Приемы формирование поликультурной личности на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Саая Элиза Васильевна

обобщение опыта работы по формированию поликультурной личности на уроках русского языека и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_priemy_formirovaniya_polikulturnoylichnosti.rar746.87 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы формирования поликультурной личности

 на уроках русского языка

Актуальность поликультурного развития личности обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества, поликультурностью информационного, экономического,  правового пространства. Не случайно в докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивается, что «образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам». [1]

Поликультурное образование и воспитание актуальны и для многонациональной, многоконфессиональной России – страны со множеством разнообразных культур и   проблем в межкультурных отношениях. В  данных условиях возникает социальная потребность в формировании поликультурной личности, т.е. «человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований»[1].  Исходя из этого,  определяются и задачи поликультурного образования в России:

- глубокое и всестороннее  овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

- формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание  учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

        Задачи поликультурного воспитания  решаются в школах нашей республики через систему воспитательной работы, организацию внеурочной деятельности, систему дополнительного образования, а также средствами школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. В своей практике  формирование поликультурной личности осуществляю в первую очередь через серию уроков развития речи, на которых наряду с коммуникативными задачами решаю  и культурологические.

Я придерживаюсь точки зрения многих ученых-методистов о том,  что поликультурная личность – это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры – это фундамент заинтересованного отношения к другим культурам, а знакомство со многими национальными художественными культурами – основание для духовного обогащения и развития.  Поэтому  на уроках развития речи широко использую материал о культуре тувинского и русского народов, об их традициях и обычаях.

        Так, на уроке  «Письмо», образовательная цель которого заключалась в ознакомлении пятиклассников со структурой письма и правилами его написания, использовала материал  о тувинских национальных музыкальных  инструментах.    В начале урока была создана  проблемная ситуация, когда 5-классники должны были помочь друзьям написать ответное письмо КИДовцам из Хакасии  об игиле. Учащиеся в игровой форме познакомились с музыкальными  инструментами. Тексты об игиле,  мелодия, исполненная на нем, сам инструмент, который дети увидели не из зрительного зала, а  потрогали руками, стали основой для создания собственного высказывания об этом удивительном инструменте.  Предлагаю фрагмент урока:

«Учитель: А теперь начнем наш разговор об игиле.  

Давайте прочитаем текст, который на ваших партах.

Игил – двухструнный смычковый инструмент длиной около 1 метра. Корпус – хааржак – полый деревянный ящик  овальной формы, обтянутый кожей. В него вставлена деревянная шейка с двумя колками. Струны настраивались в кварту  и квинту.

- Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст? Является ли он описанием? К какому стилю относится?

- Как вы думаете, ребята, прочитанный текст можно озаглавить «Удивительный инструмент»?  

- Действительно, прилагательное удивительный выражает наше отношение к инструменту, чего нет в тексте.  К какому стилю должен относиться текст, в котором автор выражает свое отношение к описываемому предмету?  Давайте прочитаем второй текст и выполним задания к нему.

 Игил иногда называют тувинской скрипкой. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворялся с любимым домашним животным тувинцев - лошадью. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста. Конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня.

-  Что нового вы узнали об игиле?

-  Как вы думаете, ребята, почему игил называют тувинской скрипкой? Чем они схожи и чем отличаются?

-  Давайте прослушаем два музыкальных фрагмента и попробуем угадать, какой музыкальный инструмент используется?

- Можно ли,  сравнивая музыкальные инструменты, говорить о том, что один лучше, а другой хуже?»

          Уроки  развития речи   дают большой простор для творчества как учителя, так и учащихся. Например,  при изучении темы  «Описание животного» можно провести очень занимательный урок, посвященный лошади.  Ролевая игра, позволяющая задать проблемную задачу, вовлекает в ее решение всех учащихся. Подготовленные дети  играют сценку,  где в дежурную  часть  полиции обращается старик с заявлением о пропаже лошадей. Но дежурный полицейский не знает лошадиных мастей, а старик-хозяин плохо говорит   по-русски. И вот тут-то при обращении к учащимся выяснилось, что   они  затрудняются  назвать масти лошадей даже по-тувински, не говоря уже о русском языке.    Красочная презентация  с изображением лошадей позволит школьникам  запомнить масти животных на тувинском и русском языке. После словарной работы учащиеся, выступающие в роли следователей или в роли пострадавших,  составляют текст официально-делового стиля речи, содержащий описание лошади.    Лишь после этого переходят к работе над текстом художественного стиля.   На этом этапе желательно   использование    отрывков из произведений русских и тувинских писателей, а также  пословиц, поговорок, загадок о лошади. Мы должны помнить, что   фольклорные произведения являются одним из источников и средств поликультурного воспитания.  При  изучении устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. А на  данном  уроке   дети путем сопоставления пословиц, загадок делают вывод об отношении русских и тувинцев к лошади. И такой  диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

        По  «Программе по русскому языку»  Г.Н.Никольской, Н.М.Хасанова в требованиях к связной речи   в  9 классе   учащиеся должны уметь описывать памятник. Для описания я выбрала мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище и памятник павшим воинам в пгт Каа-Хем. В начале урока  учащимся был предложен документальный фильм о блокаде Ленинграда, затем была проведена работа по тексту «Памятники – это наша история» о Пискаревском кладбище. Языковой материал, предложенный в  учебном пособии «Практикум по развитию речи» под редакцией  Г.Г. Городиловой и А.Г.Хмары, позволяет поэтапно подвести  учащихся к созданию собственного текста – описания памятника.  А экскурсия на памятник, около которого школьники  бывали не раз  во время празднования Дня Победы, заставляет по-новому взглянуть на  него.  Обращение к памятникам  истории, объединенных темой Великой Отечественной войны, позволяет решить ряд воспитательных задач:  от формирования эстетического вкуса (умения оценивать памятники как произведение искусства)     до чувства  патриотизма.

        Таким образом, можно сделать вывод, что уроки развития речи позволяют учителю  формировать  у школьников  не только коммуникативную, но и культуроведческую компетентность.  При этом  необходимо  подталкивать  учащихся  к  самостоятельному поиску информации

 Формирование поликультурной личности можно проводить на  уроках русского языка , используя культурологически информативный текст, предложенный в учебнике, или  подобранный самим учителем. При  подборе  культурологически  информативных  текстов  для  комплексно-тематических  уроков  важно  руководствоваться  следующими  основными  критериями.  Во-первых,  как  считает  К.З.  Закирьянов,  текст  должен  быть  эмоциональным,  должен  отражать  подлинные  культурные  ценности  русского  народа,  своим  содержанием  знакомить  учащихся  с  культурой  русского,  родного  и  других  народов,  воспитывать  уважительное  отношение  к  ним .  Во-вторых,  текст  должен  быть  насыщен  языковыми  единицами  и  явлениями,  которые  будут  изучаться  на  уроке,  и,  в-третьих,  текст  должен  быть  оптимального  объёма.

Специфику  анализа  текста  в  полиэтнической  школе  составляют  работа  со  словами-концептами  и  сравнительно-сопоставительный  анализ  фактов  русского  и  родного  языков,  отражающих  реалии  культуры  двух  народов.  Такой  диалог  языков  —  диалог  культур  поможет  учащимся  осознать  общие  и  национально-специфические  свойства  языков,  самобытность  национальных  культур,  отраженные  в  русском  и  родном  языках.  При  работе  со  словами-концептами  целесообразными  будут  исторический,  культуроведческий  и  этимологический  комментарии,  привлечение  разных  словарей  (толковых,  фразеологических,  культуроведческой  лексики,  эмоционально-экспрессивных  слов  и  оборотов  речи  и  пр.),  репродукций  картин  и  др.  Использование  таких  приёмов  облегчает  овладение  русским  языком  учащимися-билингвами,  способствует  расширению  их  словаря,  развитию  у  них  представлений  об  общечеловеческих  ценностях.  Желательно,  чтобы  задания  к  текстам  в  зависимости  от  степени  подготовки,  склонностей,  способностей  учеников  по  возможности  были  дифференцированными  или  индивидуализированными.  Подобные  задания  к  культурологически  информативному  тексту  создают  ситуацию  выбора  и  успешности  обучения  и  тем  самым  стимулируют  у  школьников  познавательную  деятельность,  положительную  мотивацию  и  интерес  к  изучению  русского  языка,  русской  культуры.

        Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования поликультурной личности на уроках литературы

В данной статье описываются некоторые приемы формирования поликультурной личности на уроках русской литературы....

Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.

В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения  в процессе  формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы.  Метод  проектов способс...

«Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде на уроках русского языка и литературы»

Предмет «Русский язык»  дает благодатный материал для воспитания важнейших качеств современного человека: толерантности, доброжелательности, умения сострадать, при этом быть патриотом...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....