Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Данная презентация является приложением к выступлению на семинаре по популяризации опыта в рамках семинара "Формирование и оценка читательской грамотности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования читательской

грамотности на уроках русского языка и литературы.

                                                                 Яндикова Наталья Николаевна,

    учитель русского языка и литературы

                                                                  МОУ «Чемальская сош»

                                                                       

        Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В.А.Сухомлинский

        Определение понятия «читательская грамотность», предложенное в исследовании PISA,  сформулировано  как  способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

         Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в жизни общества. Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

         Изучив некоторую литературу по проблеме формирования читательской  грамотности как компонента функциональной грамотности подростка -  важнейшего результата  обучения в основной школе, соглашусь с коллегами, которые считают, что  необходимо использовать в процессе обучения, т.е. на уроках русского языка и литературы следующие виды заданий:

1) С целью формирования у учащихся читательского умения находить и извлекать информацию из текста:

– после внимательного, осознанного прочтения текста находить и вычленять в нем фрагмент / фрагменты, требующиеся для ответа на заданный вопрос;

– выстраивать последовательность описываемых событий, делать простые выводы по содержанию текста;

– обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сопоставлять информацию из разных частей текста;

 – объяснять назначение карты, рисунка,  таблицы, т.е. требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем);

– определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста.

– работать с метафорами: понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

2) С целью  формирования у учащихся читательского умения интегрировать и интерпретировать информацию текста:

– выделять основную и второстепенную информацию, извлекать из текста единицы информации, объединенные общей темой;

– обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

 – аргументированно, связно, последовательно отвечать на вопрос в письменной форме, используя информацию исходного текста;

– устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, делать умозаключения на основе текста;

– различать информацию, заданную в тексте, от той, которой учащиеся владеют на основе личного опыта.

3) С целью формирования читательского умения анализировать и оценивать содержание текста:

 – размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие / несогласие с авторской позицией, мотивировать его;

– оценивать утверждение текста с точки зрения моральных или эстетических представлений;

– формулировать логические умозаключения на основе информации, приведенной в тексте, приобретенных знаний и собственного опыта, сравнивать новую информацию с прочитанным ранее;

— высказывать свою собственную точку зрения о том, что обсуждается в тексте, и обосновывать ее, приводить доводы в защиту своей точки зрения;

— при оценке содержания текста обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали.

        Знакомясь с  литературой и изучая опыт коллег на  предлагаемых ими сайтах, в опубликованных статьях  и конспектах уроков по русскому языку и литературе, могу отметить, что тоже использую приемы по формированию читательской грамотности.

        Это, например, приём «Верите ли вы…», который может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.

Прием «Четвертое лишнее»

1.Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:

1) Гора, гористый, горный, горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.

Прием «Реконструкция текста», т.е. сложение целого текста из частей.  Эффективен при изучении, например,  в 5 классе темы: «Текст».

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

Прием «Тонкие и Толстые вопросы» используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать  умение формулировать вопросы;   умение соотносить понятия.  «Тонкий вопрос» предполагает однозначный краткий ответ. «Толстый вопрос»- развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать  «тонкие» и  «толстые» вопросы, связанных с пройденным материалом, чтобы затем задать их  друг другу.

Синквейн (творческая работа по выявлению осмысления текста ). 

Кластер (составление кластера, схемы, например, при изучении стилей речи, звуков речи, предложения, односоставного предложения, сложного предложения и др.).

Приём «Чтение с остановками». По названию текста  учащиеся определяют, о чём пойдёт речь в произведении.  Текст читается по частям, после чтения осмысливается  данный эпизод (фрагмент), высказывается  предположения о дальнейшем развитии сюжета.

        На первых уроках русского языка  и при знакомстве с учебником, а затем при завершении изучения одного раздела и началом изучения следующего предлагаю ученикам обратиться к содержанию учебника. Для того чтобы у школьников было ясное  представление о разделах науки о языке,  задаю следующие вопросы:

- С какими разделами нам предстоит познакомиться на уроках русского языка в этом учебном году?

- Какой раздел мы с вами изучили? С каким предстоит знакомство? Что изучается в данном разделе?  

В процессе изучения разделов науки о языке формируются учебно-языковые умения, которые заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях.

Задание: «Раздел русского языка» установите соответствие.

Что изучается в данном разделе?

1

Фонетика

А

произношение слов

2

Орфоэпия

Б

значение слов

3

Морфология

В

звуки речи

4

 Лексика

Г

словосочетание и предложение

5

 Синтаксис

Д

части речи

Ответ: 1в; 2 а; 3 д; 4 б; 5 г.

        Аналогичную работу провожу по литературе. (УНТ, ДРЛ, Литература 18века, Литература 19века, Литература 20 века, т.е. развитие литературного процесса, начиная от фольклора как основы литературы).

         Предлагаю учащимся типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений. Например, поиск информации, заданной в явном виде:

1)найти конкретные сведения;

2)найти значения слова и фразы;

3)определить тему или основную идею, если они представлены

в тексте в явном виде;

4)определить время и место действия рассказа.

1. Прочитайте приведенный ниже текст и выполните задания (письменно).

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

1) Как называется описание природы в литературном произведении?

2) Найдите в стихотворении сравнения и выпишите их.

3) Найдите в стихотворении эпитеты и выпишите их.

4) Каким размером написано стихотворение?

5) Какую роль играет в стихотворении прием антитезы?

6) К какому виду лирики относится стихотворение?

Задание: Ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание ниже

       Как хорош старый хвойный лес! Какой величественный вид у опушки такого леса летом при вечернем освещении! Длинные ветки прикрывают ель шапкой густой зелени. Стеной стоят лохматые темно-зеленые ели. Среди густых чащ прохладно и в летнюю жару. Прекрасен лес и в зимний морозный день. Деревья покрыты клочьями пушистого снега. Снежный узор блестит на солнце серебряными цветами.

1.Тип текста

А) описание

Б) повествование

В) рассуждение

2. Количество побудительных предложений в тексте

А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5

3. Стиль речи данного текста

А) художественный

В) официально-деловой

С) публицистический

Д) разговорный

Е) научный

 4. Черты художественного стиля

А) образность, эмоциональность, экспрессивность

Б) непринужденность , неподготовленность, диалогичность

В) конкретность, точные факты, научные термины

5. Основная мысль содержится в предложении

А) Прекрасен лес и в зимний морозный день.

Б) Как хорош старый хвойный лес!

В) Какой величественный вид у опушки такого леса летом при вечернем освещении!

Задание: ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание .

Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека. Бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить! Не забывайте говорить волшебные слова! Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова!

1.Количество побудительных предложений в тексте

А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5

2 Задача какого стиля не только информирование, но и воздействие .

А) художественный

В) официально-деловой

С) публицистический

Д) разговорный

Е) научный

3 Стиль речи данного текста

А) художественный

В) официально-деловой

) публицистический

Д) разговорный

Е) научный

4 Количество сложных предложений в тексте А)4  Б)3 В)2  Г)5

5.Количество простых предложений в тексте А)4  Б)3  В)2  Г)5

Прочитайте предложения и выполните задания (установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство, осмысление информации, оценка содержания и  формы текста):

А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота.

Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек.

В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности.

Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир.

№1.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

         1.А                          2.Б                         3.В                        4.Г

№ 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

         1.В, Б, Г, А            2.Г, А, В, Б            3.Г, В, Б, А           4.А, Г, В, Б

 № 3.Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

1.Предложение А сложное, состоит из двух простых, из которых одно главное, другое зависимое.

2.Предложение Б простое, с однородными членами.

3.Предложение В простое, двусоставное.

4.Предложение Г сложное, состоит их двух простых.

         Таким образом, говоря о том, что современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, т.к. мы живем в условиях переизбытка информации, и извлечение нужной информации из текста, её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно достичь успехов, формирование читательской грамотности становится одним из основных ресурсов  в «подготовке» успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

        Как уже было отмечено, основополагающим умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. В этом заключается актуальность формирования читательской грамотности.

Использованные источники:

Задания по формированию читательской грамотности в 5-9 классах.

Авторы: учителя русского языка ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово Капунова Л.А., Зайцева В.С., Смиренова С.Ю., Андреянова И.Ю.

http://varlamovo.minobr63.ru/wp-content/uploads/2021/10/Задания-Чит.-грамотность.pdf

Сборник текстов по развитию грамотности чтения для 5-7 классов

Составитель: Школина Ирина Эвальдовна,учитель русского языка и литературы

КГУ «Школа-гимназия № 5 акимата г.Шахтинска»

https://utu.kz/assets/uploads/dokumentyi/e033d727271e8739dea6dd77420839f2/1592304229_1.docx

Инструменты, приемы и стратегии формирования читательской грамотности обучающихся https://www.youtube.com/watch?v=GNDfkaruwr8&feature=emb_err_woyt

Читательская грамотность на уроке литературы https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6987903645958791738&text

Электронная образовательная платформа «Lecta» https://lecta.rosuchebnik.ru/.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы формирования читательской грамотности н а уроках русского языка и литературы МОУ « Чемальская сош » Яндикова Наталья Николаевна, у читель русского языка и литературы

Слайд 2

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом. В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 4

1 Фонетика А произношение слов 2 Орфоэпия Б значение слов 3 Морфология В звуки речи 4 Лексика Г словосочетание и предложение 5 Синтаксис Д части речи «Разделы русского языка» Задание: установите соответствие. Что изучается в данном разделе?

Слайд 5

Задание: ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание . Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека. Бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить! Не забывайте говорить волшебные слова! Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова! 2 Задача какого стиля не только информирование, но и воздействие А) художественный Б) официально-деловой В) публицистический Г) разговорный Д) научный 1.Количество побудительных предложений в тексте А) 4 Б)3 В)2 Г)5

Слайд 6

Вывод: В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово … обозначает крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море . Только этот предмет называется… . То же самое можно сказать и о словах пальто, морковь. Такие слова называются … . Слова, которые имеют несколько значений, называются… . Все значения такого слова можно узнать в … словаре.

Слайд 7

Прочитайте предложения и выполните задания: А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота. Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек. В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности. Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1.В, Б, Г, А 2.Г, А, В, Б 3.Г, В, Б, А 4.А, Г, В, Б Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1.А 2.Б 3.В 4.Г

Слайд 8

1.Задания по формированию читательской грамотности в 5-9 классах. Авторы: учителя русского языка ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово Капунова Л.А., Зайцева В.С., Смиренова С.Ю., Андреянова И.Ю. http://varlamovo.minobr63.ru/wp-content/uploads/2021/10/Задания-Чит.-грамотность.pdf 3.Сборник текстов по развитию грамотности чтения для 5-7 классов Составитель: Школина Ирина Эвальдовна,учитель русского языка и литературы КГУ «Школа-гимназия № 5 акимата г.Шахтинска» https://utu.kz/assets/uploads/dokumentyi/e033d727271e8739dea6dd77420839f2/1592304229_1.docx 2.Инструменты, приемы и стратегии формирования читательской грамотности обучающихся https://www.youtube.com/watch?v=GNDfkaruwr8&feature=emb_err_woyt 5.Электронная образовательная платформа « Lecta » https://lecta.rosuchebnik.ru/ . Использованные источники: 4.Читательская грамотность на уроке литературы https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6987903645958791738&text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...