Особенности построения урока с учетом требований ФГОС
статья

Астафьева Ольга Александровна

Статья содержит перечень основных аспектов современного урока, требования, типологию уроков, особенности конструирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos_microsoft_office_word.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности построения урока с учетом требований ФГОС

Урок – управляемый, ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой. В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

        Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

  1. Мотивационно – целеполагающий аспект

        Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объём изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

  1. Деятельностный аспект

        Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

        Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

        Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из неё только отдельные приёмы.

  1. Индивидуализация

        Определяет необходимость формирования индивидуальных траекторий развития, которые различаются по направленности, содержанию, режиму, способам и условиям освоения в зависимости от познавательных, личностных, психофизиологических особеностей конкретного ученика, выявляемых в ходе ежеурочного анализа  процесса и результатов образовательной деятельности.

  1. Актуализация

        Определяет направленность формирования личности каждого обучающегося, адекватной потребностям общества, социума в процессе организованного педагогами взаимодействия  субъектов образовательной деятельности.

  1. Социальное взаимодействие

        Использование в образовательной деятельности коллективных форм развития личности обучающихся.

  1. Диалогичность

        Организация образовательной деятельности  как диалогового взаимодействия субъектов.

  1. Преемственность

        Объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, обеспечивающая механизм непрерывного образования и выступающая  условием  реализации  других принципов.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у учащихся универсальных учебных действий.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД, необходимо:

- сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

- сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

- сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Требования ФГОС ООО к современному уроку

Мотивация

Учитель формирует интерес, как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания

Практическая значимость  знаний и способов деятельности

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

Отбор содержания.

Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю.

Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

Построение каждого этапа урока по схеме

Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.

Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Основная  задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий:

- характеристика задания;

- мотивационная часть

- содержание (условия, вопрос)

- инструкция по выполнению

- время выполнения

- образец или описание ответа

- критерии оценки

- методический комментарий

Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока

Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика

Наличие блоков самостоятельного получения знаний

Работа с различными источниками информации

Организация парной или групповой работы

Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе

Использование системы контроля и взаимоконтроля

Формирование ответственности за результаты своей деятельности

Рефлексия

Осознание себя в процессе деятельности

Качественная положительная оценка деятельности обучающихся

Формирование положительной учебной мотивации

Психологический комфорт и условия здоровьесбережения

        

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.

Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода

Уроки открытия нового знания

Уроки отработки умений и рефлексии

Уроки общеметодологической направленности

Уроки развивающего контроля

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания

  1. Выделить и сформулировать новое знание.
  2. Смоделировать способ открытия нового знания.
  3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
  4. Определить необходимые знания и способы его повторения.
  5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и.
  6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
  7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
  8.  Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
  9. Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления.
  10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
  11. Провести анализ урока по конспекту.
  12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Урок отработки умений и рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

        Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
        Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.
         Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном. При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».
 Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.
 

        Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

Урок общеметодологической направленности

        Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

    Содержательная цель: построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

        Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки могут быть надпредметными и проводиться вне рамок какого-либо предмета на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Структура урока общеметодологической направленности

  1. Этап мотивации
  2. Этап актуализации индивидуального затруднения в пробном учебном действии
  3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
  4. Этап включения изученного в систему знаний
  5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

        Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и её рефлексивный анализ. Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объёму в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в 2 этапа:

1) написание учащимися контрольной работы и её критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

        Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

        В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
        Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

        При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

        Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Среды обитания организмов". Урок с учетом требований ФГОС для учащихся 5-ого класса к учебнику В.В.Пасечника "Биология. 5 класс" Издательство "Дрофа", 2012

Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные фак...

Конструирование урока с учетом требований ФГОС.

Предлагаю разработку урока химии в 8 классе по теме "Физические и химические явления" с учетом требований ФГОС....

Построение урока музыки с требованиями ФГОС

Доклад на августовском совещании. Из опыта работы....

статья "Как построить урок с учетом требований ФГОС"

Основные принципы построения "нового" урока...

Методическая разработка урока с учетом требований ФГОС

Данный материал представляет разработку урока в 5 классе с учетом требований ФГОС по теме "Милый дом". К конспекту урока прилагается презентация....

Особенности современного урока при реализации требований ФГОС системно-деятельностный подход

Особенности современного урока при реализации требований ФГОС: системно-деятельностный подход...

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...