Статья. Вознаграждение недостатков воспитания – СКАЗОЧНЫЙ ТЕАТР
статья на тему

Буенок Татьяна Ивановна

 

В статье обсуждается значение и необходимость использования сказок для работы с детьми во внеурочное время, в том числе для постановки кукольных спектаклей на русском и иностранном языке. Предлагается методика самостоятельного составления сказки, методика управления перчаточной театральной куклой...
Наша задача – воспитывать и нести детям добро и чувство справедливости, этого так не хватает в жизни!!! И сказку преподнести можно и нужно так, чтобы передать состояние волшебства и добра! Каждый человек может открыть в себе сказочника - волшебника! Спешите делать ДОБРО!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Вознаграждение недостатков воспитания – СКАЗОЧНЫЙ ТЕАТР.

  1. Автор статьи: Буенок Татьяна Ивановна, гимназии № 405.
  2. Место работы: ГОУ гимназия №405, г. Санкт-Петербург.
  3. Должность автора: учитель французского языка, руководитель театральной студии на французском языке, педагог дополнительного образования.

И со страниц прекрасных, добрых сказок, что Пушкин написал давным-давно,
Нам петушок напомнит, прокричав три раза, что в жизни есть всегда добро и зло.

Ух, за мной и за тобой                           Сказка – умница и прелесть,
Сказки бегают гурьбой!                                Ей повсюду путь открыт,
Обожаемые сказки –                                     Чтобы, чтобы, чтобы снова
Слаще ягоды любой!                                     Добрый злого победил!
В сказке солнышко горит,                            Чтобы добрый, чтобы злого
Справедливость в ней царит!                                                  Стать хорошим убедил!

                                                                                                                     (Ю. П. Мориц)

          Добро пожаловать в мир сказки, - волшебный, неповторимый, удивительный мир,      в котором люди понимают язык животных, звери разговаривают, герои отправляются в дальние странствия, где их подстерегает множество испытаний - борьба с чудищами, злыми духами, спасение принцесс, сложные загадки ...                                                                                  На сказках выросли десятки поколений и сотни миллионов людей на Западе и на Востоке. Меняются времена, меняются вкусы, одна литературная мода сменяет другую, но к сказкам неизменно тянутся читатели самых разных литературных пристрастий и разных возрастов, ведь каждая из них по-своему замечательна.

         Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

          Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями!  Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее…

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество.

           Сказка — удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным...

          Сказки слушали и слушают и в русских избах, и в африканских хижинах, крытых пальмовыми листьями. Словом, всюду. Но теперь, чтобы познакомиться со сказками почти любого народа мира, не обязательно слушать сказочника, достаточно протянуть руку к полке с книгами: ныне эти сказки переведены на многие языки, стали осознанно важным явлением мировой культуры, без которого она оказалась бы далеко не полной, а детство каждого из нас — лишенным чего-то важного.

          А.С. Пушкин в 1824 году в своем письме из ссылки — села Михайловского — сетовал и восхищался: «Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Читая сказку, мы  переживаем приключения героев как свои собственные, жмуримся от страха в самые опасные моменты и радуемся счастливым чудесам. А главное - мы почти всегда знаем, что все закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам все по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
        Сказки  выполняют не только развлекательную функцию, но и поясняют устройство окружающего мира, учат взаимодействию с другими людьми, отражают конфликты личностей и дают способы разрешения этих конфликтов. И этот кладезь народной мудрости преподносится легко, понятно и весело.  Наверное, только с помощью сказки можно без нравоучении й  объяснить  что хорошо а что плохо, как нужно поступать в какой либо ситуации а как не стоит, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей.

          Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, сподвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.  Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.                  

           Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги,  можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

          Ткой путь есть - посредством книг, сказки, с которой дети знакомы с детства, игр, театра и воображения. Игры учат перевоплощению и позволяют детям почувствовать себя мамой, папой или каким-нибудь сказочным персонажем…  Театрализованный вариант игры в сказочные, воображаемые персонажи-двойники дает возможность ребенку прозондировать чувства и исследовать различные возможные варианты ощущения жизни.

          Для ребенка мир предстает новым и непознанным. Его нужно исследовать, открыть, изучить, овладеть им. К счастью, дети появляются на свет с непреодолимым стремлением к познанию. Помните, с каким упорством, с какой настойчивостью маленький ребенок учится ходить. Он силится встать на ноги и падает вниз лицом, пытается подняться опять и падает снова, и так пока не научится.

          Ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры  могут быть приравнены к работе и учебе. Если понаблюдать за игрой детей, то можно заметить, что очень многое в этой игре строится на подражании. Подражают матерям и отцам, старшим братьям и сестрам, телевизионным, сказочным героям и т.д. Это имитационное поведение вполне оправдано. Большинство навыков, необходимых в жизни современного человека, гораздо сложнее инстинктов, и они приобретаются через подражание. Дети наблюдают за кем-то, а затем делают так же. Исследования показали, что когда детям предлагаются два примера для подражания — один «успешный», с положительным результатом, другой «неудачный» — они предпочитают первый. Именно этот момент учитывается во многих терапевтических сказках - ненавязчиво в сказочно-волшебной канве они предлагают положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как его любимый сказочный герой.

          Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Наверно нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Их даже можно брать за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и психотерапевтических курсов.     Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, она исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику. Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть универсальны для людей любых культур и времен. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Эти схемы очень удобно изучать в форме сказок.   В этом смысле Сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она вполне применима для любых задач.                                                                

         Стоит только сказать «Жили-были……» или «В некотором царстве – в некотором государстве….», как уже ясно, что начинается сказка.
          А что такого в этих простеньких словах? В этих словах заключена таинственная формула, безотказно формирующая интерес на протяжении тысячелетий.              
к начинающейся истории.
 Каждый человек может открыть в себе сказочника - волшебника! И наша задача сделать так, чтобы было как можно больше сказочников, волшебников, добрых волшебников! Учитесь делать Добро!                                                              Попробуйте сами сочинить сказку:

1.Придумайте около десяти не связанных между собой слов, имен существительных и нарицательных. Теперь попробуйте сочинить историю, связав все эти слова между собой по смыслу. Это упражнение хорошо развивает фантазию.

2.Используйте тему, на которую вам было бы интересно поговорить , или например ситуацию, которая вас сейчас волнует. Это хороший способ посмотреть на свои проблемы и заботы с другой стороны. Темы сказочных историй могут описывать множество внутренних вопросов, встающих перед нами: страхи, тревоги, радости и печали...

3.Выберите из придуманных вами слов то, которое вам наиболее интересно и вызывает как можно больше ассоциаций. Это слово станет темой, либо героем вашей сказки. Закройте глаза и представьте себе картину, в которой присутствует выбранное слово. Рассмотрите и опишите её на бумаге. Это — начало вашей сказки.

4.А теперь представьте, что могло бы нарушить эту картину или изменить её. Это будет конфликт вашей сказки.

5.Теперь осталось связать увиденное воедино и сочинить сказку…….

        Сказки можно читать, знакомиться с ними по мультфильмам или фильмам, а можно проиграть сказку самому, пережить волшебные события и представить зрителям. Лучше проиграть прочувствовать, показать, оживить персонажей посредством кукольного театра.

       Известно, что театр кукол, с его живым воображением и наивным метафорическим восприятием мира наиболее близок ребенку.  Кукольный театр - древнее и непростое искусство. Уважение и доброжелательность, отсутствие грубости,
стремление передать красоту и гармонию мира  - это важные слагаемые определяющие самобытный творческий облик Театра сказки. Участие в кукольных театральных постановках поможет преодолеть замкнутость в своих переживаниях, боязнь общения, опасение быть осмеянным сверстниками, получить негативную оценку своих поступков взрослыми.

Кукла – «действующий», активный вид наглядности на занятиях сказочного кукольного театра. Обучение приобретает несознаваемый характер, а формой обучения становится естественное общение. В неформальной обстановке ребята охотно и с интересом высказываются сами и внимательно слушают товарищей. Эффективность обучения повышается за счет улучшения психологического климата. Создается благоприятная возможность вводить новый языковой материал, в том числе иностранный, посредством общения. При этом повышается роль творчества и желательно проявить максимум артистизма, использовать выразительность голоса, лица, жестикуляцию или использовать театральные куклы, которые никого не оставят равнодушным, потому что напоминают привычные детские игрушки. Чем раньше начать заниматься  кукольным театром, тем меньше детей придется потом выводить из тупиковой ситуации,  в которой он может оказаться.

  Правила работы с самой популярной перчаточной сказочной театральной куклой просты и доступны ребенку и взрослому.                                                                                                                       Общие правила кукловождения:

1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3/4 своей высоты.

2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу (если это возможно).

3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. (Талия куклы должна приходиться как раз на запястье руки).

4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

9. Характер актера передается кукле.

Упражнения для перчаточных кукол.

           Актеры учатся управлять куклой как левой, так и правой рукой, так как  часто играют  роли  двух персонажей,  при этом внимательно следят за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно. Разминку начинать нужно с простых движений.

1) На счет «раз»-кукла делает необходимое движение, на«два, три, четыре» - задерживается в данной позиции и снова на «раз»- возвращается в основное положение.

2) Наклон головы. Актёры сгибают указательный палец, на который надета голова куклы. Следят за тем, чтобы запястье, локоть, большой и указательный пальцы руки оставались в неизменном положении.

3) Сведение и разведение рук. По счету «раз»- соединяют большой и средний пальцы, задерживают куклу в таком положении последующие три счета, а затем, на «раз»- возвращают ее руки в первоначальное положение.

4) Наклон туловища. Сгибают запястье руки вперед, назад, вправо и влево. Следят за тем, чтобы двигалась только верхняя часть туловища куклы, ее руки и голова должны оставаться в первоначальном положении.

5) Шаг. Чтобы кукла начала ходить, актёры передвигаются за ширмой. При этом слегка опускают и поднимают локоть. Но главное здесь - движение рук, которые вытягиваются вперед ладонями внутрь. По счету «раз»- поднимают средний палец вверх до отказа, большой же опускают вниз. На счет «три», «четыре» повторяют движения.

Обучение приемам кукловождения лучше начинать с театра ложек. Кукла, изготовленная из деревянных ложек, легка в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана под юбочкой, одетой на ложку. Работая с ширмой, ребенок должен ощущать, что кукла «идет» не проваливаясь и не слишком возвышаясь. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа (легко, вперевалку, суетливо и т.д.). Уходить кукла должна постепенно так же, как и входить. Важно, чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы.

      Сказки всегда интересны тем, кто только начинает изучать иностранный язык. Можно разыгрывать сюжеты хорошо знакомых ребятам сказок с адаптированным содержанием и использовать в них изученные на уроках песни, лексику. Активная познавательная деятельность во внеурочное время приносит детям успех и радость творчества. Инсценирование сказок дает детям  возможность прочно закрепить лексику и грамматические формы, необходимые для развития навыков и умений устной речи.

       Дети  обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Этот феномен основан на доминирующей роли правого полушария мозга. Дети способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребенка в раннем его возрасте. Необходимо не пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем возрасте. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастной чувствительностью ребенка.

Дополнительные занятия в театральной студии на иностранном языке дают  возможность расширения рамок  обучения по школьной программе, интенсивно осваивают новую лексику, произносят достаточно длинные фразы, и могут их узнавать и употреблять при общении на русском и другом иностранном  языке.

Обучающиеся в студии ребята

  • умеют играть  роль и  правильно произносить реплики выбранного героя из сказки.
  • владеют навыками чтения и  навыками произношения на иностранном языке.
  • способны произнести скороговорки на русском и иностранном языке.
  • умеют живо представить диалоги, стихи, песенки и сценки на русском и иностранном языке имеют представление о своеобразии речи и структуре другого языка на примере  изученных текстов.
  • владеют как диалогическим, так и монологическим видом речевой деятельности на русском и другом иностранном языке.
  • имеют навыки применения полученных знаний на практике.
  • способны  выражать свои чувства, регулировать и контролировать свои действия.
  • способны работать творчески и  самостоятельно.
  • мотивированы к дальнейшему изучению родного и иностранного языка.
  • имеют представление о дисциплине в театральном коллективе, о чувстве сотрудничества и ответственности.

В репертуаре студии могут быть сказки «Теремок», «Три поросенка», «Колобок», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит», «Золушка», «Русалочка»…на русском и иностранном языке.

Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими. Наш внутренний мир - это Волшебная страна внутри нас. В этой стране живут Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес, Боль, Отвращение, Любовь, Ненависть….


Наша задача – воспитывать и нести детям добро и чувство справедливости, этого так не хватает в жизни!!!    И сказку преподнести можно и нужно так, чтобы передать состояние волшебства и добра!

Спешите делать ДОБРО!!!

Используемая литература

http://imamita.ru/steps/vospitanie/76-skazkoterapiya-dlya-detej.html

http://imamita.ru/steps/vospitanie/76-skazkoterapiya-dlya-detej.html

http://mama.tomsk.ru/vospitanie/psychologypractik/skazki/

http://www.karapuz.kz/pages_out.php?cid=91

http://mama.tomsk.ru/vospitanie/psychologypractik/skazki/                                    http://www.somc.ru/node/220


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Воспитание детей театром"

Как занятия театральной деятельностью, может влиять на воспитание детей?...

Воспитание детей театром

Театр-это игра. Нет ничего лучше и понятней для ребенка, чем игровой материал. Именно посредством театра детям можно объяснить многие сложные для восприятия вещи. Думаю не ошибусь, если скажу, что час...

Статья Маргариты Жуковой "О школьном театре"

Статья Маргариты Жуковой "О школьном театре" была написана для журнала "На стороне подростка"....

Статья. Вознаграждение недостатков воспитания – СКАЗОЧНЫЙ ТЕАТР

В статье обсуждается значение и необходимость использования сказок для работы с детьми во внеурочное время, в том числе для постановки кукольных спектаклей на русском и иностранном языке. Предла...

Проблемы воспитания - от недостатка воспитания

О проблемах воспитания детей в современной семье написано много литературных и научных трудов, статей, материалов. Жизнь становится все более динамичной, общество – агрессивней, все меняется, и ...

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...