АРП ЗПР
рабочая программа (8 класс)

Жернокова Юлия Алексеевна

АРП ОВЗ ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат»

Разработано

на ШМО учителей

гуманитарно-

эстетического цикла

Протокол №1 от

«31» августа 2018 г.

Принято

на педагогическом совете

Протокол №1 от

«31» августа 2018 г.

Утверждено

Директор

_________ Сташевский В.А.

Приказ №75-О от

«31» августа 2018 г.

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Иностранный язык.

Немецкий язык. Английский язык» 8 класс

в соответствии с ФКГОС ООП ООО

для обучающихся с задержкой психического развития

Срок реализации 1 год.

Составители:

учитель немецкого языка Жернокова Ю.А.,

учитель английского языка Брусникина А.В.

г.о. Шуя, 2018 год

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык» предназначена для обучающихся с ОВЗ 8 класса ОГКОУ «Санаторная школа – интернат».

     Адаптированная рабочая программа  – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с задержкой психического развития   с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

      Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) планируемые результаты освоения учебного предмета;

5) содержание учебного предмета;

6) учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности;

7) материально-техническое и информационное обеспечение;

8) система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования;

9) список используемой литературы.

        Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение в полном объеме программой массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыках, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на всех этапах обучения в школе.    Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

      Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории обучающихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами.

       При составлении адаптированной рабочей программы для обучающихся с ЗПР  использованы нормативные документы:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и  дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования" (с изменениями и дополнениями).
  3. Приказ Минобразования РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК».
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  7. Устав ОГКОУ «Санаторная школа – интернат».
  8. Примерные программы  основного общего образования по иностранным языкам и  авторских программ  И.Л. Бима, Л.И.Рыжовой «Немецкий язык» 5-9 классы; В.П. Кузовлева, Н.М.Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др. «Английский язык» 5  классы.

      АРП разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

• нормализация учебной нагрузки обучающихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

• соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям;

• личностная ориентация содержания образования;

• деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;

• усиление воспитывающего потенциала;

• формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач

       Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок;  использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.

       Содержание АРП  включает в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.

       Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

        Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:

  • вести учёт особенностей ребёнка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
  • реализовывать  коррекционно-педагогические процессы  педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, их психологическое сопровождение специальными психологами;
  • предоставлять обучающемуся с ОВЗ медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь;
  • привлекать родителей в коррекционно-педагогический процесс.

      Адаптированная образовательная программа  направлена на:

  • преодоление затруднений обучающихся в учебной деятельности;
  • овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;
  • психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и поведении;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями;
  • создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной   программы;
  • индивидуализацию обучения, учитывая  состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

      Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

      Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

      Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

      Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

      Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

      Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

       Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

      Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

      Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 

     Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

      Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер.

АРП, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке, т.е. не являются обязательными для усвоения обучающимися. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на начальных этапах обучения предмету, станут обязательными для изучения в старших классах. Такой подход позволит учителям обеспечить усвоение обучающимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания филологического (языкового) образования.

      Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность обучающихся, наглядно-иллюстративный материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук.

     Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, являются объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный, игровых технологий; методы контроля, самоконтроля.

Общая характеристика учебного предмета.

       Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к иностранному языку. Она позволяет сформировать у обучающихся  8  класса  достаточно широкое представление о языковой картине мира.

        Для решения основных задач обучения иностранному языку в 8 классе  требуются следующие учебники:

И.Л. Бим, Л.И.Рыжова «Немецкий язык» 8 класс;

М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева  «Английский язык» 8 класс.

       Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышение коммуникативных компетенций школьников, совершенствование их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный  язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности, готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

        УМК ориентируется на действующий базисный учебный план  для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательный стандарт по иностранному языку для основного общего образования и примерную программу изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.

       Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

        Данный курс соответствует основным направлениям модернизации общего образования. Важным является полноценный состав УМК, что обеспечивает качественную работу учителя, с одной стороны, и качественное изучение иностранного языка – с другой.

Место предмета в учебном плане.

       Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». В ОГКОУ «Санаторная школа – интернат»  на обучение предмету «Иностранный язык» в 8 классе отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 102 часа (34 учебных недели) в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.

Коррекция:   Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи.

     При изучении иностранного языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

        В процессе обучения обучающиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.

        В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит обучение чтению, в то время как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе.

        Требования к практическому владению обучающимися каждым видом речевой деятельности определяются адаптированной программой обучения в каждом классе и учитывают индивидуальные возможности учеников.

Планируемые результаты обучения.

Ученики научатся:

По видам речевой деятельности:

Говорение:

вести диалог по аналогии в стандартных ситуациях общения;

- давать совет и реагировать на него;

- вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать с опорой на образец.

Монологическая речь:

- делать краткие сообщения (о проведенных каникулах, о своем родном городе, о досуге) в рамках изучаемой темы.

Письмо:

выписывать из текста нужную информацию;

- писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.

Произносительная сторона речи:

владеть интонацией сложного предложения, произношением и написанием заимствованных слов.

Лексическая сторона речи:

- лексические единицы, характеризующие указанные ранее предметы речи: прошедшие каникулы,

- страны изучаемого языка

- как ориентироваться в незнакомом городе,

- на чем можно проехать,

- транспорт и правила уличного движения,

- жизнь за городом,

домашний скот,

- участие детей в с/х работах,

- защита природы, забота о лесе, животных,

- забота о здоровье,

спорт и здоровье,

- отдельные страницы из истории спорта и Олимпийских игр.

Грамматическая сторона речи:

- предложения с неопределенно-личным местоимением;

- образование слабых и сильных глаголов в прошедшем времени;

- будущее время;

- распознавать в тексте и переводить - предлоги, требующие Д.П., а также предлоги, требующие В.п.

- оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:

- распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;

- распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;

- распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;

- распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами;

- распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;

- распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/нулевым артиклем;

- распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;

- распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;

- распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога;

- распознавать и употреблять в речи модальные глаголы;

- распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления.

Аудирование:

- воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале и включающие незнакомые слова, о значении которых можно догадаться.

Чтение:

- вычленять неизученные слова при зрительном восприятии текста, переносить на них знакомые правила чтения, относительно правильно произносить их;

- пользоваться обычным двуязычным словарем для раскрытия значения незнакомых слов;

- членить текст на смысловые части, выделять основную мысль;

- понимать основное значение текстов, включающих неизученные слова, о значении которых можно догадаться на основе контекста или сходства с родным языком.

Социокультурные знания и умения

- употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;

- представлять родную страну и культуру на иностранном языке;

- понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.

Компенсаторные умения

- выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.

Использование методов и педагогических технологий, направленных, на реализацию образовательной программы по иностранному языку.

Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование современных образовательных технологий:

  • технологии проблемного обучения,
  • технологии интегрированного обучения,
  • технология игрового обучения,
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций,
  • информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов,
  • технология развивающего обучения,
  • технологии индивидуального обучения,
  • технология проектного метода, технология  объяснительно - иллюстративного обучения, в основе лежит информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них умений и навыков;
  • личностно-ориентированная технология обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников;
  • технология развивающего обучения, в центре внимания которой – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей, технология нацелена на развитие творческих способностей обучающихся;
  • здоровьесберегающая технология – создание комфортного психологического климата.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены как на предметном содержании, так и носят надпредметный характер:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг, возможно, проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Формы организации образовательной деятельности.

Реализация программы в учебной деятельности  предусматривает использование следующих форм организации  учебно-познавательной деятельности:

комбинированный урок,

урок-игра,

урок-путешествие,

интегрированный урок,

урок-беседа,

урок домашнего чтения,

повторительно-обобщающий урок,

урок - практикум

урок - круглый стол

Содержание учебного предмета.

Английский язык

Чудесная планета, на которой мы живём. Исследование космоса. Мир науки и технологии. Научно-технический прогресс. Проблемы экологии. Природа в опасности.

Лучший друг это ты сам. Мир науки и технологии. Научно-технический прогресс. Проблемы экологии. Переработка вторсырья.

Средства массовой информации: это хорошо или плохо? Социально-культурная сфера. Газеты и телевидение, репортажи, книги, радио, Интернет. Средства массовой информации.

Постарайся стать успешным человеком. Социально-культурная сфера. Взаимоотношения в семье, с друзьями, со сверстниками. Любовь и дружба. Национальные и семейные праздники. Взаимоотношения между людьми.

Немецкий язык

Прекрасно было летом!

Места отдыха немецких школьников. Новые знакомства. Мои летние каникулы. Молодежные турбазы. Площадки для кемпинга. Письма из лета. Остров из сыра. Капитан Кюммелькорн и тигриная охота. Прогноз погоды. Придаточные предложения времени. Встреча после каникул. Немецкая литература.

А сейчас – снова школа!

Система образования в ФРГ. Интегрированные школы. Вальдорфские школы. Школы Монтессори. Школьный табель. Эммануэль и школа. Тези и англичанка. Школьный обмен. Школьные переживания. «Летающая классная комната» Г.Фаллады. Что нового в школе? Табель успеваемости. Школьный обмен. Будущее время. Придаточные определительные предложения. Изучение иностранных языков. Расписание уроков. Учись учиться. Беда с оценками.

Мы готовимся к путешествию по Германии.

ГП ФРГ. Предметы одежды. Продукты питания. В магазине. Берлин. Келн. Подготовка к путешествию. «В те далекие детские годы» Г. Фаллады. Советы путешественникам. Анекдоты о путешествиях и путешественниках. Неопределенно-личное местоимение «man». Склонение относительных местоимений. Мы убираем квартиру. Программа пребывания немецких гостей в России. В продуктовом магазине. Как правильно заполнять формуляр для выезда за границу. Евро.

Путешествие по Федеративной Республике Германии.

У карты Германии. Достопримечательности Берлина. Центр Берлина. Мюнхен и его достопримечательности. Вдоль Рейна. На вокзале. Прощание на вокзале. Мы путешествуем. Придаточное определительное предложение. Пассивное время (настоящее и простое прошедшее). Экскурсия по Кельну. В закусочной. Масленица. Карнавал. Троица. Значимые города Германии. И. С. Бах.

Речевые умения

Говорение

Монологическая речь.

передавать содержание, основную мысль прочитанного или прослушанного с опорой на текст;

Объём монологического высказывания- до 3 фраз.

Чтение

Школьник учится читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержания:

ознакомительное чтение (с пониманием основного содержания), поисковое чтение (с извлечением нужной или интересующей информацией).

Объём текстов для чтения – от 100 до 300 слов.

Письмо

делать записи новых ЛЕ,

делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях (до 3-х фраз),

заполнять анкету, формуляр (например, LandingCard ), автобиографию в форме CV, указывая требующиеся данные о себе.

Социокультурные знания и умения

Обучающийся овладевает знаниями о:

значении иностранного языка в современном мире;

наиболее употребительной тематической лексике;

социокультурном портрете стран и культурном наследии стран изучаемого языка;

Языковые знания и умения

Графика и орфография

Знание правил чтения и написания новых слов, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико – грамматического материала.

Фонетика

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков иностранного  языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Лексика

Добавляется около 70 новых ЛЕ, (расширение потенциального словаря происходит за счёт интернациональной лексики, словообразовательных средств), в том числе наиболее распространённые устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики- клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Продуктивный лексический минимум составляет 200 ЛЕ, рецептивный лексический минимум- 300 ЛЕ.

Грамматика

Овладение новыми грамматическими явлениями.

Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи всех типов простых предложений;

Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в формах действительного и страдательного залогов; модальных глаголов;

Навыки распознавания и понимания при чтении причастий настоящего и прошедшего времени).

Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи всех видов артиклей; возвратных местоимений, неопределённых местоимений и их производных; числительных для обозначения дат и больших чисел.

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.

Требования к организации пространства.

Уроки иностранных языков проводятся в специально оборудованном кабинете. Для обучающихся с задержкой психического развития создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио - визуализированные источники. А именно, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом. Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. Однако, обучающиеся с задержкой психического развития постоянно должен находиться в зоне внимания педагога (поэтому желательна первая парта).

Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  1. обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  2. урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  3. адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  4. одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  5. использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  6. формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  7. взаимообучение, диалогические методики;
  8. дополнительные упражнения;
  9. оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Формы индивидуальной работы при обучении иностранным языкам  детей с ЗПР:

  1. Составление карточек индивидуальных заданий по темам (карточки, схемы, таблицы, занимательный материал, иллюстрации и т.д.)
  2. Специальные индивидуальные задания на уроке.
  3. Дифференцированные задания при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
  4. Предупреждающие опросы.
  5. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам дома.
  6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
  7. Оказание помощи обучающемуся перед уроком.

Рекомендации, которые необходимо помнить при адаптированном обучении школьников:

1. При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2. По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему последовательно изложить материал.

3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине.

4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

5. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающего ученика обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к нему с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы при затруднениях в усвоении нового материала.

6. В ходе самостоятельной работы на уроке обучающемуся по адаптированной программе рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых им при устных ответах или в письменных работах.

7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Учебный и дидактический материал

При освоении вариант 7.1. АООП обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, и специальную поддержку освоения АООП.

Материально-техническое и информационное обеспечение.

CD-проигрыватель;

Компьютерные классы;

Ноутбук с DVD проигрывателем;

Предметные интернет-ресурсы;

Цифровые образовательные ресурсы.

Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения  Программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Критерии оценки письменных развернутых ответов. Оценка «5» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. Оценка «4» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок. Оценка «3» ставится, если: коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. Оценка «2» ставится, если: Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста.

Критерии оценки устных развернутых ответов. Оценка коммуникативного взаимодействия, произношения, лексико-грамматической правильности речи. «5» Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. Речь звучит в естественном темпе, обучающийся не делает грубых фонетических ошибок. Лексика адекватна ситуации, редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации. «4» Коммуникация затруднена, речь обучающегося неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (например, замена  фонем сходными русскими). Общая интонация в большой степени обусловлена влиянием родного языка. Грамматические и/или лексические ошибки заметно влияют на восприятие речи обучающегося. «3» Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. «2» Коммуникативная задача не решена, ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка ”5” ставится, если ученик: - выполнил работу без ошибок и недочетов; - допустил не более одного недочета. Оценка ”4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочета; - или не более двух недочетов. Оценка ”3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - три грубые ошибки; - или не более двух грубых и двух негрубой ошибки и одного недочета; - или не более трех-четырех негрубых ошибок; - или одной негрубой ошибки трех недочетов; - или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти-шести недочетов. Оценка ”2” ставится, если ученик: - допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; - или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 10-9 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» -18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 11-13, «2»- менее 10.

Список используемой литературы.

  1. «Английский язык»  М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева  8 класс
  2. «Английский язык». Рабочая тетрадь. М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева  8 класс
  3. Книга для учителя. М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева  8 класс
  4. «Немецкий язык» И.Л. Бим, Л.И.Рыжова 8 класс
  5. «Немецкий язык». Рабочая тетрадь.  И.Л. Бим, Л.И.Рыжова 8 класс
  6. Книга для учителя. «Немецкий язык» И.Л. Бим, Л.И.Рыжова 8 класс
  7. Лексико-грамматический практикум к учебникам «Немецкий язык» 8 класс, «Английский язык» 8 класс
  8. Колегаева С.А. Обучение иностранному языку в классах ЗПР и КРО. [Электронный ресурс]//Сеть творческих учителей: сайт. - [Б.м.], 2011. –  URL: http://www.it-n.ru/Attachment.aspx? Id=16378 (18.08.2014).
  9. Рублева И.И. Развитие познавательных умений и навыков по иностранному языку в специальных коррекционных классах VII вида. [Электронный ресурс] – URL: http://dopoln.ru/literatura/189707/index.html (18.08.2014).
  10.  Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. Create PDF files without this message by purchasing nova PDF printer (http://www.novapdf.com) II. Молодые исследователи социальной работы
  11.  Жаворонков Р. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) / Р. Жаворонков // Человек и труд. – 2005. – № 9. – С. 22–28.
  12.  Как нам планировать инклюзивное образование (ИО)? [Электронный ресурс]. — М.: ГОУ СОШ № 1299, 2008. – Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index. php?p=teor_mpio, свободный. .
  13.  Материалы по инклюзивному образованию [Электронный ресурс]. – М.: ГОУ СОШ № 1299, 2008. –– Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio, свободный.
  14.  Основные принципы инклюзии — Иллюстрация [Электронный ресурс] // Сайт Региональной Общественной Организации Инвалидов (РООИ) «Перспектива». – М., 2005. – Режим доступа: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?612, свободный.
  15.  Понятовская О. Такие же, как все / О. Понятовская // Социальная защита. – 2004. – № 2. – С. 10–13