Приемы формирования поликультурной личности на уроках литературы
статья по русскому языку по теме

Чебодаева Вера Николаевна

В данной статье описываются некоторые приемы формирования поликультурной личности на уроках русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chebodaeva_v.n.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Чебодаева В.Н.

МБОУ Катановская средняя общеобразовательная школа, а. Катанов,

ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, vera.tchebodaeva@yandex.ru

Современная образовательная ситуация в России требует не только новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных программ. В этой связи проблема поликультурного образования сегодня становится более чем актуальной.

Успешное овладение языком позволяет глубже проникнуть в историю, культурные традиции, национальные ценности современного поликультурного мира. Это помогает представителям разных этнических групп по достоинству оценить культуру и традиции друг друга, а так же вызовет стремление бережного отношения к ценностям мировой культуры.

Целью данной статьи является описание некоторых приемов формирования поликультурной личности на уроках русской литературы.

У каждого учителя сложилась своя система работы формирования поликультурной личности. В рамках обучения нашей школы для сохранения национальной культуры и русский язык, и русская литература изучается во взаимосвязи с хакасским языком и литературой.

Некоторые приемы совместного изучения русской и хакасской литературы:

  1. Сравнение и сопоставление.

Взаимосвязанное изучение русской и хакасской литературы целесообразно начинать с сопоставительного анализа фольклорных жанров, наиболее близких возрасту  учащихся.

Известно, что фольклор играет незаменимую роль в формировании личности ребенка. Фольклор – это своеобразное зеркало, в котором отразились мировоззрение народа, его знания и опыт, его лучшие чувства и опыт [Кольчикова Н.Л., 2002].  

С начальных классов в сопоставлении изучаются малые формы фольклора: пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, частушки. Учащиеся находят  общие черты, темы, форму построения.

Прием сравнения соответствует специфике художественного произведения, в котором все элементы взаимосвязаны. Сравнение создает проблемную ситуацию на уроке, что способствует более глубокому восприятию художественного текста. Например, в старших классах при изучении языка А.С. Пушкина, Грибоедова, И.А. Крылова мы обращаем внимание на то, что их язык  афористичен, из-под их пера вышло большое количество изречений, крылатых выражений. На уроках следует создать проблемную ситуацию, предложить найти похожие выражения в переводных текстах хакасской литературы.

Можно использовать следующие темы для сравнения и сопоставления:

- русские и хакасские сказки (5-6 класс);

- лирическая песня и тахпахи (6 класс)

- хакасские бытовые сказки и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (7 класс);

- хакасское героическое сказание «АлбынXы» и русские былины о Илье Муромце и др. (7 класс);

- русская летопись («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве») и хакасские предания (8-9класс);

- сопоставительное изучение лирики С. Есенина и В. Майнашева, М.Е. Кильчичакова и А. Твардовского и др. (10-11 класс);

2. Творческие переводы с русского языка на хакасский язык, с хакасского языка на русский. Подстрочные переводы учащимся даются намного легче, чем творческий перевод. Следует обратить внимание, что хакасские тексты тяжело поддаются переводу, и первоначальный смысл сказанного чаще искажается.  

3. Творческое погружение в культуру. Данный вид работы представляет собой выполнение творческих заданий по культуре народов.

Уроки проходят в форме представления группами творческих заданий. Учитель лишь начинает и заканчивает уроки, то есть создаёт эмоциональный настрой и проводит рефлексию в конце. Во время урока он может задать вопрос, что-то прокомментировать, но в основном его функция лишь организаторская. Основная работа учителя — помочь группам подготовиться к творческому отчету.

Например, в старших классах при изучении произведений Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева можно предложить исследовать эпоху, убранство жилища простого крестьянина и хакасской юрты.

Творческими заданиями могут быть следующие:

- снять фрагмент видеофильма;

- собрать информцию, найти фотографии по особенностям одежды («Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина и роман «Шелковый пояс» И. Костякова);

- найти описание жилища и юрты в художественных произведениях (в романе «В далеком аале» Н.Г.  Доможакова и в произведении Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»);

- инсценировать отрывок литературного произведения, характерного той эпохе, о которой идет речь;

- написать творческое произведение в той же творческой манере, используя слова, характерные для этой эпохи и др.

Таким образом, создается творчески развитая, поликультурная личность. Каждый ученик начинает понимать, что каждый этнос имеет свою культуру, свой стиль, свои традиции, свои особенности нравственных и эстетических ценностей.

Список литературы

1. Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М.: ИНПО, 1995. с. 211

2. Кольчикова Н.Л. Изучение хакасского фольклора в школе. – Абакан, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение французскому языку как цель и средство формирования поликультурной личности

Глобально интегрированная информационная цивилизация стремительно продвигает человеческое общество в новое качественное и количественное измерение, которое требует «целостностного» человека, обладающе...

Формирование творческой поликультурной личности на уроках иностранного языка.

Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка есть требование современности....

Приемы формирование поликультурной личности на уроках русского языка и литературы

обобщение опыта работы по формированию поликультурной личности на уроках русского языека и литературы...

Статья "Приемы формирования функциональной гоамотности на уроках литературы"

Современная школа должна научить учащегося применять полученные знания  для решения повседневных жизненных задач в различных сферах жизнедеятельности, для выстраивания социальных отношений. У шко...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...