Главные вкладки

    Цикл курсов внеурочной деятельности по английскому языку в начальной и основной школе
    статья на тему

    Лобанова Светлана Геннадьевна

    Данная статья предлагает вариант организации курсов внеурочной деятельности по английскому языку в начальной и оснойной школе, как условие достижения планируемых образовательных результатов в изучении иностранных языков. Из опыта работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsikl_kursov_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_1-9_klasoov.docx24.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цикл курсов внеурочной деятельности по английскому языку

     в начальной и основной школе

    Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. Достижение планируемых образовательных результатов в изучении иностранного языка ведется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

    МБОУ СОШ №72 г.Новокузнецка носит статус школы с углубленным изучением английского языка, где происходит системное увеличение часов на изучение иностранного языка:  2-4 классы - 4 часа в неделю (2 часа урочная работа и 2 часа внеурочная деятельность), 5-8 класс -  5 часов (соответственно   4ч. + 1ч.), 9 класс - 6 часов (5ч. +1ч.) и 10-11 классы - 8 часов в неделю (6 часов и 2 элективных курса на английском языке).

    Внеурочная деятельность по английскому языку начинается в школе с 1 класса курсом «Английский язык – окно в мир». Программа ориентирована на достижение образовательных результатов, способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, способствует удовлетворению личных познавательных интересов, воспитанию личностных качеств (умение работать в команде  с другими ребятами, коммуникабельность, уважение к себе и окружающим, личная и взаимная ответственность). А также развивает мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой.

    Специфика обучения английскому языку в начальной школе обусловлена тем, что   обучение носит активный деятельностный характер и это соответствует возрастным особенностям учащегося, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания. Это означает, что овладение иностранным языком интегрируется с другими видами деятельности ребёнка младшего школьного возраста, включая игры, песни, художественное творчество, рисование и раскрашивание, моделирование из доступных материалов и соревнование.

    Известно, что планируемыми образовательными результатами внеурочной деятельности в начальной школе при изучении иностранного языка являются:

    Личностные результаты внеурочной деятельности:

    • мотивация к изучению иностранных языков и речевой культуры в целом;
    • общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны;
    • осознание возможности самореализации средствами английского языка;
    • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
    • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие;

     Метапредметные:

    •     освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    •     формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог;

    • развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и иностранном языке в пределах, доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;

    • формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира;

    • усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях.

    На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся индивидуальны. Поэтому оценивание результатов внеурочной деятельности  на данном этапе проводится в игровой форме:

     - декламация стихотворений на иностранном языке – результат внеурочной деятельности «Мир игр и стихов» во 2 классе;

    - конкурсы, постановки, мини спектакли – результат внеурочной деятельности «Мир сказок и театра» в 3 классе;

    - лексические игры, решение кроссвордов и ребусов, выполнение творческих заданий, проведение выставки работ – результат курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» в 4 классе.

    Если в начальной школе (1-4 класс) курсы  внеурочной деятельности носят больше познавательно-развлекательный характер, то курс «Занимательный английский» в 5 классе является своего рода «мостиком» к более серьезным видам внеурочной деятельности в основной школе, таким как исследования, поиск и обработка информации.

    К 5 классу внутренняя мотивация учащихся к обучению, как правило, несколько ослабевает. Это приводит к  осознанию необходимости разработки дополнительных материалов, способствующих возникновению мотивации к изучению иностранного языка, формированию коммуникативной компетенции.

    Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений. Такой составляющей может стать комплекс  мини-проектов для 5 класса «English for Fun» - «Занимательный Английский» и курс внеурочной деятельности для 6 класса «В мире проектов».

    Здесь достигаются такие образовательные результаты (личностные и метапредметные) как:

    - умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

    - умение выбирать тему исследования, собирать  и обрабатывать информацию;

    - умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки;

    - развитие ИКТ компетенции;

    - умение работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы;

    - умение публичного выступления.

    Вводимые в школе интегрированные курсы помогают формировать у школьников более целостную картину мира, в которой сам иностранный язык служит средством познания и общения. Такие курсы служат разностороннему и целостному развитию детей за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов.

    К таким курсам относятся  «Естествознание на английском языке» (7 класс: включает в себя ряд предметов – биология, астрономия, география, физика), «Регионоведение на английском языке» (8 класс: предметы - география, литература, искусство, история, экономика) и «Страноведение на английском языке» (9 класс: предметы - география, история, литература, МХК).

    Кроме того, интегрированные курсы расширяют содержательный план обучения иностранному языку и ведут к формированию и развитию более широких интересов детей, их склонностей и способностей к различным видам деятельности.

    Наконец, эти курсы создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение.

    К метапредметным результатам, описанным выше, в интегрированных курсах для 7,8 и 9 классов добавляются:

    • целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
    • умение проводить наблюдения, собирать и обрабатывать информацию, сравнивать, классифицировать, анализировать и делать умозаключения;
    • умение  читать и самостоятельно составлять графики, таблицы, проводить измерения;
    • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы;
    • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
    • развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
    • развитие мышления, внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.

    К личностным результатам введенных интегрированных курсов добавляются:

    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    • формирование основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край;
    • формирование уважительного и толерантного отношения к другим людям, их мнению, культуре, вере, гражданской позиции;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
    • осознание возможностей к саморазвитию, самообразованию и самореализации средствами иностранного языка;
    • развитие целеустремленности, настойчивости и любознательности.

    Знания и умения, необходимые для организации  исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

    Таким образом, можно сказать, что предлагаемый цикл курсов внеурочной деятельности является условием достижения планируемых образовательных результатов в изучении иностранных языков в начальной и основной школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Программа нашей школы предусматривает внеурочную деятельность в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся.Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образоват...

    "Our little concert"(Разработка итогового мероприятия в цикле занятий внеурочной деятельности по английскому языку.)

    Данное мероприятие является итоговым в цикле занятий внеурочной деятельности по английскому языку в 3 классе. К участию в мероприятии также были привлечены  ученики моих групп из 2х, 6х и 7х клас...

    Программа внеурочной деятельности по английскому языку для начальной школы (1-4 класс). Английский язык - окно в мир театра.

    Программа «Драматизация на английском языке» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ...

    Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС начальной и основной школы

    Михайлова Татьяна Сергеевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии 209  “ Павловская гимназия”, Центрального района  г. Санкт-Петербурга. Внеурочная деятельность обучающихся – условие...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе " Little Stars"

    Программа внеурочной деятельности “LITTLE STARS” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по английскому языку «Театральное творчество на английском языке» для 5-9 классов на 2016-2020 год на 175 часов

         Срок реализации программы рассчитан на 5 лет. Занятия по программе «Театральное творчество на английском языке» проводятся 1 раз в неделю. На учебный год отводится 35 часов....

    Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".

    С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...