"Внедрение технологий системно - деятельного подхода в иноязычное образование и достижение новых образовательных результатов"
статья на тему

Марков Сергей Александрович

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов.                              Основной стратегией обучения иностранным языкам в современной школе является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей.

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:


«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» 
(Александр Пятигорский, известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета).

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов.                              Основной стратегией обучения иностранным языкам в современной школе является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей.

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Каждый учитель в современной школе знает, что стандарты нового поколения предполагают построение учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода, в том числе, и на уроках иностранного языка. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.                                                                                          Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.                                                                                                                                             Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.                                                                                                  Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.                                                                                                                           Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.                                                                                                               Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов, остановлюсь на некоторых:                     1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Самое главное, ученикам становится интересно содержание урока, интересным становятся результаты собственной деятельности.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

3) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения (это не сентиментальные отношения, не атмосфера вседозволенности, как считают некоторые учителя, а деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и учителя; воспитание веры в себя, в свои возможности)

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:                                                                                                                                                             - развивающее обучение;                                                                                                                             В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.                                                                                                                 Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности.

- проблемное обучение;                                                                                                              Центральное звено проблемного обучения - проблемная ситуация, с помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.   Проблемная ситуация побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

- проектная технология;                                                                                                                        В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.                                                             Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.                                                                                                                                    Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.                                                                    На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

- информационно-коммуникативные технологии;                                                                которым отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.                                                                                                                                         - игровые технологии;                                                                                                                                      - технология критического мышления;                                                                                                  - групповые технологии;                                                                                                                                  - КСО (коллективный способ обучения);                                                                                                   - технологии деятельностного метода обучения ( важно отметить, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход ;  предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

- личностно-ориентированные технологии;                                                                           Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.                                    

- технология исследовательской деятельности;                                                                           Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.                                                                            

В связи с введением ФГОС появляются новые (новейшие) педагогические технологии:                                                                                                                                             - информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника;                                                                                                              Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

- мониторинг интеллектуального развития;                                                                                     Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.                                                                                       - Метод портфолио –  технология накопления и систематизации информации. В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации.                              

Обучающийся является живым участником образовательного лингвистического процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельной речевой компетенции на иностранном языке. Таким образом, образовательная задача современного урока английского языка состоит в организации условий, мотивирующих учебное действие.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Основные типы уроков прежние, но в них есть изменения. Можно выделить следующие типы уроков, которые я использую:                                                                                                    1) уроки изучения нового учебного материала;                                                                                     2) уроки обобщения и систематизации;                                                                                                3) комбинированные уроки;                                                                                                                  4) уроки контроля и коррекции знаний, речевых умений и навыков.

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых лингвистических ЗУНов

Воспроизведение своими словами грамматических правил,

 выполнение действий по образцу

Урок формирования первоначальных языковых,  речевых навыков, овладения речевыми умениями

Применение усваиваемых знаний и способов учебных действий

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, применение грамматических правил

Урок обобщения и     систематизации речевых

 ЗУНов

Систематизация речевых ЗУНов

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности речевой компетенции

Урок повторения предметных

 ЗУНов

Закрепление речевых

ЗУНов

Безошибочное выполнение

грамматических упражнений, устные ответы на английском языке; умение находить и исправлять лингвистические ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка языковых ЗУНов,

их практическое применение

Уровень лингвистической

компетенции

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока английского языка

Запланированный результат

Урок решения практических,

проектных задач

Практическая направленность обучения английскому языку

Использование языковых средств

учебного курса в целях изучения

истории и культуры стран изучаемого языка

 При планировании практической деятельности учащихся на уроке я учитываю дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Стараюсь подбирать задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также на этом этапе необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке английского языка чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

Требования к современному уроку:                                                                                                                                    - четкое формулирование триединой дидактической цели;                                                                                                   - определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы по английскому языку и целями урока, с учетом уровня лингвистической подготовки обучающихся;                                                                                                                                                            - прогнозирование уровня усвоения учащимися лингвострановедческого материала, сформированности речевых умений и навыков на уроке;

-выбор наиболее оптимальных методов, дидактических приемов и средств обучения, 
- выбор, обеспечивающий познавательную речевую активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность обучающихся;                                                                                                                                                          - урок английского языка должен быть проблемным и развивающим: учитель сам настраивается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;                                                                                                                                                      - учитель организует проблемные ситуации, активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся;                                                                                                                                                           - создание условий наиболее успешного обучения учащихся.

Основные этапы урока иностранного языка

Хочу еще раз вкратце обозначить основные этапы урока иностранного языка.                                            

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Организационный момент

Приветствие учителя

Постановка цели урока в начале

Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели  урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность   имеющихся знаний, несформированность УУД

Актуализация языковых знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости

Приемы повторения опорных понятий, необходимых для восприятия  нового языкового материала школьниками.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления

 (выражаются в речи детей)

Применение теоретических положений при выполнении речевых упражнений

Выполнение упражнений по образцу, применение грамматических  правил при написании слов, предложений

Динамическая пауза

Обобщение усвоенного языкового материала

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Обучение способам контроля и самооценки деятельности.

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки.


Современный урок английского языка, демонстрирующий критерии федерального государственного образовательного стандарта – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Дети ощущают, что ведут урок сами.                                Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что уровень знаний иностранного языка наших обучающихся крайне низок и до уровня урока, который ведут сами дети, еще очень далеко.

Новый образовательный стандарт, предъявляя новые требования к результатам обучения английскому языку, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (первые и вторые классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Чт...

"Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"

Данная работа содержит технологическую карту урока русского языка по теме "Буквы ё-о после шипящих в корне" и средства формирования универсальных учебных действий школьников на каждом этапе урока, пос...