Формирование поликультурной личности на уроках английского языка
материал по английскому языку на тему

текст доклада на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_polikulturnoy_lichnosti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование поликультурной личности

на уроках английского языка

Учитель английского языка

Гасимова Гульназ Рамисовна

МБОУ СОШ 179, г.Казань

Изучение иностранного языка формирует поликультурную компетентность учащихся, поскольку иноязычная культура является неотъемлемой составляющей современного содержания иноязычного образования, затрагивает все аспекты образования, в том числе обеспечивает способность к самообразованию.

Процесс изучения иностранного языка определяется следующими принципами:

  • осознание обучающимися принадлежности к родной культуре в сочетании с пониманием культуры и образа жизни другого народа и готовности воспринимать и принимать его «непохожесть»;
  • ориентация процесса обучения на обеспечение диалога культур;
  • обеспечение социализации обучающихся средствами иностранного языка;
  • использование моделей обучения иностранному языку, в которых критерием оценки результатов выступает образец носителя языка;
  • комплексная актуализация коммуникативной, культурно-прагматической функций изучаемого языка.

Принципиальным и приоритетным аспектом изучения иностранного языка является использование аутентичных учебных комплексов и материалов, содержащих оригинальные и актуальные тексты для аудирования и чтения; аудио- и видеоматериалы; статьи из газет и журналов на английском языке; иллюстративный материал, такой как открытки, карты, меню, рекламные проспекты и т.д. Все это обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой. Благодаря различным технологиям, коммуникативным заданиям и методикам обучающиеся не только накапливают знания, но и учатся общаться, что как раз и превращает язык в мощный инструмент всестороннего информационного обмена, взаимодействия национальных культур, усвоения личностью общечеловеческих ценностей.

При обучении английскому языка учащиеся приобретают следующие умения, обеспечивающие их самообразование:

  • умение критически оценивать полученную информацию;
  • решать проблемы различного характера;
  • аргументированно спорить и выдвигать предположения;
  • использовать современные информационные технологии;
  • совершенствовать свою деятельность,
  • быть готовым делиться своими знаниями и опытом с другими;  
  • общаться на уровне устной и письменной речи; работать в команде,
  • быть коммуникативным;
  • адаптироваться к различным ситуациям общения.

Например, обсуждение прочитанного страноведческого текста подразумевает его оценку, аргументированное доказательство той или иной точки зрения. Составление диалогов, характерных для учащихся в различных ситуациях англоязычной среды  позволяет развивать такие качества, как адаптированность к многочисленным ситуациям поликультурной среды, умение общаться с разными собеседниками при различных обстоятельствах(например ситуации возникающие при зарубежных поездках, международных мероприятиях и др.)

Условия для самообразования школьников создаются при реализации ряда направлений поликультурного образования:

  • уроки английского языка, на которых знакомство учащихся с фактами культуры стран изучаемого языка, например традициями, обычаями, праздниками начинается уже с начальной школы.

Например,  в 3 классе проводился урок по теме «Национальные английские, американские, русские, татарские блюда», к которому ученики самостоятельно подготовили мини-проекты, а ко дню святого Валентина, учащиеся 5х классов самостоятельно изучили информацию о его праздновании в разных странах мира.

  • элективные курсы,

Например, при изучении элективного курса СТРАНОВЕДЕНИЕ 9 класс представил туристические путеводители по англоязычным странам мира. Проекты выполнялись  в библиотеке нашей школы, что  дало возможность пользоваться всей необходимой литературой, интернетом, собственными материалами.

  • интегрированные уроки,
  • театральные представления,
  • создание интерактивных пособий,
  • проектная деятельность является очень эффективным и популярным методом позволяет учащимся работать над поставленной задачей в одной команде и успешно использовать всевозможные источники самообразования.

Например, в рамках темы СПОРТ ученики 7  исследовали особенности  разных видов спорта, которые произошли в разных странах мира.

  • учебно-исследовательская деятельность,
  • факультативные занятия,
  • внеклассная и внешкольная работа, в рамках которой дети также с удовольствием принимают участие  в англоязычных театральных постановках, знакомясь с фольклором и творчеством зарубежных писателей. Старшеклассники принимают участие в лингвистических форумах, например, проводимых КФУ.
  • изучение краеведческого материала,

Например, ученик 9 класса самостоятельно подготовил англоязычную экскурсию по Казани. Остальным учащимся было предложено рассказать о родном городе в ролевой игре «Пробую себя волонтером».

  • виртуальные экскурсии по странам и городам,
  • интернет – проекты,
  • творческие работы,

Например, при изучении темы Национальные валюты Великобритании и США пятиклассники самостоятельно изучили и представили национальные валюты других государств.

  • дистанционные и очные конкурсы и олимпиады.

Например, учащиеся 5-9 классов приняли участие в МНПК Ассоциированных школ ЮНЕСКО, в которой заняли 1, 3 места.

В ходе реализации указанных направлений поликультурного образования также обеспечивается самообразование учителей английского языка, являющееся основой нашей успешной работы, без которой невозможно представить себя  этой профессии.

Формами практического применения результатов работы над темой самообразования являются внедрение инновационных образовательных технологий в процесс преподавания английского языка, оптимизация процесса учебно-методической деятельности по предмету, повышение качества преподавания и уровня обученности по иностранному языку.

Список литературы

  1. Ариян М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка / А.М. Ариян // ИЯШ. 2003. № 1.С. 86
  2. Богатырева, М.А. Социокультурный компонент содержания профессоинально-ориентированного учебника: Автореферат. дис. … канд. наук. М.А. Богатырева. М., 1998.
  3. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова// ИЯШ.2004. № 1. С. 3-8.
  4. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка / Р.П. Мильруд// ИЯШ.2004. № 7. С. 30 – 36.
  5. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова //ИЯШ.2000. №4.С.9-16.
  6. Проблемные задания на уроке англ. яз. в школе. М.Еврошкола, 2001.
  7. Сысоев П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования / П.В. Сысоев// ИЯШ. 2004. № 4. С. 14 – 20.
  8. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое?/ Г.Д. Томахин// ИЯШ.1996. №6.С.22 - 24.
  9. Томахин Г.Д. По странам изучаемого языка: Анг.яз.:Справ.материалы. Г.Д. Томахин.  М.:Просвещение, 1998. 256с.
  10. Хуторский, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характера нового подхода к конструированию образовательных стандартов: тезисы доклада. А.В. Хуторский. 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение французскому языку как цель и средство формирования поликультурной личности

Глобально интегрированная информационная цивилизация стремительно продвигает человеческое общество в новое качественное и количественное измерение, которое требует «целостностного» человека, обладающе...

Приемы формирования поликультурной личности на уроках литературы

В данной статье описываются некоторые приемы формирования поликультурной личности на уроках русской литературы....

Обучение английскому языку как цель и средство формирования поликультурной личности

Тип занятия: обобщающее повторение. Вид занятия: комбинированный урок. Цель: коммуникативно-речевое развитие учащихся через обобщение знаний о традициях и праздниках. Великобритании....

статья "Роль изучения иностранного языка в формировании поликультурной личности"

Роль изучения иностранного языка в формировании поликультурной личности ...

Обучение английскому языку как цель и средство формирования поликультурной личности

Конспект урока по английскому языку: Тип занятия: обобщающее повторение. Вид занятия: комбинированный урок. Цель: коммуникативно-речевое развитие учащихся через обобщение знаний о тради...

Приемы формирование поликультурной личности на уроках русского языка и литературы

обобщение опыта работы по формированию поликультурной личности на уроках русского языека и литературы...