Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложные предложения с разными видами связи"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Кузнецова Людмила Николаевна

Урок русского языка 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №31»

Открытый урок

по русскому языку

«Обобщение и систематизация знаний

по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

            Разработала и провела:                                                                                                                                                       Кузнецова Л. Н.,

                                   учитель русского языка и литературы

Саранск – 2012

Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме урока.

                     2. Продолжить закрепление постановки знаков препинания в      предложениях с разными видами связи.

                     3. Совершенствовать учебно – языковые умения и навыки.

                     4. Продолжить работу по устранению речевых недочётов в тексте.

План урока: 1. Вступительное слово учителя.

                      2. Фронтальный опрос по теме урока.

                      3. Словарный диктант.

                      4. Выполнение тренировочных упражнений.

                      5. Вывод. Итоги урока.

                      6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

      В течение целого учебного года мы занимались изучением пунктуационных правил, работали со сложными предложениями.

     А так ли важна пунктуация? Может, мы обошлись бы без запятых, точек и тире, скобок и многоточия? Для чего существуют знаки препинания?

      Послушайте этюд А. Канавского «О пользе знаков препинания» и сделайте вывод.

      Вывод таков: без умения пользоваться знаками препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию. А без освоения письменной речью, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. Пунктуационная небрежность, неточность создают трудности в процессе письменного общения между людьми.

      А теперь я предлагаю вспомнить те пунктуационные правила, которые мы изучили в разделе «Сложные предложения с разными видами связи».

2. Фронтальный опрос по теме урока

- На какие группы делятся сложные предложения?

- Какая связь может быть в предложениях с разными видами связи?

- Что необходимо для того, чтобы понять смысл таких предложений?

- Какая связь является главной в таких предложениях?

- Расскажите о знаках препинания в сложных предложениях с разными видами связи, когда рядом стоят сочинительный и подчинительный или два подчинительных союза.

- В каких стилях используют сложные предложения с разными видами связи?

3. Словарный диктант

     Ребята, в работе со сложными предложениями вы допускали ошибки в написании неопределённых местоимений, наречий и сложных прилагательных. Поэтому  я считаю необходимым повторить сегодня эти орфограммы.

Кое – кто рассчитывал на встречу, услышишь какой – то шорох, по – прежнему надеялся на чью – нибудь помощь, покрытые инеем тёмно – зелёные ветки ели, крашенные грязно – розовой краской стены, по – прежнему заранее строишь планы на лето, узнать давным – давно, по прежнему пути.

Вывод о написании данных слов, вспоминаем орфограммы.

 4. Выполнение тренировочных упражнений

Индивидуальная работа по карточкам

     Карточку с дидактическим материалом тянут сами учащиеся как на экзамене. По окончании работы даю ученикам специальные карточки для проверки правильности выполнения задания. Ребята проверяют, ставят оценку простым карандашом и сдают работы.

Работа с предложениями, записанными на доске

  1. Постарайся беречь свою маму так же, как бережёт она тебя всю жизнь, потому что ты для неё – всё.
  2. Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям: давайте, люди, никогда об этом не забудем.
  3. Из всех даров мира остаётся только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого.
  4. Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, что было вокруг.
  5. Поставь над собой и сто учителей – они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя.
  6. Нет сомнения, что в душе, любящей музыку, находится зародыш всего прекрасного; кого же она не трогает, того можно сравнить с куском дерева или с камнем.

Задание: Расставьте знаки препинания, определите связь между простыми частями, составьте схемы предложений. Рецензировать ответы одноклассников.

Работа по восстановлению текста. Работа в парах

     Перед учащимися лежат карточки с предложениями, расположенными в следующем порядке: 1. Была тревожная ночь. 2. Чёрное море сияло над холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3. Корабль шёл недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчётливо виден. 4. Весь зенитный расчёт проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошёл с мостика и обходил палубу. 5. Видимо, он и сам прошёл порядочно: подойдя к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку.

Задание: Восстановите отрывок, расположив для этого предложения в определённом порядке. Произведите комплексный анализ текста.

А) Простое двусоставное

Б) Сложносочинённое

В) Сложное с разными видами связи

Г) Сложноподчинённое

Д) Бессоюзное сложное

Графический диктант

Задание: Составьте в тетрадях схемы прослушанных предложений.

  1. Каждый знает, как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. [    ], ( как… )  и ( как… )
  2. Ветер утих и дождь перестал, когда мы были уже в пути. [    ] и [    ], ( когда… )
  3. Пока собирались в обратный путь, резко похолодало и подул сильный ветер. ( пока… ), [    ] и [    ]
  4. В своё время Анна Михайловна дала себе слово, что, если сын вернётся с войны, она посадит какое – нибудь деревце. [    ], ( что, ( если… ), то )
  5.  Многие женщины давали себе слово, что если всё будет благополучно с их детьми, то посадят берёзку в честь сына или дочери. [    ], ( что ( если ), то )
  6. Солнце светит так, что, если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара. [    ], ( что, ( если… ),  )
  7.  Был девятый час утра, и, хотя жители уже давно встали, людей на улице было немного. [    ], и, ( хотя…), [    ]

Редактирование текста

На экране выдержки из ученического сочинения:

     А. С. Пушкин был талантливым писателем. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом. Он написал роман в стихах «Евгений Онегин». Роман был начат поэтом в южной ссылке и закончен Болдинской осенью. В романе он правдиво показал жизнь русского общества в начале 19 века.

Задание: Устраните недочёты в построении текста. Подумайте, где уместно употребить однородные члены предложения, сложноподчинённые предложения или предложения с разными видами связи. Запишите исправленный вариант, графически объясняя расставленные знаки препинания.

Исправленный вариант

     А. С. Пушкин был талантливым писателем, поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом. Он написал роман в стихах «Евгений Онегин», который был начат поэтом в южной ссылке, а закончен Болдинской осенью. В нём автор правдиво показал жизнь русского общества в начале 19 века.

Конструирование предложений

Задание: Из трёх простых предложений составьте сложные, используя разные средства связи.

  1. Наступает время грибной охоты.
  2. Трудно усидеть дома.
  3. Лес зовёт и манит.

Возможные варианты:

       1.  Трудно усидеть дома: наступает время грибной охоты, а лес зовёт и манит.

       2.  Лес зовёт и манит, потому что наступает время грибной охоты и трудно усидеть дома.

5. Вывод. Итоги урока

     Сложные предложения с разными видами связи используются чаще всего в художественном, публицистическом и научном стилях для того, чтобы выразить сложную мысль.

6. Домашнее задание

Составить 10 сложных предложений с разными видами связи на тему: «Школьная жизнь»

Самоанализ урока русского языка

ТЕМА:  «Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

ЦЕЛИ УРОКА: 

1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

-  Воспитание уважительного отношения к родному языку; воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ

- Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;  развитие монологической речи учеников; умение  анализировать свою деятельность.

3 ОБУЧАЮЩАЯ

-  Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме урока; продолжить закрепление постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи; совершенствовать учебно – языковые умения и навыки; продолжить работу по устранению речевых недочётов в тексте.

Данный урок - последний по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Цели урока реализовывались: 

1. Воспитательная.

Через работу с предложениями на нравственно – этические темы: патриотизм,  любовь к матери, природе, музыке. Коммуникативная деятельность на уроке осуществлялась через коллективную работу и  работу в парах. Такая форма деятельности способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера.

2. Развивающая.

Осуществлялась через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа.

3. Обучающая цель.

Осуществлялась в работе по редактированию и восстановлению текста, конструированию предложений, систематизации теоретического материала через комплексный  анализ текста.

Тип урока: совершенствование знаний, умений, и навыков учеников.

Вид урока: урок – практикум. Система моей работы на данном уроке осуществлялась следующим образом: четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

Методы:  на уроке был использован  репродуктивный  метод  (работа с учебником), частично – поисковый метод использован в работе по редактированию текста, конструированию предложений, восстановлению текста,  осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная  работа, работа в парах.

Приемы: был использован дидактический материал на нравственную тему; задания, побуждающие к выявлению авторской позиции,  высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались учебником, карточкой – информатором, планом рецензии на коллективную работу.

     На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка: текстоориентированный (монологический ответ, рецензия, работа с текстом публицистического стиля);  функциональный (совершенствование собственной устной и письменной речи);  коммуникативно - деятельностный (работа с учебником, со словарем, над частичным комплексным анализом текста); интегрированный подход (связь с литературой через текст публицистического стиля); формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.

     Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

     В конце урока были сделаны выводы и подведены итоги работы. На мой взгляд, урок прошел на достаточно высоком уровне и был эффективен в плане развития у школьников необходимых навыков и умений. Цели, поставленные в самом начале урока, были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 9 классе . тема обобщение и закрепление знаний о сложном предложении с разными видами связи

материал по теме обобщение и закрепление знаний по теме сложное предложение с разными видами связи...

Обобщение по теме : " Сложные предложения с разными видами связи"

в презентации содержится материал для повторения сведений о сложном предложении; видах придаточных предложениий; рефлексия: разбор задания 14 из демоверсии 2019...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.

Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...