Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Воробьева Лариса Павловна

Урок повторения и обобщения по теме "Глагол"  на основе  использования группировки слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_glagol.docx17.33 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_po_teme_glagol_vorobeva.ppt515 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических   категорий в разных стилях речи.

Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Глагол»; сделать вывод о роли глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Задание: сгруппировать слова по любому признаку. Слайд № 2

Цель: повторить и систематизировать знания о грамматических категориях глагола; подготовить учащихся к обоснованию роли данных категорий глагола в разных стилях речи; повторить орфограммы: безударная гласная в корни слова, проверяемая ударением; удвоенная согласная; частица не с глаголом; гласная перед суффиксом прошлого времени - л.

        Вертит…ся, изв…нился бы, рас…читай, от…енил, сохн…т, (не) с…ердись, клее…л, засм…трюсь, ст…лился бы, …близился.

(Проверка группировки слов по орфограммам – слайд № 3).

                                           изъявительное            (слайды № 4, 5)        

 1) наклонения                                условное

                                        повелительное    

   

                                совершенный                      (слайд № 6)

 2) вид

                                              несовершенный

3) Возвратный и невозвратный                                  (слайд № 7)

?- Каким образом можно сгруппировать глаголы, относящиеся к изъявительному наклонению?

(по временам).

- Определите и запишите смысловые и формальные признаки, которые позволили вам сгруппировать глаголы по данным категориям.

(учащиеся сидят по группам, каждой группе дается схема категорий, в которую нужно вписать признаки).

? – Как вы думаете для чего нам необходимо знать формальные признаки….. смысловые? (слайд № 8)

(Для того, чтобы правильно использовать значения глагола в устной и письменной речи)

- Сделайте вывод о роли глагола в стилях речи, используя слова Аристотеля, А. Толстого. (слайд № 9)

Движение и его выражение – глагол _ являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.

                                                                        А. Толстой

Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии.

                                                                        Аристотель

Вывод: Из всех частей речи глаголы выделяются лингвистами как самая сложная и емкая; обладает экспрессией (выразительностью), т.к. обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении.

(И поэтому глагол в полном объеме используется в художественных и разговорных стилях).

? – Все ли формы глагола обладают выше названными признаками?

(нет, инфин. обозначает «чистое» действие, без уточнения конкретных особенностей значения.)

- Выделите ключевые слова, отражающие роль глагола, которую отвели ему авторы цитат.  (слайд № 10)

- Сравните свою запись с записью на доске.

(слайд № 11 – задание)

Цель: Сегодня на уроке, на основе вашей домашней работы, мы определим использование глагола и его категорий в разных стилях, приведем в систему полученные знания по данному вопросу.

        

Каждая группа ведет анализ текста по плану: (слайд № 12)

  1. Стиль
  2. Роль стиля
  3. Количество глаголов. Их роль в тексте.
  4. Наклонение (роль). Время (роль).
  5. Лицо и число (роль).

( группы заполняют лепестки ромашки, выделяя основные признаки).

Вывод о роли глагола в разных стилях. (слайды № 13 – 17).

Домашнее задание: Составить на термин глагол тексты разных стилей (по группам).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.

Слайд 2

Задание : Сгруппируйте слова по любому признаку . Вертит…ся 2 , изв…нился 2 бы, рас…читай, от…енил, сохн…т, (не) с…рдись 2 , кле…л, засм..трюсь, ст…лился бы, …близился.

Слайд 4

Наклонения Изъявительное условное повелительное (время) (форма гл. (просьба,приказ) прош. вр. и частица БЫ) Вертится извинился бы рассчитай Оттенил стелился бы не сердись Сохранит Клеил Засмотрюсь Сблизился

Слайд 5

Изъявительное наклонение Настоящее будущее прошедшее суффикс –Л- (ЛИЦО и ЧИСЛО) (РОД и ЧИСЛО)

Слайд 6

Вид Сов.вид Несов. вид (Что сделать?) (Что делать?) Рассчитает вертится Оттенил Сохранит не сердись Засмотрюсь клеил Сблизился Извинился бы стелился бы

Слайд 7

Возвратные невозвратные -СЯ (-СЬ) Засмотрюсь рассчитает Сблизился оттенил Вертится сохранит Извинился бы клеил Не сердись Стеснялся бы

Слайд 8

Как вы думаете, для чего нам необходимо знать формальные и смысловые признаки форм глагола? Задание: проанализируйте употребление глаглов в данных предложениях. Чуду-юду я и так победю. (Из пени В.Высотского). Врешь, убегешь, в хате развяжу. (Серафимович). У носорога всегда имелся запас жира на суровое время года в форме огромного нароста на загривке.

Слайд 9

- Сделайте вывод о роли глагола в стилях речи, используя слова Аристотеля, А. Толстого. Движение и его выражение- глагол- являются основой языка, найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе. А. Толстой Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии. Аристотель.

Слайд 10

Развитие Экспрессия Движение Емкость Инфинитив- « чистое» действие

Слайд 11

Николай Иванович Греч отмечал, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Найдите подтверждение словам Н.И.Греча, выполнив следующие задания. 1.Сравните сочетания слов. Брызжет вода, брызжут слезы, брызжет смех. 2.Оцените выразительные возможности глагола как части речи, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, определите синтаксическую роль глагола. Вся изба затр...слась затр...петала а к...четок в сенцах как крикн...т дурным голосом как взовьется да головой трах об стреху.

Слайд 12

План Стиль Роль стиля Количество глаголов. Их роль в тексте Наклонение (роль). Время(роль). Лицо и число (роль)

Слайд 13

Научный стиль Изъявительное наклонение (реальность, прямое значение) Инфинитив Наст. вр. Прош. Вр. Буд. время Несов.вид (историч. (теоремы) (закономерности) сочинения) 1-е л., лен.ч. отвлеченность 2-е л.,

Слайд 14

Официально-деловой наклонение Изъявит повелит. (инфинитивная форма) наградить Инфинитив Наст.вр. буд.вр. Устав Приказ Заявление Договор Акт Протокол Несов. вид сов. вид (утверждение, приказание) 3л., мн. ч Указание не лица и предметы

Слайд 15

публицистический Повелит. Наклонение (эмоции, воздействие) Наст. вр. Несов. вид. = офиц.-деловой Буд.вр. Прош.вр. Жизнь в динамике Сов.вид. Все формы глагола- Выразительность речи 1л., ед.ч. - воздействие

Слайд 16

художественный Все формы глагола несов. вид – не выражает развитие событий во времени сов. вид – конкретность, движение от одного факта к другому.

Слайд 17

Разговорный Усеченные формы глагола Все формы глагола Прыг, скок, тук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержанияСодержательная цель   выявление теоретических основ постро...

Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержанияСодержательная цель   выявление теоретических основ постро...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Правильные и неправильне глаголы"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Правильные и неправильные глаголы" . К учебнику "Анлийский в фокусе" , 6 класс. Урок проводится с применением интерактивной доски....

Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»

Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5к...