Способы формирования коммуникативной иноязычной компетенции в школе
статья на тему

Флоринская Екатерина Владимировна

В связи с проводимой модернизацией образования, остается актуальным вопрос в выборе способов для развития коммуникативной компетенции школьников. В предлагааемом материале рассматриваются методы, позволяющие формировать коммуникативную компетенцию обучающихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_formir.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования коммуникативной иноязычной компетенции в школе

Флоринская Е.В.

учитель английского языка первой категории, МБУ «Школа №85»,

г.о. Тольятти, Россия

В быстро меняющемся современном мире, мире информационных технологий, научного и технологического прогресса остается актуальной, как и много лет назад, проблема поиска путей и способов обучения и развития школьников, формирования их компетенций. Возрастают требования к коммуникативному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.

Проводимая в стране модернизация образования, введение ФГОС нацеливают педагогов и учебные заведения в целом на развитие гармоничной личности, способной адаптироваться в любых условиях рынка и личного взаимодействия.

«Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» это так называемые «четыре столпа», на которых должно основываться образование.

Общеобразовательная школа должна формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. «Одной из важнейших ключевых компетенций  является коммуникативная, так как она важна в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ею не обладает грозит исключение из общества»

А одной из основных целей обучения иностранным языкам и является коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя речевую, языковую и социокультурную компетентности.

Компетентностное образование и воспитание через построение учебно-воспитательного процесса на основе законов личностно – ориентированного обучения и воспитания предполагает:

  • признание ученика основным субъектом процесса обучения;
  • развитие индивидуальных способностей ученика;
  • развитие ребенка выдвигается на первый план и является основной целью всего периода обучения,
  • сравнение результатов ребенка с собственными достижениями. [1]

Давайте вспомним, как обучают разным профессиям. Будущие пилоты,  водители автомобиля и даже хирурги тренируют свои умения на тренажерах, учителя проходят практику в школах.

Все учатся в разных условиях, но обязательно в тех, в которых и придется работать. Иначе говоря, условия обучения должны быть адекватны условиям будущей деятельности.

Если мы хотим научить человека общаться на иностранном языке, то нам необходимо организовать обучение, чтобы по основным своим чертам оно было подобно процессу общения.

В истории обучения иностранным языкам  фактически  были  проверены  два основных  пути обучения:

а)  изучение  языка  на  основе грамматических  правил  при  использовании сокращенной коммуникации;

и

 б) освоение языковых явлений главным  образом  на основе коммуникации.

Второй путь изучения языка  оказался более эффективным, хотя такое обучение также содержит много недостатков. Недооценка осознания механизмов языка, сформулированных в виде правил, снижает качество овладения иноязычной речью, увеличивает сроки изучения иностранного языка. [2]

Наивысшим результатом правильно сформированной коммуникативной компетенции является свободное владение иностранным языком. Т.е., в процессе общения человек не задумывается о правилах и нормах языка, а говорит на иностранном языке как на родном.

Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетенции является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

Поэтому, ежедневная работа учителя иностранного языка сводится к поиску путей и способов, а также приемов и методов для построения работы на каждом уроке так, чтобы формировать коммуникативную иноязычную компетенцию школьника.

Все мы знаем и постоянно пополняем свой багаж различными приемами и методами, направленными на развитие обучающихся в целом и развитие коммуникативной компетенции в частности. И у каждого учителя несомненно есть свои неповторимые приемы и их комбинации, которые он применяет и совершенствует в процессе работы.

Рассмотрим некоторые из таких приемов и методов, которые считаю наиболее эффективными.

Групповая форма учебной деятельности достаточно эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление.

Рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует сплочению ученического коллектива.

Упрощается процедура контроля проделанной учащимися работы со стороны учителя (вместо 10 - 14 письменных работ или устных высказываний отдельных учащихся ему достаточно выслушать 3 - 4 групповых отчета); более того, представители других групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлять ответы одноклассников. [3]

Все больше и больше учителей обращаются к проектной методике, как к одному из современных продуктивных творческих подходов.

Данная технология способствует развитию творческих способностей учащихся и развивает их воображение и любознательность. В ходе подготовки проектов  раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Метод проектов может использоваться при обучении иностранному языку практически по любой теме.

На своих уроках мне нравится использовать индивидуальные и парные мини-проекты, так как они не требуют больших затрат времени и вполне раскрывают поставленные задачи, способствуют развитию речи. Также каждый ученик ведет свое личное портфолио работ, т.е. собирает свои творческие работы в отдельную папку, по которой также можно проследить прогресс в изучении иностранного языка.

Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Технология развития критического мышления учащихсяпредполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Существуют различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д.

Такие формы работы, как эссе и сочинение-рассуждение, готовят школьников для сдачи единого государственного экзамена в будущем, где различными способами проверяются не только грамматические и лексические знания, но и коммуникативные умения (слушать, писать, говорить). А написание резюме в старших классах поможет наладить коммуникацию с иностранным работодателем.

Информационно-коммуникативные технологии находят все большее применение в организации учебного процесса.  Их использование способствует повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере. [4]

Ученики нашей школы регулярно участвуют в городских и школьных конференциях с исследовательскими работами по иностранному языку, занимают призовые места. Также данные технологии помогают сформировать умение общаться в сети Интернет, которая дает огромные возможности для коммуникации с носителями языка, участия в различных онлайн проектах и форумах, изучению научных статей, литературы, просмотру фильмов на иностранном языке и многое другое. Вообще считаю Интернет, при правильном его использовании, хорошим помощником в изучении иностранных языков и развитии коммуникативной компетенции.

Итак, достигать формирования коммуникативной иноязычной компетенции школьника можно различными способами. Практика также показывает, что не только современные методы хороши и эффективны, но иногда стоит обратиться и к старым, давно изученным, которые, может быть, подтолкнут к более продуктивному использованию современных образовательных технологий. Главным считаю индивидуальный подход в обучении, который позволяет раскрыться каждому ученику, независимо от его природных данных, и чувствовать себя как на уроке, так и в обществе важным и нужным субъектом. Здоровая и адекватная коммуникация строится именно на принятии ребенком себя, своих способностей, а учителю отведена роль рассмотреть и развить эти способности и выпустить в свет гармонично развитую и разностороннюю личность.


Список литературы

  1. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2011. №3. Т.2. С. 118–121.
  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., «Просвещение», 2007.
  3. Кузнецова, И. Почему нужно работать в группах [Текст] / И. Кузнецова // Начальная школа : плюс до и после. – 2007. - №11. - С.16.
  4. Е.С. Полат. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе-2002 №1. С.22-27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Дискуссионный клуб "Speak and Listen" был организован в нашей школе с целью создания дополнительных условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступ...

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции.

В статье рассматриваю некоторые приемы работы с текстом, которые помогают вовлечь в работу всех ребят. Учат выделять в тексте главное: тему, проблему, авторскую позицию, высказывать свою точку з...

Социокультурный компонент как основной фактор формирования коммуникативной иноязычной компетенции обучающихся.

Социокультурный компонент как основной формирования коммуникативной иноязычнойкомпетенции обучающихся.Данная статья была написана для выступления на районном круглом столе....