Современные педагогические технологии при обучении иностранному (немецкому) языку.
статья

Бубенцова Татьяна Евгеньевна

Главная задача учителя  иностранного языка  состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося;  выбрать эффективные  методы  и технологии обучения, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Говоря о современных педагогических технологиях при обучении иностранному языку, можно назвать следующие: проектно-исследовательская технология, технология развития критического мышления, технология коучинга, игровые технологии. Именно данные технологии помогают при обучении детей иностранному языку, способствуют развитию всех видов УУД ( предметных, личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных),  формированию и развитию ключевых компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии

при обучении иностранному (немецкому) языку.

Учитель немецкого языка

МОУ»СОШ № 4 г.Ртищево

Саратовской области»

Бубенцова Татьяна Евгеньевна

Главная задача учителя  иностранного языка  состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося;  выбрать эффективные  методы  и технологии обучения, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Говоря о современных педагогических технологиях при обучении иностранному языку, можно назвать следующие: проектно-исследовательская технология, технология развития критического мышления, технология коучинга, игровые технологии. Именно данные технологии помогают при обучении детей иностранному языку, способствуют развитию всех видов УУД ( предметных, личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных),  формированию и развитию ключевых компетенций.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся –  деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением; является формой создания на уроке позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства учителя и обучающихся; формирует важные для современной жизни качества личности, помогает быть коммуникабельным, контактным в различных  социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. 

В организации проектной и исследовательской деятельности  в рамках требований ФГОС важнейшую роль играет коучинговый подход.  Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению  и развитию другого человека… Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, но в большей степени – на способность человека учиться самому и действовать творчески. Применение коучинга  в проектной деятельности в полной мере способствует формированию всех УУД. Цель коучинга — не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности ученик  смог сам находить и получать необходимые знания. Существуют различные инструменты коучинга, которые можно  успешно применять на разных этапах проектно-исследовательской деятельности («Модель Т», «Китайское меню», «Технология шкалирования», «Линия времени», «Открытые вопросы», «Колесо баланса»и др.) Например, на этапе выбора темы проекта или исследования применяется Модель Т.  Т-модель в коучинге условно можно поделить на   две системы вопросов.  Первый этап – расширение, сбор информации. Ученикам  предлагает много вариантов тем. Второй этап -фокусировка. Сначала концентрация на двух-трех темах и в дальнейшем выбор одной темы.

Уроки немецкого языка способствуют развитию критического мышления благодаря использованию разнообразного материала и интерактивным подходам. Критическое мышление — отправная точка для развития творческого мышления. Применение таких приёмов ТРКМ  как «Синквейн»,  «Кластер», «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт», «Мозговой штурм», «Шесть шляп»)  позволяют обучающемуся способствовать  повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения,  умению критически мыслить, умению работать в сотрудничестве с другими, выявлять проблему  и решать её, анализировать, систематизировать.

Эффективно применение на уроках иностранного языка игровых технологий. (игры деловые, игры ролевые, подвижные игры, игры на запоминание лексического  и грамматического материала и др.) Обычно в  игре все равны. Она даже посильна  учащимся со слабой учебной мотивацией. Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения.

 В качестве примера использования выше названных  технологий  хочу привести урок- рефлексию  в 8-ом классе по теме  “Wir bereiten uns auf Deutschlandreise vor”( « Мы готовимся к поездке в Германию»).

Этап - организационно- мотивационный. Мотивирование к учебной деятельности.   Определение темы, цели урока.

Meine liebe Freunde!  Seht, bitte, diese Bilder an  und beantwortet die Frage: Welches Thema besprechen wir heute?   Ja, unseres Thema heißt “Wir bereiten uns auf Deutschlandreise vor”. (учащиеся определяют тему урока).  

- Welche Wörter assozieren mit diesem Tehma?  

 После угадывания темы – работа с  ассоциограммой (приём ТРКМ «Кластер»).

 С помощью решения ребуса учащиеся определяют цель урока – работа над проектом.        

Was machen wir heute in der Stunde? Ratet mal dieses Rebus und bestimmt das Ziel der Stunde. – Das Ziel der Stunde ist Projekt “ Reisevorbereitung

В течение всего урока обучающиеся работают над   проектом «Подготовка к поездке»

  1. Und jetzt beweisen wir einen Plan zum Projekt machen.

  Reiseziel bestimmen – Verkehrsmittel wählen – Fahrkarten oder Flugrarten  kaufen (bestellen) – Einkäufe machen – den Koffer packen – Abfahrt ( на доске)

  1.  Ihr arbeitet zu zweit! Ich gebe euch diese Prospekte  und ihr wählt Reiseziele. Welche Reiseziele habt ihr gewählt? Warum? ( обучающиеся в парах представляют выбранные цели поездки, используя физическую карту и презентацию)
  2. Kettenspiel!   Учащиеся должны определить, каким видом транспорта они поедут в Германию. Здесь используется  коучинговый  приём  «Модель Т»

L. Womit möchtest du nach Deutschland reisen? – Ich möchte nach Deutschland  mit…………… reisen ( fahren, fliegen)

 - Es ist Mӓrz. Es ist noch kalt. Was meint ihr? Womit kann man nach Deutschland reisen?  -  Mit dem Zug, mit dem Auto, mit dem Bus, mit dem Flugzeug.   (учащиеся предлагают разные варианты ответов)                            

 L.  У1 fühlt sich schlecht im Auto, im Bus, im Flugzeug. Und ich auch!

 Womit fahren wir nach Deutschland?  - Mit dem Zug. ( в итоге выбран один приемлемый  вид транспорта).

  1. L. - Wo kauft man die Fahrkarten? Wir können die Fahrkarten am Automat, am Fahrkartenschalter kaufen  oder per Internet bestellen. Was meint ihr? Per Internet! (учащиеся высказывают свои мнения)
  2. L. -  Einkäufe machen! Das ist toll! Ihr arbeitet in den Gruppen.На данном этапе проекта применяется игровая технология – ролевая игра.

 Stellt, bitte, einen Dialog zwischen zwei Menschen zusammen! Dann kontroliere ich  und ihr inszeniert die Gespräche!  (Учащиеся работают в группах, составляют диалоги. После контроля учителя,  инсценируют диалоги)

 Was meint ihr? Wie haben …….. gespielt? (Учащиеся высказывают свои  мнения об инсценировке диалогов).

  1. Den Koffer packen. Das ist nicht sehr leicht! Was nehmt ihr gewöhnlich auf  die Reise mit? Die  Kleidung soll praktisch, bequem, modern sein. – Ich nehme ……….mit. (Использование коучингового приёма «Китайское меню»).

На этапе рефлексии деятельности на уроке обучающиеся, работая в группах, составляют  синквейн  (приём ТРКМ)

- Arbeitet in den Gruppen und macht cinquain zum Wort “ Reisevorbereitung.

( Составление синквейна по схеме

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею; Wer? Was?

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; Wie?

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;  Was machen?

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме). Wer? Was?)

Таким образом, можно прийти к выводу, что применение инновационных педагогических технологий при обучении иностранному  языку направлено на формирование и развитие коммуникативной компетентности  учащихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии на уроке немецкого языка.

Выступление на кафедре учителей иностранного языка о современных  технологиях обучения немецкому  языку....

Использование современных педагогических технологий на уроках немецкого языка

Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания н...

Публикация "Применение инновационных технологий в области обучения иностранному (немецкому) языку"

В данной публикации речь идёт о применении инновационных технологий на уроках немецкого языка. Обучение с помощью мультимедийных средств обучения....

Современные педагогические технологии обучения иностранному языку при переходе на ФГОС.

Технология обучения может рассматриваться как уорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучеия в изм...

Современные педагогические технологии при обучении иностранному (немецкому) языку.

Главная задача учителя  иностранного языка  состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося;  выбрать эффективные  методы  и технолог...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....

Современные педагогические технологии обучения иностранному языку при переходе на ФГОС

laquo;Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». И. Гете...