Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложные предложения с разными видами связи"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Урок русского языка 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slozhnye_predlozheniya_s_raznymi_vidami_svyazi_i_samoanaliz.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей №31»
Открытый урок
по русскому языку
«Обобщение и систематизация знаний
по теме «Сложные предложения с разными видами связи»
Разработала и провела: Кузнецова Л. Н.,
учитель русского языка и литературы
Саранск – 2012
Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме урока.
2. Продолжить закрепление постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
3. Совершенствовать учебно – языковые умения и навыки.
4. Продолжить работу по устранению речевых недочётов в тексте.
План урока: 1. Вступительное слово учителя.
2. Фронтальный опрос по теме урока.
3. Словарный диктант.
4. Выполнение тренировочных упражнений.
5. Вывод. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
- Вступительное слово учителя
В течение целого учебного года мы занимались изучением пунктуационных правил, работали со сложными предложениями.
А так ли важна пунктуация? Может, мы обошлись бы без запятых, точек и тире, скобок и многоточия? Для чего существуют знаки препинания?
Послушайте этюд А. Канавского «О пользе знаков препинания» и сделайте вывод.
Вывод таков: без умения пользоваться знаками препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию. А без освоения письменной речью, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. Пунктуационная небрежность, неточность создают трудности в процессе письменного общения между людьми.
А теперь я предлагаю вспомнить те пунктуационные правила, которые мы изучили в разделе «Сложные предложения с разными видами связи».
2. Фронтальный опрос по теме урока
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Какая связь может быть в предложениях с разными видами связи?
- Что необходимо для того, чтобы понять смысл таких предложений?
- Какая связь является главной в таких предложениях?
- Расскажите о знаках препинания в сложных предложениях с разными видами связи, когда рядом стоят сочинительный и подчинительный или два подчинительных союза.
- В каких стилях используют сложные предложения с разными видами связи?
3. Словарный диктант
Ребята, в работе со сложными предложениями вы допускали ошибки в написании неопределённых местоимений, наречий и сложных прилагательных. Поэтому я считаю необходимым повторить сегодня эти орфограммы.
Кое – кто рассчитывал на встречу, услышишь какой – то шорох, по – прежнему надеялся на чью – нибудь помощь, покрытые инеем тёмно – зелёные ветки ели, крашенные грязно – розовой краской стены, по – прежнему заранее строишь планы на лето, узнать давным – давно, по прежнему пути.
Вывод о написании данных слов, вспоминаем орфограммы.
4. Выполнение тренировочных упражнений
Индивидуальная работа по карточкам
Карточку с дидактическим материалом тянут сами учащиеся как на экзамене. По окончании работы даю ученикам специальные карточки для проверки правильности выполнения задания. Ребята проверяют, ставят оценку простым карандашом и сдают работы.
Работа с предложениями, записанными на доске
- Постарайся беречь свою маму так же, как бережёт она тебя всю жизнь, потому что ты для неё – всё.
- Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям: давайте, люди, никогда об этом не забудем.
- Из всех даров мира остаётся только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого.
- Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, что было вокруг.
- Поставь над собой и сто учителей – они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя.
- Нет сомнения, что в душе, любящей музыку, находится зародыш всего прекрасного; кого же она не трогает, того можно сравнить с куском дерева или с камнем.
Задание: Расставьте знаки препинания, определите связь между простыми частями, составьте схемы предложений. Рецензировать ответы одноклассников.
Работа по восстановлению текста. Работа в парах
Перед учащимися лежат карточки с предложениями, расположенными в следующем порядке: 1. Была тревожная ночь. 2. Чёрное море сияло над холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3. Корабль шёл недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчётливо виден. 4. Весь зенитный расчёт проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошёл с мостика и обходил палубу. 5. Видимо, он и сам прошёл порядочно: подойдя к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку.
Задание: Восстановите отрывок, расположив для этого предложения в определённом порядке. Произведите комплексный анализ текста.
А) Простое двусоставное
Б) Сложносочинённое
В) Сложное с разными видами связи
Г) Сложноподчинённое
Д) Бессоюзное сложное
Графический диктант
Задание: Составьте в тетрадях схемы прослушанных предложений.
- Каждый знает, как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. [ ], ( как… ) и ( как… )
- Ветер утих и дождь перестал, когда мы были уже в пути. [ ] и [ ], ( когда… )
- Пока собирались в обратный путь, резко похолодало и подул сильный ветер. ( пока… ), [ ] и [ ]
- В своё время Анна Михайловна дала себе слово, что, если сын вернётся с войны, она посадит какое – нибудь деревце. [ ], ( что, ( если… ), то )
- Многие женщины давали себе слово, что если всё будет благополучно с их детьми, то посадят берёзку в честь сына или дочери. [ ], ( что ( если ), то )
- Солнце светит так, что, если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара. [ ], ( что, ( если… ), )
- Был девятый час утра, и, хотя жители уже давно встали, людей на улице было немного. [ ], и, ( хотя…), [ ]
Редактирование текста
На экране выдержки из ученического сочинения:
А. С. Пушкин был талантливым писателем. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом. Он написал роман в стихах «Евгений Онегин». Роман был начат поэтом в южной ссылке и закончен Болдинской осенью. В романе он правдиво показал жизнь русского общества в начале 19 века.
Задание: Устраните недочёты в построении текста. Подумайте, где уместно употребить однородные члены предложения, сложноподчинённые предложения или предложения с разными видами связи. Запишите исправленный вариант, графически объясняя расставленные знаки препинания.
Исправленный вариант
А. С. Пушкин был талантливым писателем, поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом. Он написал роман в стихах «Евгений Онегин», который был начат поэтом в южной ссылке, а закончен Болдинской осенью. В нём автор правдиво показал жизнь русского общества в начале 19 века.
Конструирование предложений
Задание: Из трёх простых предложений составьте сложные, используя разные средства связи.
- Наступает время грибной охоты.
- Трудно усидеть дома.
- Лес зовёт и манит.
Возможные варианты:
1. Трудно усидеть дома: наступает время грибной охоты, а лес зовёт и манит.
2. Лес зовёт и манит, потому что наступает время грибной охоты и трудно усидеть дома.
5. Вывод. Итоги урока
Сложные предложения с разными видами связи используются чаще всего в художественном, публицистическом и научном стилях для того, чтобы выразить сложную мысль.
6. Домашнее задание
Составить 10 сложных предложений с разными видами связи на тему: «Школьная жизнь»
Самоанализ урока русского языка
ТЕМА: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные предложения с разными видами связи»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
- Воспитание уважительного отношения к родному языку; воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ
- Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развитие монологической речи учеников; умение анализировать свою деятельность.
3 ОБУЧАЮЩАЯ
- Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме урока; продолжить закрепление постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи; совершенствовать учебно – языковые умения и навыки; продолжить работу по устранению речевых недочётов в тексте.
Данный урок - последний по теме «Сложные предложения с разными видами связи».
Цели урока реализовывались:
1. Воспитательная.
Через работу с предложениями на нравственно – этические темы: патриотизм, любовь к матери, природе, музыке. Коммуникативная деятельность на уроке осуществлялась через коллективную работу и работу в парах. Такая форма деятельности способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера.
2. Развивающая.
Осуществлялась через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа.
3. Обучающая цель.
Осуществлялась в работе по редактированию и восстановлению текста, конструированию предложений, систематизации теоретического материала через комплексный анализ текста.
Тип урока: совершенствование знаний, умений, и навыков учеников.
Вид урока: урок – практикум. Система моей работы на данном уроке осуществлялась следующим образом: четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.
Методы: на уроке был использован репродуктивный метод (работа с учебником), частично – поисковый метод использован в работе по редактированию текста, конструированию предложений, восстановлению текста, осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах.
Приемы: был использован дидактический материал на нравственную тему; задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались учебником, карточкой – информатором, планом рецензии на коллективную работу.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка: текстоориентированный (монологический ответ, рецензия, работа с текстом публицистического стиля); функциональный (совершенствование собственной устной и письменной речи); коммуникативно - деятельностный (работа с учебником, со словарем, над частичным комплексным анализом текста); интегрированный подход (связь с литературой через текст публицистического стиля); формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.
В конце урока были сделаны выводы и подведены итоги работы. На мой взгляд, урок прошел на достаточно высоком уровне и был эффективен в плане развития у школьников необходимых навыков и умений. Цели, поставленные в самом начале урока, были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
урок русского языка в 9 классе . тема обобщение и закрепление знаний о сложном предложении с разными видами связи
материал по теме обобщение и закрепление знаний по теме сложное предложение с разными видами связи...
Обобщение по теме : " Сложные предложения с разными видами связи"
в презентации содержится материал для повторения сведений о сложном предложении; видах придаточных предложениий; рефлексия: разбор задания 14 из демоверсии 2019...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Повторение изученного. Защита исследовательского проекта «Использование в разговорной речи сложных предложений»
маршрутный лист дистанционного урока...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Контрольная работа № 4 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...
Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.
Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...