Формирование поликультурной личности школьника в современном мире
статья

Елымова Елена Вадимовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polikulturnoy_lichnosti_shkolnika.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование поликультурной личности школьника в современном мире
                                                 
Автор - Е.В.Елымова
учитель английского языка, художественный руководитель музыкального английского театра «МАГИЯ»

        Образование - это способ становления человека в культуре.
Общество живет и развивается так, как оно учится и учится так, как оно хочет жить. Эта взаимозависимость всем понятна, так как именно общество определяет главную цель образования. Более того, социальный заказ определяет те задачи, которые должна выполнять школа, как основное звено всей системы образования.

      В новом тысячелетии России требуются связи с зарубежными странами, нужны специалисты, владеющие иностранным языкам как средством общения. Поэтому, я считаю, все внимание следует уделять развитию способностей школьников, умению применять полученные знания в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

       Язык и культура были всегда взаимосвязаны. ”Человек воспитывается в культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков” (Д. С. Лихачев). Человек как бы погружен в триаду “язык-речь-коммуникация”. Речевая культура включает в себя сам язык с его национальной спецификой, с его социальными и функциональными разновидностями, различиями в формах воплощения в речи (устной и письменной), совокупность общезначимых для данного народа речевых произведений, обычаи и правила общения. Безусловно, каждый народ имеет свою речевую культуру.

       В век интернета человеческое общество  создает все большее количество  социоязыковых пространств и использует в них весть арсенал языкового сотрудничества. Полноценное понимание родной культуры невозможно без знакомства с культурой и языками других стран. Сегодня мир переживает своеобразный “языковой бум”, а изучению языков повсеместно уделяется большое значение, как в Европе, так и в Азии.

       Языковая деятельность посредством коммуникаций осуществляется в определенных границах, очерчивающих свой ареал языкового существования. Проанализируйте, ведь вся мировая история - это процесс взаимодействия народов, поэтому необходимо учитывать и понимать их духовные ценности, чтобы устанавливать нормальные отношения и прогнозировать их будущее.

      Взаимодействие культур - необычайно актуальная тема в условиях современной России и мира в целом.  На мой взгляд, она важнее, чем проблемы экономических и политических взаимоотношений между народами. И совершенно прав Д. С. Лихачев, что “культуру нельзя делить и поднимать в стране по частям. Культура составляет в стране известную целостность, и чем больше у культуры связей внутренних и внешних с другими культурами, тем выше она поднимается”.

      Положения о необходимости изучения иностранного языка в неразрывной связи с культурой народа-носителя данного языка, воспринимается в методике преподавания иностранного языка как аксиома. Страноведческая информация повышает познавательную активность обучащихся, показывает положительную мотивацию, решает воспитательные задачи, стимулирует к самостоятельной работе над языком и развивает коммуникативные умения и навыки. Вот почему одна из целей обучения иностранному языку в школе - развитие личности ученика в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, способствуя желанию участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им деятельности.

     Социокультурный компонент в обучении иностранному языку входит в содержание национальной культуры. На его базе формируются знания о  нравах, обычаях, традициях зарубежных стран; знания и навыки коммуникативного поведения в актах речевой коммуникации; навыки и умения вербального и не- вербального поведения.

       Все уровни языка культуроносны, то есть имеют страноведческий план. Языковые знания включают в себя фоновую и безэквивалентную лексику. Она нуждается в комментарии, требует особого внимания учителя. Изучая национальную культуру страны изучаемого языка, обучающиеся  получают знания из области географии, истории, общественной жизни, искусства и культуры.
       Так, исследуя речевое и неречевое поведение человека, можно выделить следующие особенности русского коммуникативного поведения:

  • искренность
  • эмоциональность
  • приоритетность разговора по душам
  • нелюбовь к светскому общению
  • тематическое разнообразие
  • свобода подключения к общению третьих лиц
  • доминантность
  • бескомпромиссность в споре
  • бытовая неулыбчивость;

  а так же - английского коммуникативного поведения:

  • немногословие
  • низкий уровень громкости речи
  • высокий уровень самоконтроля
  • развитость светского общения
  • высокий уровень тематической табуированности светского общения
  • большая роль письменного общения.

       
      Знание этикета - залог успеха в коммуникации и деловом взаимодействии.
Страноведческое насыщение важно начинать с начального этапа изучения языка. На первых порах страноведческая информация носит занимательный характер. Как известно, занимательность предшествует познавательному интересу к предмету, а новые яркие впечатления пробуждают интерес к учению. В целом, социокультурный компонент способствует более осознанному овладению иностранным языком как средством общения.

        На средней и старшей ступени знания всех компонентов национальной культуры, а также фоновые знания служат основой для формирования навыков и умений речевого и неречевого поведения.

            Успешность результатов овладения иностранным языком как частью иноязычной культуры во многом зависит от профессиональной подготовки учителя. Говоря о формировании поликультурной личности обучающихся, не могу не сказать об одном из своих достижений в профессиональной деятельности.       В 2011 году, ещё работая  учителем английского языка в МАОУ «Гимназия № 12» города Новосибирска, я создала внепредметный языковой  проект. Им стал Музыкальный Английский Театр «Магия»--«MAGIC» для обучащихся 5-11 классов гимназии, в основе которого оригинальное обучение английскому языку я осуществляла через драму и музыку. Под таким девизом с 2011 по 2016 годы жили и работали все участники театра. Победы Музыкального Английского Театра «Магия» в районных, городских  региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях: «Старая Добрая Англия», «Рождественские встречи», «Christmas Fun», «Шоу талантов», «Волшебные мосты Праги и Вены», « Сибирь зажигает звёзды», « Крылатый Барс», «Таланты без границ» и многих других, открыли театру прямую дорогу на большую сцену.

А в 2013 году театр «МАГИЯ»  получил свидетельство о внесении в издание «Золотой Фонд Новосибирска». В настоящее время , работая в Санкт-Петербурге, я с удовольствием продолжаю развивать этот проект уже с другими школьниками, и каждый раз я убеждаюсь все больше, какими огромными возможностями обладают художественная литература и музыка как универсальные виды искусства для выражения чувств, мыслей и ощущений человека.

      Специфика театрально-музыкального искусства, где объектом исследования и одновременно исполнителем является сам человек, выходящий на непосредственное общение с партнерами и зрителями, создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности. Именно театрально-музыкальные произведения всегда являлись и являются хранителем речевых и песенных традиций, влияли и отбирали все лучшее, что было накоплено народом в плане речевой и музыкальной культуры и выразительности.

       Драматизация расширяет контекст деятельности, выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Работа над драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям обучащихся, инсценированием песен, способствует более полному, глубокому, насыщенному восприятию и осмыслению иноязычного литературного и музыкального произведения, развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности в процессе постановки театрально-музыкального  произведения, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, повышению их эмоциональной отзывчивости, обогащению внутреннего духовного мира обучающегося. Дети учатся  преодолевать страх и волнение на сцене, изучают тонкости произношения при пении на иностранном языке, проходят  специальную подготовку по улучшению работы памяти, связанную с выучиванием наизусть большого количества музыкального и постановочного материала.

      Благодаря таким занятиям школьники становятся  интересными собеседниками, творчески мыслящими, владеющими навыками актерского мастерства, сценической речи на английском языке, вокала. Они приучаются к труду, понимают ему цену. Ведь, актерский труд не из легких, как в эмоциональном, так и физическом плане. Дети учатся взаимодействовать и чувствовать партнера, что непременно пригодится им в жизни. Ведь всегда приятно находиться в обществе интересных людей, умеющих слушать и слышать.

       Программа, по которой я работаю со школьниками, основана на результатах современных психолого-педагогических и методических исследований, рассматривающих обучение иностранному языку как процесс личностного развития в контексте диалога культур, как взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся.

       Цель моей работы в театре - формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности на английском языке.

       
      Задачи моей работы в театре:

- овладение навыками актерского мастерства;
- развитие музыкального слуха;
- высокая мотивация к изучению иностранного языка;
- создание прочной лингвистической базы;
- основы научного исследования;

- развитие эстетических способностей ребенка;
- активизация мыслительного процесса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества.


        Отбор содержания обучения я осуществляю с учетом требований деятельностного подхода к развитию, образованию, воспитанию и формированию иноязычных речевых навыков и умений средствами театра. На всех этапах обучения обучающиеся вовлекаются в продуктивную творческую деятельность на иностранном языке. Речь на сцене (владение словом, интонацией, ритмикой и мелодией), знание законов декламации имеют основополагающее значение. Также особое внимание я уделяю обучению основам сценического движения, осмысленному и выразительному физическому действию в роли. Учебно-тренировочный материал по технике и выразительности речи составляют поговорки, скороговорки, стихи и эмоциональные «игровые» тексты, предназначенные для этюдов и для упражнений в сценической речи. Мои ученики принимают активное участие в подготовке музыкальных программ и композиций, выступают на большой сцене с полноценными спектаклями на английском языке, что позволяет кроме развития специальных умений, воспитывать ответственность, коллективизм, содействует сплочению творческого коллектива. Уже стало доброй традицией в нашей школе участие театра «МАГИЯ»  практически в каждом открытом мероприятии.

Создавая инновационное проектное пространство в школе, я реализовала внепредметный языковой проект, который опирается на знаниевую/содержательную составляющую и коммуникативную компетентность обучающихся. В школе созданы все благоприятные условия для использования иностранного языка как средства общения. Особенно этому способствует внеклассная работа в проектном инновационном пространстве. В нашем музыкальном театре красота, добро и чувство прекрасного слились в единое целое – школу красоты, радости и творчества.

Таким образом, основываясь на собственном опыте, могу смело утверждать, что умение обучающихся использовать свои музыкальные и языковые способности в жанровых постановках, применять способы игры на сцене, помогают им приобщиться  к   сценической, музыкальной и языковой культуре, а значит, помогают стать поликультурной личностью, которая нам с вами так необходима в современном обществе.

         

         Список литературы:

         1.Буланкина Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве : монография. - М.: АПКиПРО, 2002

         2.Буланкина Н.Е. Коммуникативные  аспекты современного языкового  образования: учебное пособие. - Новосибирск:  Изд-во НИПКиПРО, 2015

         3.Синенко В.Я., Кондратенко А.П., Буланкина Н.Е. Современность и естественная философия. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение французскому языку как цель и средство формирования поликультурной личности

Глобально интегрированная информационная цивилизация стремительно продвигает человеческое общество в новое качественное и количественное измерение, которое требует «целостностного» человека, обладающе...

Доклад на тему: "Формирование личности ребенка в современном мире"

1. Введение2. Основная частьИнтеллектуальные и нравственные потреб­ности подростка в приобретении опыта.Возможности, которые предоставляет для обретения этого опыта курс истории.Отсутствие в тради...

Приемы формирования поликультурной личности на уроках литературы

В данной статье описываются некоторые приемы формирования поликультурной личности на уроках русской литературы....

Обучение английскому языку как цель и средство формирования поликультурной личности

Тип занятия: обобщающее повторение. Вид занятия: комбинированный урок. Цель: коммуникативно-речевое развитие учащихся через обобщение знаний о традициях и праздниках. Великобритании....

статья "Роль изучения иностранного языка в формировании поликультурной личности"

Роль изучения иностранного языка в формировании поликультурной личности ...

Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.

В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...

Статья "РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА"

В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспи...