КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья на тему

Бойцова Ольга Михайловна

Правильно организованный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. 

В статье рассматриваются виды и методы контроля в свете требований ФГОС,предлагаются конкретные задания по контпролю, рассматривается контроль метапредметных УУД .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx43.52 КБ
Файл statya.docx43.52 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Автор: Бойцова Ольга Михайловна

методист,

учитель английского языка

 ГБОУгимназия№73

«Ломоносовская гимназия»

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление   …………………… ……………………………   2                                                                                                                                

2. Основная часть  ………………………………………………   3

3. Заключение …………………………………………………… 10

4. Список литературы  ………………………………………….. 11

5. Приложения  ………………………………………………….  12

1.ВСТУПЛЕНИЕ

В Федеральном государственном образовательном стандарте заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения. Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. На уроке должны формироваться  умения планировать собственную деятельность, работать с информацией, учиться и эффективно действовать в группе, самостоятельно и критически мыслить и др.                                                                                                                        Изменился подход к оцениванию результатов. Согласно новым требованиям следует оценивать не только предметное знание, но и метапредметные результаты. Самооценка и взаимооценка на основе обоснованных критериев также становится обязательным элементом урока. [ 1 ]

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его качество. Правильно организованный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.[ 2]

 У меня, как и у каждого учителя, за годы работы сложилась своя система контроля, она включает в себя  разнообразные средства и приёмы, эта система постоянно пополняется новыми формами, совершенствуется с учётом внедрения ФГОС. Безусловно, контроль является одной из самых трудных частей процесса обучения с точки зрения его реализации и объективности.

Что же является объектами контроля в ходе преподавания иностранного языка:

а) знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция);

б) умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками  в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция);

в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция). [3]

Давайте обратимся к основным понятиям, проблемам и задачам контроля в современной школе в условиях внедрения ФГОС.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная  цель  контроля  знаний  и   умений  состоит  в  обнаружении достижений,  успехов  учащихся,  в  указании   путей  совершенствования, углубления  знаний,  умений,  с  тем,  чтобы  создавались   условия   для последующего творческого развития  учащихся.

Во-первых, цель  связана  с определением качества усвоения учащимися учебного  материала – уровня  овладения  знаниями, умениями  и навыками    предусмотренными    программой   по  предмету.  

 Во-вторых, конкретизация   основной   цели   контроля   связана  с  обучением учащихся приемам  взаимоконтроля   и  самоконтроля, формированием  потребности  в самоконтроле  и  взаимоконтроле. 

В-третьих,    цель   предполагает воспитание   у   учащихся  таких  качеств  личности,  как  ответственность  за выполненную работу, проявление инициативы. [ 2 ]

Контроль выполняет различные функции.

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.  

 Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

 Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция контроля служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях, помогает им лучше узнать самих себя, оценить свои знания и возможности.

 Воспитывающая функция контроля состоит  в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплине, аккуратности, честности. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. [5]

Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Предварительный контроль ( контроль готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения. Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучения языку и, во-вторых, сформировать учебные группы с учетом подготовки и психологических развития учащихся. Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений.  Задачи данного  вида контроля это, в первую очередь, установление обратной связи с целью получения ясной картины ошибок и достижений, диагностирование хода дидактического процесса, выявление динамики, продвижения вперед. Помимо этого, задачей является стимулирование учебного труда учащихся, своевременное выявление пробелов в усвоении материала. Для продуктивного решения данных задач обязательным является регулярность и систематичность его.

В своей практике я использую разные формы текущего контроля – от коротких мини-тестов, чтобы  проверить усвоение лексики или грамматических структур, до проектов, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Приложение№1.

Итоговый контроль может касаться как отдельного цикла обучения, так и какого-то раздела. Задачи данного контроля: систематизация и обобщение учебного материала.  Данный   контроль определяет уровень владения языком, достигнутый в результате усвоения значительного по объему материала (в конце четверти, учебного года).

В своей практике я использую специальные тесты, которые разрабатываю на базе изучаемого в УМК материала и с использованием разнообразных альтернативных источников. Приложение№2.

Эффективность  любого контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения иностранным языкам. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность, дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий. [5]

В практике обучения ИЯ используются различные формы контроля. Использование той или иной формы контроля зависит от целей урока , от того, какой вид речевой деятельности необходимо проконтролировать.

Так, например, для контроля навыков  монологической речи, используется индивидуальный контроль, так как он помогает определить достижения учащегося лучше, чем другие формы контроля. Для контроля  диалогической речи используется парная форма контроля. Контроль протекает в форме двустороннего общения, в ходе которого устанавливаются темп и точность реакции на предъявляемые стимулы. Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Данный вид контроля формирует умения учащихся работать в коллективе, выполняя определённые задачи, распределять функции, определять задачи, осуществлять их чёткое и правильное выполнение коллективом.

Самоконтроль позволяет учащимся самостоятельно оценить степень

понимания пройденного материала. Для самоконтроля можно использовать мини-тесты с разным уровнем сложности (учащийся сам выбирает уровень сложности), диктанты для контроля лексики, решение логической задачи (разной степени сложности), и т.д. Самоконтроль предполагает самооценивание. По результатам работы обязательно проводится рефлексия с целью определения достижений и промахов.

У  каждой  формы контроля есть свои достоинства и  недостатки. В условиях внедрения ФГОС, когда мы ставим задачу максимальной самостоятельности учащихся в овладении языковым материалом, развивая умения самостоятельно извлекать и получать  знания, актуальными становятся групповые и парные формы контроля, а также самоконтроль, когда учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке, свои достижения, проводят рефлексию по поводу того, что не получилось, и что предстоит доработать и исправить. По определённым критериям  оценивают уровень достижений своих одноклассников, используя листы самооценки, оценочные групповые листы  или другие формы оценивания. Приложение №3.

Основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос и письменная проверка, проектные работы, ролевые игры и др. Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой  устанавливается, как учащиеся  воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение  позволяет  регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. [ 4 ]

Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны и образовательным процессом и системой оценки с другой. В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий включающих три следующих блока: самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника, готовности к ведению диалога культур, осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва; морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценки  метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. [ 4 ]

Мониторинг метапредметных УУД  сегодня является обязательной частью общей системы управления качества образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так и на уровне всего образовательного учреждения.

Проект  программы развития нашей гимназии   «Гимназический аудит качества образования» предполагает проведение наших внутренних мониторинговых процедур, на основе специально разработанных заданий, позволяющих отслеживать и оценивать процесс развития метапредметных УУД. Результаты  внутригимназического аудита  как правило являются  предметом обсуждения на рабочих заседаниях МО. Внешняя экспертиза  проводится два раза в год.                       Это входной мониторинг качества образования  в форме ДКР по оценке метапредметных результатов освоения ООП в 1-7 классах в сентябре  и  итоговый   мониторинг  в мае.  Анализ результатов мониторинга дает информацию о сформированности    метапредметных УУД у каждого учащегося и в классе в целом.        

Таким образом, через механизм внешней экспертизы, а в большей степени, используя  внутригимназический  аудит, можно последовательно осуществлять и совершенствовать  контроль метапредметных результатов.  

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данном этапе чрезвычайно значимой для школы становится задача вооружения учащихся не только определенной суммой знаний, но и таким инструментом, который способствовал бы пополнению знаний на протяжении всей жизни. Подобным инструментом являются УУД, овладение которыми обеспечивает готовность школьников к включению в процесс непрерывного образования. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля , но и внедрять новые. Умелое применение  различных методов контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает его активную работу. Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носить систематический характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь собственно контролирующей. Формы, приемы, методы и средства контроля должны быть гибкими и вариативными. Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся, поддерживать обратную связь в течение всего занятия. Самооценка на основе обоснованных критериев также становится обязательным элементом урока. Согласно требованиям ФГОС мониторинг метапредметных УУД  сегодня является обязательной частью общей системы управления качества образования, поэтому при планировании учебной деятельности, необходимо предусматривать и осуществлять контроль метапредметных результатов.  

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крылова О.М., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2013.

2. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. – СПб.: КАРО, 2015.

3. Ларионова И.В. О преподавании учебного  предмета «Иностранный язык» в 2017-2018 учебном году»: Методические рекомендации. Санкт-Петербургское  Государственное Бюджетное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования Санкт-Петербургская Академия Постдипломного Педагогического Образования,  Санкт-Петербург,2013.

4. http://www.openclass.ru/ Открытый класс.

5. https://www.uchmet.ru /Учебно-методический портал

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Spotlight 7, Module 1

10-min test

              Var I                                                         Var II

Complete the sentences with the correct preposition :

1.He is crazy ___ skating.

2.They are going to the beach ___ Sunday.

3. I don`t like hanging ___ at the shopping centre.

4.We are run ___ of bread and milk.

5.Everything is close ___ hand in my room.

Complete the sentences with the correct preposition :

1.Don`t run ___ the burglar!

2.___ my free time I go shopping for clothes.

3.There are many activities to choose ___.

4. I ran ___ my friend on my way to school yesterday.

5.Last week we were ___ the theatre.

Complete the sentences with should/shouldn`t:

1.You ___ be careful in the crowded areas.

2.You ___ make noise in the classroom.

3.You ___ feed your cat three times a day.

Complete the sentences with should/shouldn`t:

1.You ___ clean your teeth twice a day.

2.You ___ go to bed on time.

3. You ___ worry so much before the exams.

Form adverbs out of the adjectives and translate them:

Eg. bad-badly-плохо

happy, easy, slow, real, possible, careful

Form adverbs out of the adjectives and translate them:

Eg.sad-sadly-грустно

beautiful, proper, simple, angry, busy,safe

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Final  Test        4 Form

Задай вопросы к подчеркнутым словам.

  1. It never snows in Africa.
  2. There is a large bookcase in the room.
  3. The day was very cold yesterday.
  4. She can`t swim because she is very small.
  5. They will buy a new house next year.

 Поставь глагол в скобках в правильную форму.

  1. My sister ( to play) the guitar very well.
  2. The boys ( to be) at the zoo now.
  3. Ann (to write) a letter to her friend a week ago.
  4. We (to go) to the cinema next weekends.
  5. There is not (something ,anything ,nothing) in the box.
  6. It often (to rain) in autumn.
  7. This is (she) bicycle.
  8. Our flat is ( big ) than yours.
  9. They (  to watch) a new film on TV at the moment.
  10. John (not/go) to school because he (to be) ill.

 Cделай следующие предложения отрицательными.

  1. They have got a lot of work to do.
  2. Mary likes reading fairy tales.
  3. My mum bought some fruit for dinner.
  4. He did his homework quickly.
  5. There are some funny  pictures in this book.

 Прочитай письмо от друга по переписке и напиши ответ, дополнив письмо.

Dear Friend,

My name is Paul. I am ten and I am the pupil of the 4th  class.

My birthday is on the 15th of March.

I live with my Mum and Dad. We are very friendly.

I like to play football and listen to music.

I like summer because the weather is hot and sunny in summer.

I can swim well and often go to swim with my father.

I have got a cat. My cat`s name is Tom. Tom is funny.

My favourite food is pizza.

And what about you? I hope to get a letter from you soon!

                                                                               Yours Paul

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Лист самооценки

Description of the achievement

poor

fair

good

excellent

I can read and understand the information

 

 

 

 

I can listen and understand the information

 

 

 

 

I can write

 

 

 

 

I can speak

 

 

 

 

I can ask and answer the questions

 

 

 

 

 

Памятка для ученика

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Задание

Решение

Что нужно сделать?

 

Удалось ли сделать?

 

Все правильно или есть недочеты?

 

Сделал сам или с чьей-то помощью?

 

Как мы отличаем «5», «4» и «3»?

 

Какую отметку ты поставишь себе?

 



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Автор: Бойцова Ольга Михайловна

методист,

учитель английского языка

 ГБОУгимназия№73

«Ломоносовская гимназия»

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление   …………………… ……………………………   2                                                                                                                                

2. Основная часть  ………………………………………………   3

3. Заключение …………………………………………………… 10

4. Список литературы  ………………………………………….. 11

5. Приложения  ………………………………………………….  12

1.ВСТУПЛЕНИЕ

В Федеральном государственном образовательном стандарте заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения. Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. На уроке должны формироваться  умения планировать собственную деятельность, работать с информацией, учиться и эффективно действовать в группе, самостоятельно и критически мыслить и др.                                                                                                                        Изменился подход к оцениванию результатов. Согласно новым требованиям следует оценивать не только предметное знание, но и метапредметные результаты. Самооценка и взаимооценка на основе обоснованных критериев также становится обязательным элементом урока. [ 1 ]

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его качество. Правильно организованный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.[ 2]

 У меня, как и у каждого учителя, за годы работы сложилась своя система контроля, она включает в себя  разнообразные средства и приёмы, эта система постоянно пополняется новыми формами, совершенствуется с учётом внедрения ФГОС. Безусловно, контроль является одной из самых трудных частей процесса обучения с точки зрения его реализации и объективности.

Что же является объектами контроля в ходе преподавания иностранного языка:

а) знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция);

б) умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками  в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция);

в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция). [3]

Давайте обратимся к основным понятиям, проблемам и задачам контроля в современной школе в условиях внедрения ФГОС.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная  цель  контроля  знаний  и   умений  состоит  в  обнаружении достижений,  успехов  учащихся,  в  указании   путей  совершенствования, углубления  знаний,  умений,  с  тем,  чтобы  создавались   условия   для последующего творческого развития  учащихся.

Во-первых, цель  связана  с определением качества усвоения учащимися учебного  материала – уровня  овладения  знаниями, умениями  и навыками    предусмотренными    программой   по  предмету.  

 Во-вторых, конкретизация   основной   цели   контроля   связана  с  обучением учащихся приемам  взаимоконтроля   и  самоконтроля, формированием  потребности  в самоконтроле  и  взаимоконтроле. 

В-третьих,    цель   предполагает воспитание   у   учащихся  таких  качеств  личности,  как  ответственность  за выполненную работу, проявление инициативы. [ 2 ]

Контроль выполняет различные функции.

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.  

 Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

 Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция контроля служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях, помогает им лучше узнать самих себя, оценить свои знания и возможности.

 Воспитывающая функция контроля состоит  в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплине, аккуратности, честности. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. [5]

Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Предварительный контроль ( контроль готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения. Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучения языку и, во-вторых, сформировать учебные группы с учетом подготовки и психологических развития учащихся. Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений.  Задачи данного  вида контроля это, в первую очередь, установление обратной связи с целью получения ясной картины ошибок и достижений, диагностирование хода дидактического процесса, выявление динамики, продвижения вперед. Помимо этого, задачей является стимулирование учебного труда учащихся, своевременное выявление пробелов в усвоении материала. Для продуктивного решения данных задач обязательным является регулярность и систематичность его.

В своей практике я использую разные формы текущего контроля – от коротких мини-тестов, чтобы  проверить усвоение лексики или грамматических структур, до проектов, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Приложение№1.

Итоговый контроль может касаться как отдельного цикла обучения, так и какого-то раздела. Задачи данного контроля: систематизация и обобщение учебного материала.  Данный   контроль определяет уровень владения языком, достигнутый в результате усвоения значительного по объему материала (в конце четверти, учебного года).

В своей практике я использую специальные тесты, которые разрабатываю на базе изучаемого в УМК материала и с использованием разнообразных альтернативных источников. Приложение№2.

Эффективность  любого контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения иностранным языкам. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность, дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий. [5]

В практике обучения ИЯ используются различные формы контроля. Использование той или иной формы контроля зависит от целей урока , от того, какой вид речевой деятельности необходимо проконтролировать.

Так, например, для контроля навыков  монологической речи, используется индивидуальный контроль, так как он помогает определить достижения учащегося лучше, чем другие формы контроля. Для контроля  диалогической речи используется парная форма контроля. Контроль протекает в форме двустороннего общения, в ходе которого устанавливаются темп и точность реакции на предъявляемые стимулы. Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Данный вид контроля формирует умения учащихся работать в коллективе, выполняя определённые задачи, распределять функции, определять задачи, осуществлять их чёткое и правильное выполнение коллективом.

Самоконтроль позволяет учащимся самостоятельно оценить степень

понимания пройденного материала. Для самоконтроля можно использовать мини-тесты с разным уровнем сложности (учащийся сам выбирает уровень сложности), диктанты для контроля лексики, решение логической задачи (разной степени сложности), и т.д. Самоконтроль предполагает самооценивание. По результатам работы обязательно проводится рефлексия с целью определения достижений и промахов.

У  каждой  формы контроля есть свои достоинства и  недостатки. В условиях внедрения ФГОС, когда мы ставим задачу максимальной самостоятельности учащихся в овладении языковым материалом, развивая умения самостоятельно извлекать и получать  знания, актуальными становятся групповые и парные формы контроля, а также самоконтроль, когда учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке, свои достижения, проводят рефлексию по поводу того, что не получилось, и что предстоит доработать и исправить. По определённым критериям  оценивают уровень достижений своих одноклассников, используя листы самооценки, оценочные групповые листы  или другие формы оценивания. Приложение №3.

Основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос и письменная проверка, проектные работы, ролевые игры и др. Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой  устанавливается, как учащиеся  воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение  позволяет  регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. [ 4 ]

Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны и образовательным процессом и системой оценки с другой. В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий включающих три следующих блока: самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника, готовности к ведению диалога культур, осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва; морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценки  метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. [ 4 ]

Мониторинг метапредметных УУД  сегодня является обязательной частью общей системы управления качества образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так и на уровне всего образовательного учреждения.

Проект  программы развития нашей гимназии   «Гимназический аудит качества образования» предполагает проведение наших внутренних мониторинговых процедур, на основе специально разработанных заданий, позволяющих отслеживать и оценивать процесс развития метапредметных УУД. Результаты  внутригимназического аудита  как правило являются  предметом обсуждения на рабочих заседаниях МО. Внешняя экспертиза  проводится два раза в год.                       Это входной мониторинг качества образования  в форме ДКР по оценке метапредметных результатов освоения ООП в 1-7 классах в сентябре  и  итоговый   мониторинг  в мае.  Анализ результатов мониторинга дает информацию о сформированности    метапредметных УУД у каждого учащегося и в классе в целом.        

Таким образом, через механизм внешней экспертизы, а в большей степени, используя  внутригимназический  аудит, можно последовательно осуществлять и совершенствовать  контроль метапредметных результатов.  

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данном этапе чрезвычайно значимой для школы становится задача вооружения учащихся не только определенной суммой знаний, но и таким инструментом, который способствовал бы пополнению знаний на протяжении всей жизни. Подобным инструментом являются УУД, овладение которыми обеспечивает готовность школьников к включению в процесс непрерывного образования. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля , но и внедрять новые. Умелое применение  различных методов контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает его активную работу. Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носить систематический характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь собственно контролирующей. Формы, приемы, методы и средства контроля должны быть гибкими и вариативными. Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся, поддерживать обратную связь в течение всего занятия. Самооценка на основе обоснованных критериев также становится обязательным элементом урока. Согласно требованиям ФГОС мониторинг метапредметных УУД  сегодня является обязательной частью общей системы управления качества образования, поэтому при планировании учебной деятельности, необходимо предусматривать и осуществлять контроль метапредметных результатов.  

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крылова О.М., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2013.

2. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. – СПб.: КАРО, 2015.

3. Ларионова И.В. О преподавании учебного  предмета «Иностранный язык» в 2017-2018 учебном году»: Методические рекомендации. Санкт-Петербургское  Государственное Бюджетное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования Санкт-Петербургская Академия Постдипломного Педагогического Образования,  Санкт-Петербург,2013.

4. http://www.openclass.ru/ Открытый класс.

5. https://www.uchmet.ru /Учебно-методический портал

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Spotlight 7, Module 1

10-min test

              Var I                                                         Var II

Complete the sentences with the correct preposition :

1.He is crazy ___ skating.

2.They are going to the beach ___ Sunday.

3. I don`t like hanging ___ at the shopping centre.

4.We are run ___ of bread and milk.

5.Everything is close ___ hand in my room.

Complete the sentences with the correct preposition :

1.Don`t run ___ the burglar!

2.___ my free time I go shopping for clothes.

3.There are many activities to choose ___.

4. I ran ___ my friend on my way to school yesterday.

5.Last week we were ___ the theatre.

Complete the sentences with should/shouldn`t:

1.You ___ be careful in the crowded areas.

2.You ___ make noise in the classroom.

3.You ___ feed your cat three times a day.

Complete the sentences with should/shouldn`t:

1.You ___ clean your teeth twice a day.

2.You ___ go to bed on time.

3. You ___ worry so much before the exams.

Form adverbs out of the adjectives and translate them:

Eg. bad-badly-плохо

happy, easy, slow, real, possible, careful

Form adverbs out of the adjectives and translate them:

Eg.sad-sadly-грустно

beautiful, proper, simple, angry, busy,safe

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Final  Test        4 Form

Задай вопросы к подчеркнутым словам.

  1. It never snows in Africa.
  2. There is a large bookcase in the room.
  3. The day was very cold yesterday.
  4. She can`t swim because she is very small.
  5. They will buy a new house next year.

 Поставь глагол в скобках в правильную форму.

  1. My sister ( to play) the guitar very well.
  2. The boys ( to be) at the zoo now.
  3. Ann (to write) a letter to her friend a week ago.
  4. We (to go) to the cinema next weekends.
  5. There is not (something ,anything ,nothing) in the box.
  6. It often (to rain) in autumn.
  7. This is (she) bicycle.
  8. Our flat is ( big ) than yours.
  9. They (  to watch) a new film on TV at the moment.
  10. John (not/go) to school because he (to be) ill.

 Cделай следующие предложения отрицательными.

  1. They have got a lot of work to do.
  2. Mary likes reading fairy tales.
  3. My mum bought some fruit for dinner.
  4. He did his homework quickly.
  5. There are some funny  pictures in this book.

 Прочитай письмо от друга по переписке и напиши ответ, дополнив письмо.

Dear Friend,

My name is Paul. I am ten and I am the pupil of the 4th  class.

My birthday is on the 15th of March.

I live with my Mum and Dad. We are very friendly.

I like to play football and listen to music.

I like summer because the weather is hot and sunny in summer.

I can swim well and often go to swim with my father.

I have got a cat. My cat`s name is Tom. Tom is funny.

My favourite food is pizza.

And what about you? I hope to get a letter from you soon!

                                                                               Yours Paul

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Лист самооценки

Description of the achievement

poor

fair

good

excellent

I can read and understand the information

 

 

 

 

I can listen and understand the information

 

 

 

 

I can write

 

 

 

 

I can speak

 

 

 

 

I can ask and answer the questions

 

 

 

 

 

Памятка для ученика

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Задание

Решение

Что нужно сделать?

 

Удалось ли сделать?

 

Все правильно или есть недочеты?

 

Сделал сам или с чьей-то помощью?

 

Как мы отличаем «5», «4» и «3»?

 

Какую отметку ты поставишь себе?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Предметные результаты обучения иностранному языку в начальной школе (ФГОС нового поколения)

Статья посвящена требованиям к результатам обучения согласно ФГОС НОО....

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Согласно стандарту второго поколения, главной задачей школы, училища и преподавателей является изменение форм организации обучения, использование новых образовательных технологий, информационно-образо...

Контроль в обучении иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения

На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. Пр...

современные технологии на уроках иностранного языка в школе в условиях введения ФГОС нового поколения

современные технологии на уроках иностранного языка в школе у условиях введения ФГЩС нового поколения...