Грамматические категории латинского существительного и латинского глагола
план-конспект урока (9 класс) на тему

Циклаури Светлана Павловна

Латинское существительное и глагол имеют почти те же грамматические категории, что и русское существительное и глагол.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО и Н

ГБОУ СОШ №47

Кафедра иностранных языков

Конспект открытого урока  латинского языка  по ФГОС

Тема: «Грамматические категории латинского существительного и латинского глагола»

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

                   Одна из главных функций универсальных учебных действий включает:
— обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

            Я полагаю, что именно совместная деятельность учителя, который инициирует и направляет активность обучающихся, бросая вызов их сообразительности, и ученика способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
          Второй  урок  основного курса  латинского языка я посвящаю  «
Грамматическим  категориям  латинского существительного и латинского глагола» с целью   развития навыков  правильного   определения грамматических категорий существительных и глаголов в латинском языке.          Общеизвестно, что, знания грамматических основ классической латыни позволят в дальнейшем:
–  формировать   навыки правильного определения грамматических форм в латинских текстах

–  развивать умения понимать  смысл текстов учебного характера

–  решать практические, социальные   и личностно-значимые проблемы;
– анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя при  изучении латинского языка.

          Данный конспект урока по латинскому языку  представляет собой пример личностно-ориентированного урока по теме «Грамматические  категории  латинского существительного и латинского глагола» в  10 классе учащихся первого года обучения (учебник  «Латинский язык», авторы В.Н. Ярхо, В.И. Лобода – М.: Просвещение, 2010. – 319 с).

          При планировании времени урока предусматривается возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения  особенностей латинской  грамматики.

Аспекты урока:

Цель урока

Формирование ключевых  компетенций  по определению грамматических категорий латинского существительного и латинского глагола   на уроке латинского  языка.

Задачи урока:

Практическая:
– мотировать навыки УУД в развитии умений  по определению форм глагола и типа латинского существительного
Образовательная:
– активизировать и совершенствовать первичные  навыки грамматики  обучающихся.
Воспитательные:
– развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
– активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность.
Развивающие:
– содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
– формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);
– развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.  

Тип урока:

урок комплексного применения знаний с использованием электронно-образовательных ресурсов.

УУД:

Личностные:
– формирование познавательных мотивов обучающихся;
– развитие мысленного процесса  формирования грамматических форм латинского языка.
Регулятивные:
– планирование алгоритма работы  с партнером;
– владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.
Коммуникативные:
– продуктивное взаимодействие обучающихся в решении поставленной задачи;
– участие в небольших  обсуждениях  трудностей  грамматики латинского языка;
Познавательные:
–  самостоятельное построение грамматических форм, высказывание  мнений, обсуждение проблемных вопросов;

– комплексный анализ приобретенных знаний на уроке.

Форма урока:

урок решения практических задач. Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Этапы учебного занятия

I. Организационный момент

                  Тема урока: «Грамматические категории латинского существительного и латинского глагола»

                Автор: Циклаури Светлана Павловна, педагог французского и латинского языков ГБОУ СОШ № 47 г. Владикавказа РСО –Алания

               Описание занятия: данный конспект урока латинского языка разработан и реализован преподавателем латинского языка Циклаури Светланой Павловной

              Занятие направлено на  изучение и закрепление знаний по классической латыни и может быть использовано в курсе преподавания латинского языка в гимназиях и общеобразовательных  школах, дающих курс латинского языка  в рамках элективных курсов.

             Цели занятия:

- Развитие познавательного интереса к курсу  классической латыни у учащихся старших классов, готовящих себя к поступлению в медицинские академии и на другие факультеты, включающие курс латыни

- Развитие у учащихся умения проводить параллели между грамматикой латинского  и русского языков

- Закрепление и повторение программного материала непосредственно на уроке по латинскому языку

          Задачи:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса к дисциплинам вне школьного цикла, воспитание информационной и просветительской культуры
  2. Учебная – изучение и закрепление основных навыков владения грамматикой  латинского языка
  3. Развивающая – развитие логики мышления, развитие кругозора, обеспечение преемственности обучения в старших классах школы и первого курса вуза

Подготовительный этап: изготовление карточек грамматических форм,
                                           существительного и глагола

Ход занятия:   Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодняшнее занятие по латинскому      языку посвящено теме грамматических категорий  существительного и глагола в латинском языке. Но в начале,  давайте вспомним,  какими грамматическими категориями обладают  существительное и глагол в русском языке.  

Учащиеся называют: род,число, падеж,склонение существительного в русском языке и грамматические категории глагола: лицо, число, время, наклонение, залог.

Учитель: I. Латинские существительные и глаголы имеют те же грамматические категории. Начнем с существительного – категория рода: genus masculinum(мужской род),  genus femininum (женский  род), genus neutrum (средн. род)

Категория числа- numerous  singularis, numerous pluralis – ед. и мн. Число

Категория падежа – casus – nominativus (именит. падеж), genetivus (родит. падеж), dativus (дат. п), accusativus (винит. п), ablativus (отложительный или отделительный падеж), vocatives (звательный падеж).

Категория склонения – declination – изменение имен по числам и падежам.

        Учащиеся хором проговаривают латинские термины и сравнивают функции падежей в латинском и русском языках.  Учитель концентрирует внимание на функции звательного падежа, аналога которого нет в русском языке, но который сохранился в украинском языке и говорит о совпадении форм звательного и именительного падежей. Затем идет хоровое проговаривание названий падежей на латинском языке (развивающая функция). Затем раздаются карточки грамматических форм  латинского существительного,  и учащиеся закрепляют произношение латинских терминов (обучающая функция).

Учитель: II. Латинский глагол. Ребята! Как мы уже говорили, у латинского глагола  есть два залога: genus activum   и  genus passivum (активный и пассивный залоги), и три наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное.  Времена латинского языка делятся на две группы- по способу образования основ- основа инфекта и основа перфекта.  В основу инфекта входят незаконченные времена, а в основу перфекта – законченные.

           Все латинские глаголы  делятся в зависимости от конечного гласного основы инфекта на 4 спряжения.  Основа 1-го спряжения оканчивается на ā , 2-го спряжения – на ē, 4-го – на ī. К третьему спряжению относятся глаголы 2-х типов: а) основа оканчивается на краткий , тематический гласный –ě, б) основа оканчивается на краткое –ĭ.

           Инфинитив образуется при помощи суффикса – rě, присоединяемого непосредственно к основе для глаголов 1,2,4 спряжений  и с помощью соединительного гласного – ě  для глаголов 3-го спряжения .

         В следующем этапе вы самостоятельно должны образовать инфинитивы  глаголов, написанных на доске (дети образовывают инфинитивы и комментируют способы образования – обучающая функция).

        Итак, наше занятие на этом завершено. Большое спасибо всем за участие и активную помощь на уроке. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основные грамматические категории имени существительного"

Урок-закрепление изученного материала в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...

Грамматические категории имени существительного

Презентация к уроку русского языка...

Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных

Грамматическая категория одушевленности - неодушевленности не всегда совпадает с лексическим значением одушевленности - неодушевленности предметов в русском языке....

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.

Урок повторения и обобщения по теме "Глагол"  на основе  использования группировки слов....

Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Дифференциация согласных ч-ц.

Тема: Актуализация знаний о словах-предметах. Правила определения рода, числа и падежа существительных....