Приёмы формирования поликультурной личности на уроках русского языка и литературы в многонациональной школе.
статья по литературе

Фазлова Наиля Исмаиловна

Доклад на  конференцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_formirovaniya_polikulturnoy_lichnosti.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Н.И.Фазлова

Приёмы формирования поликультурной личности

на уроках русского языка и литературы в многонациональной школе.

Практика межкультурного общения является одной из наиболее развивающихся и востребованных отраслей исследования в современном мире. Мы это можем заметить в процессах глобализации, происходящих на международной арене, в активных контактах между государствами и представителями культур.  Их участники привносят в межкультурное общение культуру своего государства, общества, нации, которые. Задача межкультурного общения состоит в понимании и осознании участниками этих различий, в единстве и стремлении к пониманию друг друга для достижения успеха общения и решения общих задач.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может проявиться, не будучи специально воспитанной и сформированной.

Главной задачей образования является формирование человека как личности, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.

«Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим», - считал академик Д.С.Лихачев. Искусство есть средство общения между поколениями, между народами, между представителями разных культур. Значит, главная функция искусства, кроме воспитательного или эстетического воздействия на личность, – в возможности диалога культур. Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень. На " встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры.

Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установки толерантного сознания и профилактика экстремизма». Эта проблема актуальна и по сей день для современной России, так как участившиеся в последние годы акты насилия и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные конфликты и возникла острейшая потребность научиться предотвращать их.

Поликультурное образование и воспитание актуальны для многонациональной, многоконфессиональной России – страны со множеством разнообразных культур и проблем в межкультурных отношениях.  Актуальны они и для нашей многонациональной школы. Задачи поликультурного воспитания решаются у нас через систему воспитательной работы, организацию внеурочной деятельности, систему дополнительного образования, а также средствами школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. В своей практике формирование поликультурной личности осуществляю в том числе и через серию уроков развития речи, на которых наряду с коммуникативными задачами решаю и культурологические.

Я придерживаюсь точки зрения многих ученых-методистов о том, что поликультурная личность – это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры – это фундамент заинтересованного отношения к другим культурам, а знакомство со многими национальными художественными культурами – основание для духовного обогащения и развития, поэтому на уроках развития речи широко использую материал о культуре татарского, мордовского и русского народов, об их традициях и обычаях.

        Так, на занятии «Урок письма», образовательная цель которого заключалась в ознакомлении учеников со структурой письма и правилами его написания, использовала материал об обращениях к знакомым и незнакомым людям, принятый у разных народов. При этом ребята увидели, что эта проблема сегодня особенно остро стоит в русском языке, где стали устаревшими и не используются такие обращения, принятые и распространённые в 19 веке, как сударь и сударыня, а новые, общепринятые, так на сегодняшний день еще и не сформировались. Мы гадаем, как лучше обратиться к незнакомому человеку: товарищ, гражданин, господин. Все слова были ребятами забракованы, вызвали смех или недоумение.

Мы постоянно пишем письма сверстникам, участвуем в ежегодном конкурсе на лучший урок письма, проводимом почтой России, где в этом учебном году два ученика нашей школы стали победителем и призером в республике и победителем и лауреатом в России. Письма ребята пишут своим друзьям из разных городов, республик и стран. Они бывают в Артеке, знакомятся и заводят там друзей, с которыми общаются потом через письма. И это прекрасная возможность для формирования поликультурной личности, дружелюбной и толерантной.

Уроки развития речи   дают большой простор для творческой работы как учителя, так и учащихся. При обучении составлению текста-описания, мы используем возможность обратиться к национальной одежде. Описываем национальные костюмы трех народов, к которым относится большинство наших обучающихся. Подобные описания используют наши дети и в своих сочинениях о прошлом своих бабушек, рассказах об истории семьи.

 Работаем с описаниями жилища татар, русских и мордвы в прошлые века. Описываем памятники народным героям. И ребята приходят к выводу, что многое у народов было похоже, ценности были одинаковые. Обращение к памятникам истории, объединенных темой Великой Отечественной войны, позволяет решить ряд воспитательных задач: от формирования эстетического вкуса (умения оценивать памятники как произведение искусства) до чувства патриотизма, что является приоритетной задачей школы на сегодняшний день.

 Фольклорные произведения являются одним из источников и средств поликультурного воспитания.  При изучении устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Дети путем сопоставления пословиц, загадок делают вывод об отношении русских, татар и мордвы к другим людям, животным. И такой диалог культур служит подлинной основой взаимопонимания, установления уважительного отношения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, является средством формирования умения жить в многонациональной стране.

    Таким образом, можно сделать вывод, что уроки развития речи, уроки литературы позволяют учителю формировать у школьников не только коммуникативную, но и культуроведческую компетентность.  При этом учащиеся    самостоятельно собирают информацию, отбирают из нее нужный материал, составляют тексты.

Формирование поликультурной личности можно проводить на уроках русского языка, используя культурологически информативный текст, предложенный в учебнике или подобранный самим учителем. При подборе культурологически информативных текстов для комплексно-тематических уроков важно руководствоваться следующими основными критериями.  Во-первых, текст должен быть эмоциональным, должен отражать подлинные культурные ценности того или иного народа, своим содержанием знакомить учащихся с культурой русского, родного и других народов, воспитывать уважительное отношение к ним.  Во-вторых, текст должен быть насыщен языковыми единицами и явлениями, которые будут изучаться на уроке, и, в-третьих, текст должен быть оптимального объёма.

Специфику анализа текста в полиэтнической школе составляют работа со словами-концептами и сравнительно-сопоставительный анализ фактов русского и родного языков, отражающих реалии культуры двух народов.  Такой диалог языков, диалог культур поможет учащимся осознать общие и национально-специфические свойства языков, самобытность национальных культур, отраженные в русском и родном языках.  При работе со словами-концептами целесообразными будут исторический, культуроведческий и этимологический комментарии, привлечение разных словарей, культуроведческой лексики, эмоционально-экспрессивных слов и оборотов речи, пословиц и поговорок, произведений литературы и искусства. Использование  таких  приёмов  облегчает  овладение  русским  языком  учащимися-билингвами,  способствует  расширению  их  словаря,  развитию  у  них  представлений  об  общечеловеческих  ценностях.  Желательно, чтобы задания к текстам в зависимости от степени подготовки, склонностей, способностей учеников по возможности были дифференцированными или индивидуализированными. Подобные задания к тексту создают ситуацию выбора и успешности обучения и тем самым стимулируют школьников к познавательной деятельности, создают положительную мотивацию и вызывают интерес к изучению не только русского языка и культуры, но и языка и культуры других народов, что позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного существования людей разных национальностей на одной территории, в одной школе, взаимопонимания и сотрудничества во всем. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию

Задачи поликультурного воспитания заключаются в социализации ребенка, его адаптации в социальной и образовательной среде, умении идентифицировать свою культуру в условиях поликультурного социума, умении самореализовываться в поликультурной среде. Поликультурное воспитание есть способ стать толерантным в отношении иных культур, непримиримым к дискриминации и расизму. Задачи такого воспитания – привитие любви и уважения к своему народу, гордости за него, за его достижения и формирование доброжелательного отношения к сверстникам других национальностей, положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Таким образом, процесс поликультурной социализации начинается с вхождения в культуру своего и того народа, что живет рядом. Средствами поликультурного воспитания учащихся являются общение с

представителями разных национальностей, изучение и понимание их творчества. Под руководством учителей и специалистов можно использовать всевозможные формы работы, направленные на всестороннее воспитание детей.

  В прошлом учебном году старшеклассники нашей школы в качестве туристического маршрута выбрали город Казань, где познакомились с музеями и выставками, побывали в национальном театре татарского народа и убедились в том, что даже культуру своего народа знают не так, как хотелось бы, что даже язык, на котором они разговаривают в своем селе, отличается от литературного и его необходимо совершенствовать.

 Мы участвуем в различных конкурсах и олимпиадах, проводим выставки творческих работ, у нас работает многопрофильный лагерь во время каникул. Использование всех перечисленных средств зависит от педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики.  Поликультурное воспитание должно осуществляться непрерывно. Оно должно быть, конечно, заботой не только учебных заведений, школы, но и культурно-просветительских центров, семьи, общественных организаций и объединений, средств массовой информации. 

Литература

  1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2000. — № 2.
  2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. -М.: Наука,1987.
  3. Колобова Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании.
  4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.

В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения  в процессе  формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы.  Метод  проектов способс...

Приемы формирование поликультурной личности на уроках русского языка и литературы

обобщение опыта работы по формированию поликультурной личности на уроках русского языека и литературы...

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Данная презентация является приложением к выступлению на семинаре по популяризации опыта в рамках семинара "Формирование и оценка читательской грамотности"...

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...