Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала личности
статья по обществознанию (7 класс) на тему

Колодешникова Елена Геннадьевна

Авторская работа, раскрывающая возможности применения дидактических игр на уроках обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игра на уроках обществознания70 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

как средство  развития

творческого потенциала личности

на уроках обществознания

Колодешникова Е.Г.

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 41 «Гармония»

Октябрьского района

городского округа Самара

Оглавление

Введение…………………………………………………. 5-7  

Глава 1. Теоретическое обоснование модели…………. 8-10

Глава 2. Применение игр на уроках обществознания…11-14

Заключение……………………………………………….. 15

Информационные источники ……………………………16                

Введение

     Современная система образования переживает период активной модернизации, основным элементом которой является введение нового образовательного стандарта. Главным результатом образования по новым стандартам является овладение школьником набором действий, позволяющих ставить и решать проблемы, важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Это означает, что процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы школьник приобретал не только набор готовых знаний, но и овладевал универсальными учебными действиями, которые обеспечат  возможность самостоятельного решения стоящих перед ним непростых задач. А  это значит,  что современный педагогический процесс должен основываться на активной творческой деятельности ученика и учителя.

     Творческий потенциал личности можно развивать с помощью различных методов и приемов. С нашей точки зрения, наиболее  простым и эффективным способом является игра.

     Полистайте подшивку любого педагогического издания, и вы убедитесь, что об игре и ее использовании в обучающих целях написано большое количество статей. Опубликовано немало монографий и методической литературы по данной теме. Об игре так много написано, что возникает простой и естественный вопрос: если игра так близка и понятна детям, если она решает так много задач (образовательных, воспитательных, развивающих), если игра - это естественное состояние ребенка, то почему дети в школе так часто читают взрослые тексты, отвечают на серьезные вопросы, сидят 6-8 часов по 45 минут за своей партой, и так редко играют на уроках?

          Во-первых, мы знаем мало дидактических игр. А те, которые знаем, отчасти не интересные, отчасти слишком сложные в исполнении, некоторые требуют трудоемкой подготовки (надо что-то печатать, рисовать, оформлять...), другие по времени не умещаются в урок, плохо сочетаются с программным материалом, решают задачи урока нестандартно. У учителя и так каждая минута на счету, а в игре есть балластовое в познавательном плане (чисто игровое) время. Многие игры можно применять только для обобщения или повторения пройденного.

     Следующий блок проблем связан с отсутствием традиции введения игр в процесс обучения. Например, многие игры шумные: учителя, работающие в соседних кабинетах, "не поймут", придет кто-либо из администрации - проблем не оберешься. Да и сами дети: дай им немножко пошуметь - потом не успокоишь.

         Как решить эти проблемы? Наряду со всеми другими, необходимы игры, которые просты, непродолжительны по времени, не требуют сложного оформления и оборудования, которые явственно и успешно решают педагогические задачи урока. То есть нужны такие игры, которые не усложнят труд учителя, а упростят его, явившись не тяжелым грузом, а палочкой-выручалочкой". Нужна также эффективная методика организации, которая поможет решить дисциплинарные вопросы, сделать время, потраченное на игру, максимально эффективным в образовательном плане.  А главное необходимо помнить, что в игре важен не столько результат, сколько сам процесс, позволяющий формировать различные компетенции школьников и развивать их творческий потенциал.

     Цель работы – развитие творческого потенциала учащихся  на уроках обществознания через игровую деятельность.

     Задачи:

     1.  Создать комплекс средств, позволяющих активизировать творческий потенциал личности на уроках обществознания.

     2. Разработать диагностические средства для проверки эффективности деятельности педагога.

     Ожидаемый результат: создание условий для проявления творческих способностей учащихся через игровую деятельность на уроках обществознания.

Глава 1.Теоретическое обоснование модели

     

     

     

               

Данная модель состоит из двух блоков, имеющих общее структурное содержание, но разное практическое наполнение.

               Первый блок рассматривает игровую деятельность как отдельный элемент урока, что обуславливает  специфику ее использования как средства развития творческих способностей. В силу ограниченности времени на данном этапе посредством игры мы можем повышать интерес учащихся к творческой деятельности, развивать структурные особенности интеллекта учащихся, обеспечивающих эффективность творческой деятельности.  Организация и проведение игр не требует специальной длительной подготовки. Для диагностики деятельности педагога на данном этапе можно использовать  метод педагогического наблюдения.

                Второй блок  рассматривает игру как ведущий вид деятельности на уроке, что позволяет      развивать у учащихся коммуникативно-творческие умения и навыки, повышать уровень самостоятельности, самоуправления, саморегуляции в процессе творческой деятельности. Организация и проведение игр требует дополнительной подготовки как учителя, так и учеников. Для диагностики деятельности педагога на данном этапе можно использовать  метод педагогического наблюдения, рефлексии.

                    Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель,  использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

     Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

     Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных”, где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение. В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Глава 2. Применение игр на уроках обществознания

           Данную модель можно реализовать на уроках обществознания в 7 классе при изучении раздела «Регулирование поведения людей в обществе».

Игра как элемент урока может быть использована при прохождении следующих тем:

1. «Что значит жить по правилам». Игра используется на этапе закрепления изученного материала или для актуализации  темы. Ученикам предлагается подумать и закончить фразу «Для меня самое важное правило – это…», объяснить значимость выбранной позиции.

2. «Почему важно соблюдать законы».  Игра «Ассоциация». В этой игре может принимать участие, как целый класс. так и один человек. Совместно выбираем  ключевой  термин по теме урока. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них это слово. Например, справедливость у кого-то ассоциируется с богиней Фемидой, у кого-то с наказанием. Воображение детей совершенно разное и поэтому некоторые ассоциации могут быть далекими от предмета, в этом случае лучше не заострять на них внимание. Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дифференцировании заданий в дальнейшем. Кроме того, проводя посредством этой игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, вы можете увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошел мимо внимания учащихся.

3. «Для чего нужна дисциплина».  Игра «Живая картина». Группа участников должна сделать «живую картину», а потом замереть неподвижно, чтобы  зрители поняли, что изображено. Изобразить нужно проявления внутренней и внешней дисциплины.

4. «Виновен – отвечай».  Игра «Я знаю пять…».  В 7 классе ее можно усложнить, предложив детям продолжить фразу несколько раз, обязательно используя новое числительное.

«Я знаю….  (один)» - «Я знаю, что закон один для всех».

«Я знаю…(два)» -  «Я знаю два вида правонарушений…»

«Я знаю… (три)  - «Я знаю три признака правонарушений…»

«Я знаю…(Четыре)»  - «Я знаю четыре вида юридической ответственности…»

«Я знаю…(пять)» - «Я знаю пять правонарушений….»

Урок – игра может быть использована при прохождении следующих тем:

1. «Права и обязанности граждан». Сюжетно – ролевая игра «Юридическая консультация». Работа по группам.

      Первый этап. Получение лицензии. Необходимо сдать экзамен  на знание основ права.

      Второй этап. Консультирование клиента. Группа получает задание с правовой ситуацией и составляет ответ.

      Третий этап. Правовое моделирование. Необходимо подготовить правовую задачу для соперников.

      Четвертый этап. Подведение Итогов. Рефлексия.

2. «Защита Отечества».  Игра «Пресс – конференция»

       В игре участвует целый класс. Главные роли играют люди, изображающие выдающихся людей, компетентных в том или ином вопросе. Например, " это может быть работник военкомата, известный военачальник (не обязательно ныне живущий - ведь это игра), потенциальный призывник.

На сцене /у доски/ размещаются приглашенные "гости", напротив них находится зрительный зал /класс/ и ведущий, который предлагает тему беседы, представляет "гостей" зрительному  задает сам вопросы, дает право задать вопрос зрителям, организует "вставки" / цитаты, репродукции, слайды и т.д./

Предварительно учителем проводится подготовительная работа. Сначала объявляется список лиц, необходимых для инсценировки, затем, когда роли разобраны учащимся предлагается один из вопросов, который может быть задан в ходе беседы. Вместе с тем, дается установка, что кроме этого могут быть заданы самые разные вопросы.

Очень важен выбор ведущего. На него ложится основная работа  по организации беседы.

В принципе, можно предложить это задание сильному ученику.

Каждый учащийся -"герой" заранее готовится к своей роли : узнает максимум информации о том человеке, которого ему придется играть (роли желательно раздать учащимся как можно раньше и учителю лучше время от времени интересоваться ходом подготовки помогать, если можно, советом, информацией т.е. взять на себя роль консультанта). Остальные учащиеся класса ("корреспонденты" различных газет, журналов, радиостанций, ТВ - передач) уже непосредственно перед игрой или на предыдущем занятии получают задание подготовить интересные вопросы.

              Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и создании новых игр. Учитель постепенно передает свои позиции лидера в организации игровой деятельности, становясь косвенным руководителем. Таким образом, происходит постепенное развитие самостоятельности учащихся, а учитель постепенно отходит от роли организатора к роли консультанта, или простого участника игры.

              Опыт организации игр позволяет выделить следующие этапы постепенного развития творчества игровой деятельности учащихся:

а) инициатива, организация и ведение игры - деятельность учителя, ученики являются участниками игры;

б) учитель выбирает, организует и ведет игру, но ему помогают ученики ;

г) ученики придумывают или выбирают, а также организовывают игру, а учитель им помогает;

д) ученики инициаторы и организаторы игры, а учитель либо участник, либо зритель.

               Почти все учителя, применявшие игру на уроке, отмечают, что игра - это один из методов обучения, ее не следует как переоценивать, так и недооценивать. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Заключение

     Много проблем и трудностей встает на пути учителя, пожелавшего сделать дидактическую игру своей постоянной спутницей на уроках. Сказывается отсутствие традиции, методических разработок, личного времени для создания и режиссуры игр, требующих методического и профессионального мастерства. Игра меняет стереотип взаимоотношений между учителем и учеником, между самими учащимися. Но для учителя, воспитателя, родителя - это благодатная почва применения способностей и сил, т.к. для ребенка игра имеет такое же важное значение, как для взрослого деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в жизни, когда будет взрослым. А сейчас игра для него - жизнь, и не только "воспитание происходит прежде всего в игре",  но и учиться тоже можно играючи.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Информационные источники

      1. Борзова Л.П. Игры на уроках граждановедения. –М., 1999.

      2. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. – М., 2004

      3. Букетов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. –М., 1997

      4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках    истории. – М., 2003 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.

В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Привед...

«Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использовани...

Поисково-исследовательская деятельность на уроке искусства как средство формирования творческого потенциала личности

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.Карл РОДЖЕРСКонцепция развития н...

«Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»

Представлена    итоговая работапо модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Развитие творческого потенциала личности  в обучении». музыкотерапия ...

Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности

Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...

Применение современных ИКТ технологий на уроках математики и информатики и внеурочной деятельности через игру в КВН, как возможность развития творческого потенциала личности обучающегося и повышения функциональной грамотности

Цель: Сформировать умение работать с информацией и критически омысливать ее            Создать условия тдля обучения и развития детей через игру в КВН    ...