкальное развитие   является средством для реализации заложенных в ребёнке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что соответственно способствует формированию собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим. Самодисциплина, терпение, чувствительность, координация, умение слушать и слышать, быть эмоциональным и внимательным, способность запоминать и концентрировать внимание – все эти качества развивает музыкальное воспитание. И эти качества останутся с ребёнком  независимо от  дальнейшего выбора  им профессии.      

   Анализируя результаты и опыт работы своей деятельности в музыкальном воспитании детей, я пришла к выводу, что главным является повышение общей культуры воспитанности, этики поведения, творческого потенциала ребёнка.

Анализ  результатов  усвоения обучающимися учебной программы, проведенный  в 2011-2012  учебном году,  показал что существуют недостатки в образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Гармония» (обучение игре на фортепиано, хоровое и сольное пение):

-  обучающиеся пока не владеют навыками восприятия музыки, не умеют анализировать услышанное;

- в основном образовательном процессе не всегда могут написать музыкальный диктант, подобрать мелодию от заданной ноты.

Дети, поступающие в музыкальную студию, обязательно прослушиваются, на  предмет выявления музыкальных способностей (память, ритм, слух),  проходят консультацию врача-педиатра, невропатолога, психолога.

Все данные я фиксирую в   индивидуальном плане ( см. приложение) для каждого ребёнка. По результатам прослушивания: в набранной группе  15 человек, из которых 70% имеют хорошие муз. данные, 33% - средние. По результатам обследований врачей и психолога: 40% - 6 человек имеют нарушения психо-эмоциональной сферы, причём из них 3 человека с хорошими муз. данными. Несмотря на хорошие музыкальные данные такие дети не справляются  с заданиями в образовательном процессе, так как им  мешают  гиперактивность или заторможенность, и другие нарушения  психо-эмоционального  состояния.

Возникают противоречия:

- между необходимостью развития навыков слушания музыки и реальным состоянием психическо-эмоционального здоровья.

         На основе проведенного анализа  можно сформулировать существующую профессиональную проблему:

       В наше время многие дети страдают различными формами нарушений психо-эмоциональной сферы, ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями.  Формирование навыков слушания, восприятия музыки у них представляет определённые трудности. А ведь восприятие является одним из главных составляющих в цепочке: восприятие – понимание – знание.  В результате  это тормозит их творческое развитие и не раскрывает творческий потенциал.

Для решения  существующей профессиональной проблемы необходимо выдвинуть  цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в ОП  методики  и приёмов музыкотерапии.

   

Цель данной работы – внедрение  в ОП технологии  музыкотерапии и создание необходимых условий для развития творческого потенциала и способностей детей.

Задачи:

  • Освоить и внедрить технологию  музыкотерапии в образовательный   процесс.
  •   Разработать методы и приёмы  для формирования творческого потенциала учащихся с применением на занятиях элементов музыкотерапии.
  •  Описать новый результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения в ОП технологии музыкотерапии.
  • Охарактеризовать изменения в образовательном процессе (изменения содержания, средств обучения и воспитания, контроля);
  • Охарактеризовать изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов
  • Разработать методы мотивации обучающихся на самостоятельную  творческую  деятельность .
  • способствовать коррекции психоэмоциональной сферы;
  • способствовать формированию продуктивных условий взаимодействия всех субъектов образовательной среды.

                   Ожидаемые результаты

     Внедрение технологии музыкотерапии на занятиях в музыкальной студии позволит:

- сформировать навыки восприятия музыки,  научить  понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями;

 - привить навыки расслабления при помощи музыки, способствовать коррекции  психоэмоциональной сферы, привить мотивацию к ЗОЖ;

 -раскрыть творческий потенциал, творческий, оригинальный подход к решению заданий;

- развить  творческое воображение,

 - развить коммуникативные компетенции;

 - заинтересовать обучающихся в изучении музыкальной культуры;

- повысить мотивацию к творчеству на занятиях;

 - активизировать самостоятельность в исследовательской деятельности;

- значительно увеличить информационную емкость урока, глубину подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности.        Применение

Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении  умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, вырастет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.

 Отношения в рамках «учитель – ученик» станут более гармоничными, психологическая среда – комфортной,  будет преобладать эффективное конструктивное общение. 

   Этапы  внедрения технологии музыкотерапии и алгоритм действий:

  1. этап. Подготовительный: поиск, изучение и обработка информации.  Август-октябрь 2012 г

   1.   Подбор литературы, репертуара

   2.   Первоначальная диагностика

   3. Методическая разработка занятий с элементами музыкотерапии

   4.   Консультации с родителями, врачом, психологом

  II Основной этап  

  2012-2013 учебный год (ноябрь - апрель)

  1.   Организация работы

         2. Проведение занятий с элементами музыкотерапии

         3. Промежуточная диагностика

        4.  Открытый урок с приглашением  родителей (декабрь)

  5. Мастер класс  по внедрению технологии музыкотерапии на занятиях музыкальной студии (апрель)

III Заключительный этап

Апрель - май 2013г.

1.   Отчёт о проделанной работе (выступление на педсовете апрель)

 2.   Итоговая диагностика

                       Основная часть

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». 

       

                                                                                Бенджамин Блум

       Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца.

        Творец – это человек или ученик, обладающий творческим потенциалом.

        Творческий потенциал — это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. 
О динамике развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:
• способность открытия нового знания;
• появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
• владение новыми (для личности) способами деятельности;
• импровизационность, как способность внезапно принимать решение;
• расширение поля интеллектуальной активности; 
• креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.      

        В музыке для творчества открыты огромные просторы. Виды музыкального творчества разнообразны, прежде всего, потому, что музыка тесно переплетена с человеческой жизнью вкупе со всеми её проявлениями.
Характерной особенностью музыки является сильное и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.    

       Ученые В.М.Бехтерев, М.Догель,  Н.Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц. Г.П.Шипулин отмечал благотворное влияние музыкального ритма на активизацию деятельности человека и повышение интереса к ней на развитие у детей внимания, памяти, внутренней собранности.
     Опираясь на многочисленные исследования и эксперименты, анализируя деятельность педагогов-музыкантов, я включила в свою программу «Гармония» для занятий в музыкальной студии «Весёлые нотки» раздел: «Музыкотерапия». Сначала это был урок-слушание музыки для расслабления, снятия психо-эмоционального напряжения. Затем, наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, как они слушают, передают свои ассоциации, обсуждают услышанное, пытаются показать жестами или рисованием свои чувства.  Большая заинтересованность ребят, активность в процессе занятий, рождение интересных творческих работ требовали больше времени отводить урокам музыкотерапии. В результате, переработав программу,  я включила в неё не только разделы и отдельные занятия.  Программа разработана  с учётом дифференцированного  подхода к  каждому ребёнку (в студии занимаются дети с ВОЗ)  и теперь в каждом занятии использую методы творческой музыкотерапии, общей и индивидуальной.

Элементы музыкотерапии, включенные в уроки музыкальной студии, помогают ученикам усваивать учебный материал и по  другим школьным предметам, вызывая у них искренний и живой интерес ко всему, что происходит вокруг.  На занятиях  музыкотерапии я использую прежде всего классическую музыку, но не забываю  и о произведениях современной легкой музыки, в том числе джаза. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм. Под нежную, медленную и успокаивающую музыку дети  учатся приемам расслабления. Им предлагается сесть, принять удобную позу, расслабиться, сосредоточиться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без должного внимания, отвлекаясь на посторонние дела. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром. В процессе психологической разгрузки обычно использую музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно- повествовательным воздействием.

         Нередко в студию приходят дети с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы, ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Для таких детей особо важен метод музыкотерапии.        

   Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
       
Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

    Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что человек в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции, либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья.

  Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

     Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

В своей работе на занятиях используют несколько эффектов музыкотерапии.

  1. катарсис – эмоциональная разрядка;
  2. облегченное восприятия и переживание проблем;
  3. приобретение новых навыков эмоционального общения.

 Катарсис в переводе с греч. – возвышение, очищение, оздоровление. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов..Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно.

     В программе  по музыке для школьников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской катарсис упоминается как «высшее эмоциональное воздействие музыкой» (крупных жанров, вокальной и хоровой, джазовой (в разделе «Катарсис в джазе»).

 В данной работе термин «катарсис» употребляется для характеристики эмоционального состояния, возникающего в процессе слушания музыкальных произведений, с целью вызвать сопереживание, тем самым возвышая и воспитывая душу.

         Приёмы на занятиях  музыкотерапии:

- драматизация, театрализация песен.

- дыхательная гимнастика,

- слушание музыки,

- игра на музыкальных инструментах,

- вокалотерапия,

- звукотерапия,

 Особенно любима детьми интегративная форма музыкотерапии:

 - слушание музыки и рисование,

  - слушание музыки  и танцевальные движения,

 - слушание музыки и сочинение прозы и поэзии,

 - прогулка по парку и слушание звуков осени (зимы, весны, лета),

 - пение и игра на музыкальных инструментах и другие.

   Для того, чтобы активизировать учебный процесс и оптимально использовать возможности метода музыкотерапии я постоянно разрабатываю новые приёмы, интересуюсь и изучаю опыт других педагогов. А так же отслеживаю результаты своих воспитанников в развитии их творческого потенциала.

      Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Продукт творчества каждого ребёнка неповторим и уникален, и необходимо учитывать его личный рост, так как возможности и способности каждого индивидуальны. 

Проблемы и риски.

        Педагогу необходимо учитывать все стороны музыкотерапии. Музыкотерапия  противопоказана: детям  с предрасположенностью к судорогам, при резкой возбудимости, детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма,  больным отитом, детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление. Нельзя проводить с детьми слушание музыки  в наушниках, так как наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму. Поэтому необходима постоянная работа с родителями, лечащим врачом (педиатром, невропатологом), психологом.         

         Контрольно-оценочная диагностика.

      Представлены исследования начальной и итоговой диагностики, с целью изучения влияния процесса  внедрения технологии музыкотерапии в образовательный процесс.

Проведены исследования  на 15  учащихся  7-9 лет по следующими критериям:

Наименование критерии

Наименование методики

1

Личностная и реактивная (ситуационная)  тревожность

Методика самооценки психических состояний по  Г. Айзенку

2

Уровень воспитанности:

  • Отношение к учёбе
  • Доброта к окружающим людям
  • Культурный уровень развития ребёнка

Методика оценки, отношения к учёбе,  доброты к окружающим людям и культурного уровня развития ребёнка в разработке М.П.Капустина и М.И.Шиловой

3

  • Психологическая атмосфера в группе

Методика оценки психоэмоционального состояния  по методике Дж. Морено

       

        Данные диагностики показали следующие результаты:

  1. Диагностика самооценки психических состояний ребёнка

                                 по Г. Айзенку

Уровень

Количество  % в начале года

Количество  % в конце года

Не тревожны

5 чел / 33%

10 чел 67%

Тревожность средняя допустимого уровня

4 чел/ 26%

4 чел -26%

Очень тревожны

  1. чел / 40%

             1 чел – 6%

          2.  Уровень воспитанности

Уровень

Количество   в начале года%

Количество  в конце года %

Низкий уровень воспитанности

2 чел  / 13%

0-  0%

Уровень воспитанности ниже среднего

2 чел  / 13%

0 -0%

Средний уровень воспитанности

4  чел / 26%

6 чел- 40%

Уровень воспитанности выше среднего

4  чел / 26%

5 чел. -33%

Высокий уровень воспитанности

3 чел / 20%

  1. чел.-26%

3.Уровень психоэмоционального состояния

                  Уровень

Количество   в начале года%

Количество  в конце года %

низкий

 4 чел. 26%

              1 чел. – 6%

средний

 8 чел. 52%

               5 чел.  -67%

высокий

 3 чел. 20%

              9 чел. - 59%

Таким образом, результаты диагностики показали, что  выявленный у  ряда учащихся  повышенный уровень  тревожности, низкий уровень психо-эмоционального состояния, сниженный уровень воспитанности к концу года изменились в сторону: уменьшения тревожности, улучшения психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение), повышения уровня воспитанности.

Оценка результативности

В образовательной деятельности проведена диагностика знаний, умений навыков в деятельности: слушание музыки (из общей диагностики  знаний, умений, навыков по программе «Гармония» музыкальной студии «Весёлые

нотки» )  с целью отслеживания результативности внедрения технологии музыкотерапии.

Виды деятельности

Уровень

Восприятие   музыки

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к слушанию музыки. Он обладает основами культуры слушания музыки. Знает и различает малые жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод, пляска). Различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), слышит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный, умеренный (динамику ( тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан), различает звуки по высоте, различает инструменты народного оркестра.

Средний уровень. Имеет интерес к музыке, желает слушать, проявляет заинтересованность, знает и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), слышит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный, умеренный (динамику ( тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан), различает звуки по высоте

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к музыке. Он не умеет внимательно слушать музыкальные произведения, отвлекается во время их слушания, путает малые жанры музыки при любой помощи взрослого. Затрудняется различать характер музыки, смену частей, почти не различает отношения музыкальных звуков.

Результативность работы подтверждается наличием заметной положительной динамики.

              Год               1     2     3                 1     2    3               1      2     3

        обучения      

В контрольной группе второго года обучения в группе сформирован  более устойчивый интерес к восприятию музыки, ребята знают и различают различные формы музыки, знают звучание инструментов .     

    Для исследования роста творческого потенциала ребёнка я провожу тесты по методике: «Самоактуализация личности» А. Маслоу.

Ресурсное обеспечение

  1. Дидактическое обеспечение:  тесты, викторины, сборники нотной и текстовой литературы, карточки – пиктограммы (музыкального настроения и др).
  • Научно-методическое обеспечение:
  • каталог музыкальных произведений для самостоятельного прослушивания, рекомендации по их применению;
  • разработки уроков музыкотерапии с презентациями: «Зима в музыке», «Настроение» и др.
  • разработки уроков с включением элементов музыкотерапии.
  • календарно тематическое планирование.
  • авторская  программа  музыкально-эстетического воспитания детей в дополнительном образовании «Гармония».
  • мастер-классы, выступления на педсоветах, семинарах.
  1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: консультации психолога, психологические тренинги, анкетирование.
  2. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, фортепиано, инструменты шумового оркестра, комплекты дисков по музыкотерапии, раздаточный материал.

                                          Заключение

   Возможности представленной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Музыкотерапия благотворно влияет на душу ребёнка, раскрывая его творческий потенциал, эмоциональность культуру восприятия музыки. Роль и личность  учителя на уроках музыкотерапии чрезвычайно важна и ответственна. Надо быть особо чутким и внимательным, ведь ребёнок, окунаясь в творчество, открывает свою душу, сокровенные мечты и тайны, фантазирует и передаёт вам свои чувства. Главное не вспугнуть, не обидеть, поддержать и тогда вы его сделаете самым счастливым, вдохновите на новые творческие победы!

                                                Выводы

          Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять. Выстраивать педагогическую  деятельность  необходимо таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах творчества. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие области  деятельности обучающегося.

Список информационных  источников: 

Использованные источники:

1. Нормативно-правовая база:

   1) «Концепция  модернизации образования на период  до 2020 года»

   2) «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования». М.:  Просвещение. 2012.

   3) «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства РФ на 2008-2015гг.»

2.Основная литература:

   1) Адищев В.И. Музыка-язык чувств//Начальная школа.2004.№1.
  2) Лобанова Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий//Музыка в школе.2005.№3.
  3) Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.,2004.

    4) Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская: - М. 2004г. Программы образовательных учреждений: Музыка 1-7 кл.

3.  Дополнительная литература:

  1.   Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  2. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. –

 Ярославль, 1996.

Рекомендуемые источники:

1. Нормативно-правовая база:

     1) «Концепция  модернизации образования на период  до 2020 года»

     2) «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования». М.:  Просвещение. 2012.

2.Основная литература:

     1) Адищев В.И. Музыка-язык чувств//Начальная школа.2004.№1.
    2) Лобанова Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации   здоровьесберегающих технологий//Музыка в школе.2005.№3.
    3) Овчинникова Т. Музыка для здоровья.СПб.,2004

 3.  Дополнительная литература:

1)  Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., 1992.г.

2)  Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или я - детский педагог». - СПб., «Союз художников 2002г.

       3) Фаткуллина А.А. Урок лечебной физкультуры или обучение игре на    фортепиано. 

       

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.

В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Привед...

«Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использовани...

Поисково-исследовательская деятельность на уроке искусства как средство формирования творческого потенциала личности

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.Карл РОДЖЕРСКонцепция развития н...

Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала личности

Авторская работа, раскрывающая возможности применения дидактических игр на уроках обществознания....

Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности

Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...

Сценарий отчетного концерта музыкальной студии «Весёлые нотки» «Льётся музыка…»

Подведение итогов работы музыкальной студии за 2016-2017 учебный год. Творческая реализация детей. Создание эмоционально-доброжелательной атмосферы общения детей и их родителей. Воспитание чувства кол...