Целесообразность дистанционного обучения школьников в ОУ
статья на тему

Дистанционное обучение- способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без посредственного контакта между преподавателем и учащимся. Возможности данного метода обучения иностранному языку позволяют шире и глубже, чем традиционные методы и методики использовать образовательный потенциал учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx87.9 КБ

Предварительный просмотр:

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ». 

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. выполнение проектов и исследовательских работ;
  4. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  5. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

I. ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

В качестве основы дистанционного обучения целесообразнее всего использовать компьютерные телекоммуникации, которые предоставляют:https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_543ccde6ed237/distantsionnyie-formy-obuchieniia-pri-izuchienii-inostrannogho-iazyka_1.png

Возможности дистанционного обучения английскому языку позволяют шире и глубже, чем традиционные методы и методики использовать образовательный потенциал учебного предмета. Целью дистанционного обучения является не столько обучение готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в материале, в первую очередь, с помощью источников. Анализ материалов сети Интернет показывает, что дистанционным обучением для школьников сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров, сетевых образовательных сообществ.

II. ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Использование дистанционной формы обучения педагогом в своей деятельности современно, так как это диктуется временем, необходимо, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития учащихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения. Но как наработать навыки использования сети Интернет в организации сетевой деятельности учащихся, подготовить их (и себя тоже) к «специально организованной совместной работе учащихся в сети»? В этом, я думаю, учителю поможет опыт проведения дистанционных учебных проектов по предмету. 
Дистанционный учебный проект в школе «рассматривается, как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной коммуникации». Такие проекты в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний из разных предметных областей. Такие проекты могут быть:

• исследовательскими (в виде одновременно проводимого анализа данных); 
• творческими, игровыми (в виде телекоммуникационных экскурсий, конкурсов, игр-викторин); 
• информационными (в виде обмена различной информацией); 
• практико-ориентированными (в виде электронных публикаций: газет, журналов, альманахов) и др.

При проведении тех или иных видов дистанционных проектов могут обсуждаться вопросы из совершенно различных областей знаний. Приступая к работе над дистанционным проектом, учитель должен быть готов к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения, к интересному использованию компьютера в учебном процессе, к организации совместной работы учителей различных предметов. В процессе работы с учащимися над дистанционным учебным проектом учитель 
• управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности учащихся;
• мотивирует познавательную деятельность ученика за счёт коммуникации, взаимопонимания, положительного отношения к предмету;
• организует самостоятельную работу, включая работу с источником знаний;
• использует групповые способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
• организует помощь в процессе деятельности ученику, группе, проявляет внимание к результатам самостоятельной деятельности;
• создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
• создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений.
• организует самоанализ собственной деятельности учеников и формирует их адекватную самооценку.

Работа над дистанционным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками проекта комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Её результатом является создание собственного интеллектуального продукта в современной электронной форме, предназначенного для активного применения в школе, в образовательной деятельности всех участников учебного процесса. В 2011-2012 учебном году в школе я и мои ученики работали над дистанционными творческими проектами для участия в таких конкурсах:

1. Международный конкурс –игра «ЛЕВ» на английском языке.

2. Всероссийский дистанционный конкурс «Забытая война»,посвященный 100-летию Первой мировой войны. (Диплом участников).

3. Всероссийский конкурс «Рыжий кот» на английском языке. (Диплом участника), 8 класс.

4. Всероссийская олимпиада «Олимпус» (Дипломы победителей), 5-6 классы.

5.Всероссийский конкурс «Поздравительная открытка к Дню учителя» на английском языке. 7-8 классы.

6.Всероссийская он-лайн олимпиада по английскому языку. 10-класс

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_543ccde6ed237/distantsionnyie-formy-obuchieniia-pri-izuchienii-inostrannogho-iazyka_2.png

  • Каждый из них предполагал активную коммуникативную и информационную деятельность учащихся и педагогов в сети.

Как результат, мы готовы участвовать в более сложных конкурсах, конференциях и олимпиадах “он лайн”, так как все участники проектной деятельности:
• стали активными пользователями сети Интернет,
• научились искать информацию в различных источниках и оценивать ее с позиций полезности и реалистичности для проекта, 
• использовать для поиска информации и общения социальные сервисы Интернет, 
• размещать свои материалы в сети, 
• оценивать продукт своей деятельности и себя в процессе работы.
 Если подвести итог, то в процессе работы над проектом: 
1. Все ученики, выполнившие проектную работу, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать и «отсеивать» информацию. 
2. В реализации предлагаемых проектов заинтересованы все: 
• ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок по предмету; 
• учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством; 
• родители - в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками. 

III. БУДУЩЕЕДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Несомненно, основной целью дистанционного обучения является качественная подготовка учащихся к поступлению и успешному обучению в вузе или другом профессиональном учебном заведении, либо освоению профессии в более короткие сроки и непосредственно по завершению среднего образования. Безусловно, что те же задачи стоят и перед традиционным (очным) образованием. Но всегда ли они решаются, и насколько успешно? В школах для углубления, расширения и специализации знаний организуются профильные, предпрофильные и элективные курсы различной направленности, вузы с той же целью предлагают подготовительные курсы. Замечательно, если выбранное учебное заведение находится в пределах проживания школьника, а выбранная профессия соответствует направленности школьных профильных (предпрофильных и элективных) курсов, если же нет? В состоянии ли тематика вышеназванных курсов охватить весь спектр (или хотя бы большинство) профессий, которые может предпочесть будущий выпускник? Обладают ли школьные учителя необходимой подготовкой, чтобы вести столь многообразные и разнопрофильные курсы? Достаточно ли ресурсов у школы для преодоления всех этих трудностей? Очевидно, что вряд ли можно ответить на эти вопросы положительно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение с помощью сетевых технологий становится популярным способом приобретения новых знаний и навыков, так необходимых на современном рынке труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение школьников дает им дополнительный стимул для одновременного расширения и углубления знаний при обучении иностранным языкам, как минимум, по двум важным предметам: английскому языку и информатике. Анализ деятельности дистанционных форм обучения показал, что кроме основной цели – умения разрабатывать проекты, учеба и выполнение заданий в дистанционном режиме помогает:

  1. научиться работать с сетевыми технологиями,
  2. научиться осуществлять поиск информации в Интернете,
  3. закрепить правила работы с электронным текстом и увеличить скорость его набора,
  4. устранить пробелы в знаниях MS Windows,
  5. изучить технологию работы в тестовых программах,
  6. изучить отдельные приемы работы в программе Adobe Photoshop,
  7. развить навыки письменной речи, научиться более четко и лаконично формулировать свои мысли,
  8. получить некоторые навыки рефлексии своей деятельности,
  9. научиться планировать свою деятельность,
  10. расширить межкультурные связи,
  11. пробудить любознательность, вкус к учебе и желание дальнейшего приобретения новых знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

  1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.
  2. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного . http://e-college.ru/elearning/analytics/a0004/
  3. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
  4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006
  5. Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования

Выступление на районном семинаре директоров школ (презентация к выступлению http://nsportal.ru/node/786022 )...

Дистанционное обучение школьников (презентация)

Презентация к статье "Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования"  (http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/dista...

Рекомендации педагогам по организации дистанционного обучения школьников.

В статье рассматриваются некоторые особенности современных школьников и предлагаются приемы и технологии работы с детьми, учитывающие эти особенности....

Рекомендации родителям в организации дистанционного обучения школьников.

Дистанционное обучениеПолезные ссылки для учащихся нашей школы в период дистанционного обучения....

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...