Методическое объединение преподавателей ГБУДО ДСООЦ "Лазурный"
материал на тему

Старостина Александра Николаевна

Методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdoroves.tehnologii.doc53.5 КБ
Файл fizkultminutki_na_urokah_angl.yazyka.docx65.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка».

Так как тема моего выступления «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка» ,и затрагивает она не только учеников но и учителей, то и я надеюсь, что мое выступление будет полезным  не только учителям иностранного языка, но и всем предметникам образовательного отдела ГБОУ ДОД ДСООЦ «Лазурный». В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Исходя из актуальности проблемы я и заинтересовалась темой "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка» .  Передо мной встали вопросы: Как сделать процесс обучения комфортным как для детей, так и для учителя? Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока? Как повысить мотивацию учеников к изучению английского языка? До того, как я вплотную заинтересовалась проблемой здоровьесбережения , я ошибочно полагала, что решением данного вопроса может стать только лишь проведение физминутки на уроке. Но как оказалось, говорить об этой теме можно бесконечно.

  • Актуальность использования приемов здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка заключается в реализации принципов здорового образа жизни, направленных на сохранение не только духовного ,но и физического благополучия учащихся.
  • Цель здоровьесберегающих технологий – повышать интерес учащихся к изучению иностранного языка путем применения здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как технологическую основу ,одну  из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как качественную характеристику любой педагогической технологии ,и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения учащихся.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.

Возложение на школу и на педагогов такой задачи как - забота о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:

  • Во-первых, педагог  всегда несет ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися в период ученого процесса.
  • Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
  • В-третьих, главная  задача педагога  - сохранить и укрепить здоровье своих учащихся, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, которое заботится  о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии сводятся к следующему:

  • Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
  • Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
  • Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
  • Активизация развития всех сфер личности.
  • Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.
  • Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.
  • Мониторинг качества урока.
  • Использования нестандартных форм обучения.

Чтобы урок “сработал” как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные приемы и методы: практический, ситуационный, игровой, соревновательный, познавательную игру, активные методы обучения, частая смена видов деятельности. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке.

Использование новых форм и методов преподавания приводят к повышению утомляемости, неспособность полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению. В связи с этим необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости учащихся я использую смену видов деятельности:

  1. самостоятельная работа
  2. чтение
  3. письмо
  4. слушание
  5. ответы на вопросы
  6. работа с учебником (устно и письменно)

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка: ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.  Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

Но нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий не затронув условия и приемы:

1. Выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики функциональности кабинета, режим питья).

2. Система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом .

З. Снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении. Использование на уроке всего пространства класса, а ели нужно, и рекреации.

4. В любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья. При нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка.

Школьный курс английского  языка имеет практическую направленность и для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей необходимо использовать метод сохранения и укрепления здоровья.

На своих уроках я стремлюсь к тому,  чтобы весь урок проходил непринужденно, а мой тон был  бодрым и дружелюбным и  в этом мне помогают:  во-первых, комплекс дыхательной гимнастики, так как  от частоты дыхания зависит правильное чтение текста и физкультминутки.

Рифмовки для физминуток на английском языке.

Clap,clap,clap your hands
Clap your hands together
Stamp, stamp,stamp your feet
Stamp your feet together
Nod Nod Nod your head
Nod your head together
Dance dance dance a dance
Dance a dance together

One, one, one.

Little dog, run!

Two, two, two.

Cats see you.

Three, three, three.

 Birds in the tree.

Four, four, four.

Frogs on the floor.

дыхательные упражнения

- Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую ноздрю зажмите пальцем;

- Задержите дыхание до 3;  

- Закройте левую ноздрю и выдохните через правую ноздрю на счет 6;

- Вдохните правой ноздрей и т.д. Повторять 5-6 раз.

Для создания приятной и  располагающей обстановки на уроке,  я использую зарядки - релаксации. С английского языка relax переводится - уменьшать напряжение, расслаблять, отдыхать. По времени это занимает 2-3 минут. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, что ведет к улучшению усвоения материала. Формы релаксации различны:

  • это всякого рода движения,
  • игры по ситуациям,
  • использование пантомимы,
  • игра в мяч,
  • пение,
  • танцевальные движения.

Но при  ее проведении  я ставлю перед учениками цель -  запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память. Такая форма релаксации как зарядка очень распространена среди учителей иностранного языка, она основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка или слово, воздействует на чувство и сознание ребят.

Игра - следующая форма релаксации,  которая используется на моих уроках. Игра  способствует отдыху, вызывающая удовольствие и легкость. Такая форма релаксации используется при изучении алфавита: игра - пантомима изобразите букву, т. е. нарисуйте букву в воздухе. При изучении темы « Животные» изображаем животное мимикой или  движением, головой, жестами, подобные игры используются как способ развития координации ног и рук, других частей тела и вызывают положительные эмоции на уроке.

Еще одним видом деятельности я считаю ролевые игры. Они помогают отвлечься детям от умственной деятельности и дают возможность общению. Ролевые игры в группе также  дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов нравятся ролевые игры («Больница», «Аптека», «Прием у врача», «На рынке», «Интервью»…). Они забывают о своем психологическом дискомфорте. Учащимся 10-11-х классов по душе игра-проект, где они пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Активизирует функции головного мозга и дыхательного аппарата, повышает интерес к предмету,  развивает слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Они помогают созданию внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определенной ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке.  Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. С помощью пальчиковой гимнастики можно улучшить произношение многих звуков.

Для проведения пальчиковых игр я использую считалочки.

One, two, three, four, five,
I caught a fish alive.
Six, seven, eight, nine, ten,
I let him go again.
O-U-T spells out goes you!

Проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка.  

Скороговорки на английском языке.

Whenever the weather is cold.
Whenever the weather is hot.
We'll whether the weather,
whatever the weather,
whether we like it or not.

Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, использование здоровьесберегающих  технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается,  что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости учащихся я использую смену видов работ:

самостоятельная работа,

чтение,

письмо,

слушание,

ответы на вопросы,

работа с учебником (устно и письменно),

Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

На своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучения я использую элементы  здоровьесберегающих технологий.

  • положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);
  • гимнастика:
  • дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей),
  • для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения, упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям);
  • физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
  • музыкальное сопровождение;
  • смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
  • игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);

На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. Этому способствует проведение физкультминуток на английском языке, которые снимают умственное напряжение, способствуют эмоциональной разгрузке.

Физкультминутки повышают интерес к овладению определенными знаниями и способствуют развитию фонетических, лексических и грамматических навыков. Физиологическим обоснованием для проведения физкультминутки считается 15-20 минута урока. Длительность физкультминуток 2-3 минуты. Каждая включает комплекс упражнений, повторяемых 3 – 4 раза. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Физкультминутки на уроках английского языка обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и работоспособности, развитию мелкой моторики, активизации лексического, грамматического материала по темам, согласно программе по английскому языку.

Виды физкультминуток:

1) Музыкально – танцевальные физкультминутки, когда дети поют песню на английском языке и исполняют под песню различные движения.

 Hands up, hands down
Hands on hips, sit down
Bent left to the side
Bent left bent right
1, 2, 3 hop 1, 2, 3 stop!
Stand still

 Hands on the head
Hands on the hips
Hands on the table
Hands like this
Hands on the shoulders
Hands up and down
Hands behind the head
And sit down.

 Can you hop like a rabbit
Can you jump like a frog
Can you walk like a duck
Can you run like a dog
Can you fly like a bird
Can you swim like a fish
Can you be like a good child
As still as you wish

A B C D E F G

come on out and play with me.

H I J

come and play.

K L M

come with them.

N O P

near the tree.

Q R S T U V

Oh, how happy we will be.

W X Y Z

Lot's of fun for you and me.        

2)Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения

Initial position: sitting on the chair.
1 – bend your head right;
2 – initial position;
3 – bend your head left;
4 – initial position;
5 – turn your head forward, don’t raise your shoulders;
6 – initial position. Repeat 3–4 times. The pace is slow.

3) Физкультминутки для мобилизации внимания

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

AND EYES, AND EARS, AND MOUTH, AND NOSE.

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

4) Гимнастика для глаз

LOOK LEFT, RIGHT

LOOK UP, LOOK DOWN

LOOK AROUND.

LOOK AT YOUR NOSE.

LOOK AT THAT ROSE.

CLOSE YOUR EYES.

OPEN, WINK AND SMILE.

5) Гимнастика для слуха

Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения.

Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: big, teacher, six, sit, bee, tree, giraffe

Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, bat, black, seven, ten, cat, pen, hat

Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she

6) Упражнения, корректирующие осанку

Initial position: put your legs aside, put your hands over the head.
1–5 – make circular motions with your body to the right;
5–6 – make circular motions to the left;
7–8 – put your hands down and shake them.
Repeat 4–6 times. The pace is medium.

7) Дыхательная гимнастика способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Упражнение «Шарик».
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития фонетических, лексических навыков на уроке английского языка через использование физминуток.

Задачи: 

  • повысить мотивацию к изучению английского языка;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • способствовать созданию комфортных условий на уроках английского языка;
  • изучить влияние физминуток на развитие умений младших школьников.

Ожидаемые результаты:

  • повышение активности на уроках;
  • улучшение результатов обучения;
  • развитие творчество у учащихся.

Для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков использую песни, скороговорки, пословицы.

Проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка.  

Скороговорки на английском языке.

Whenever the weather is cold.

Whenever the weather is hot.

We'll whether the weather,

whatever the weather,

whether we like it or not.

Считалочки на английском языке

A B C D E F G

come on out and play with me.

H I J

come and play.

K L M

come with them.

N O P

near the tree.

Q R S T U V

Oh, how happy we will be.

W X Y Z

Lot's of fun for you and me.        

На своих уроках я использую игры. Игра  способствует отдыху, вызывающая удовольствие и легкость. Такая форма релаксации используется при изучении алфавита: игра - пантомима изобразите букву, т. е. нарисуйте букву в воздухе. При изучении темы « Животные» изображаем животное мимикой или  движением, головой, жестами, подобные игры используются как способ развития координации ног и рук, других частей тела и вызывают положительные эмоции на уроке.

Для развития концентрации внимания я использую игру  «Овощ или фрукт?». (Учитель произносит существительные, обозначающие либо овощи, либо фрукты и бросает мяч любому из учащихся. Ученик  называет правильный ответ). Эта игра помогает хорошо запомнить лексику по теме.

В игре ребёнок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества.  Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

Также рекомендуется использовать песни. Песни на уроках – это огромный стимул для детей. Спетая на английском языке песенка, пусть простенькая – это первая победа, в знак того, что ученик  приобщается к другой культуре. С первых же уроков можно выучить всем известную песенку «Say, Hello». Эту песню можно использовать в дальнейшем в качестве физкультминутки.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Активизирует функции головного мозга и дыхательного аппарата, повышает интерес к предмету,  развивает слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Песни на английском языке.

"Happy birthday to you"

Happy birthday to you!

Happy birthday to you!

Happy birthday, dear (ИМЯ)

Happy birthday to you!

Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

 - «Режим дня»;

 - «Климат и его влияние на здоровье человека»;

 - «Спорт и здоровый образ жизни»;

 - «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;

 - «Экстремальные виды спорта»;

 - «Здоровый образ жизни»;

 - «У врача»;

 - «Защита окружающей среды»;

 -«Проблемы молодежи»;

 - «Здоровье и культура общения»;

 - «Технический прогресс и человеческие способности».

- «Походы и путешествия» и другие.

Не менее важной здоровьесберегающей технологией является соблюдение санитарных требований к учебному кабинету: освещённость, проветривание, чистота, правильное расположение парт и доски, температурный режим и т.д. Важно, чтобы на уроке царила атмосфера эмоционального комфорта. Этому способствует доброжелательный тон учителя, создание ситуаций успеха, стимулирование внутренней мотивации учащихся.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика.

 Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д.

        Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

        Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.

На уроках ИЯ следует широко практиковать самооценивание и взаимооценку.

Например, оцени свою работу на уроке:

clip_image002_0006good (хорошо)

clip_image004_0005ok (нормально)

clip_image006Try again ! (попробуй еще!)

clip_image008

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

И, хотя традиционно считается,  что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Здоровье не всё, но без здоровья – ничто. Сократ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о городском методическом объединении преподавателей хореографических дисциплин учреждений дополнительного образования.

Современная концепция начального хореографического образования ориентированна  на целостный процесс развития и обогащение творческого потенциала личности, на специфическое обучение и воспитание д...

Методическое объединение преподавателей общеобразовательных дисциплин ГАОУ СПО СО «Березовский техникум «Профи».

Методическое объединение преподавателей  различных общеобразовательных дисциплин – это давний и традиционный вид педагогического сообщества. Методическое объединение позволяет изучить, обобщить и...

Доклад на заседании Саратовского областного методического объединения преподавателей русского языка и литературы «Развитие поэтических способностей у студентов колледжа»

С этим докладом я выступила на заседании Саратовского областного методического объединения преподавателей русского языка и литературы в 15 сентября 2017 года.Литература и искусство в России всегда в ц...

Методическое объединение преподавателей-организаторов ОБЖ

Материалы о моих выступлениях на методическом объединении преподавателей-организаторов ОБЖ,...

Выступление с докладом «Возможности использования САПР в общеобразовательной подготовке» на в семинаре-практикуме областного научно-методического объединения преподавателей информатики

Принял участие в семинаре-практикуме областного научно-методического объединения преподавателей информатики ОУ СПО «Особенности преподавания предмета Информатика в соответствии с ФГОС СОО»...