Пути развития познавательной мотивации у обучаемых в ходе изучения иностранного языка
статья

Цель данной статьи - повышение мотивации и качества обучения студентов СПО иностранному языку с использованием традиционных и инновационных форм и методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publ.motiv_.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пути развития познавательной мотивации у обучаемых в ходе изучения иностранного языка

Преподаватель немецкого и английского языка

ГПОУТО «Крапивенский лесхоз-техникум»

 Батова Татьяна Ивановна

Содержание

  1. Введение. Иностранный язык в системе СПО.
  2. Основная часть.

              1.Организация начала урока – гарантия хорошего занятия.

   2. Самостоятельная работа студентов: групповая аудиторная, внеаудиторная.

            3.Современные педагогические технологии (метод проектов, ИКТ).

             4. Внеклассная работа по иностранному языку.

5. Значение тематических уроков «Российская федерация»,     «Страноведение», «Хобби».

              6. Бизнес курс по иностранному языку.

III. Заключение. Роль учителя в развитии познавательной мотивации.

IV.Список литературы.

Введение

  Основная задача средних специальных учебных заведений – подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности, формирование теоретических знаний и практических умений. Специалист среднего звена должен уметь планировать работу, анализировать ситуацию, принимать самостоятельные решения.

  Выпускник, вступая в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, должен быть компетентным, ответственным, коммуникабельным человеком, творческим работником.

  В процессе преподавания дисциплины «Английский язык»  у обучающихся формируются следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Основная часть

  Формирование направленной познавательной деятельности студентов на учебных занятиях общеобразовательных дисциплин во многом зависит от методики проведения уроков, от деятельности преподавателя, направленной на максимум отдачи. Использование личностно-ориентированной технологии создаёт благоприятные условия  для усвоения и применения знаний, развивает творческое начало и самостоятельность, способствует усвоению даже самого трудного материала.

  Одной из распространённых активных форм обучения по дисциплине «Иностранный язык» являются ролевые игры, аудиоуроки, использование самостоятельно приготовленных презентаций, тестовые методики, диктанты, подготовка проектов, рефератов и докладов, участие в конкурсах, олимпиадах.

  Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Я считаю, что многое на уроке решают первые минуты, его начало. Важно в начале урока не только организовать рабочие места, подготовить наглядные пособия, но и организовать внимание учащихся, психологически настроить на успешный урок.

 Урок часто начинаю с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока, пословиц. Их мы обсуждаем, беседуем. На первом уроке:

«Всякое изучение иностранных языков развивает ум, сообщает ему гибкость и способность проникать в чужое мировоззрение». Д.И. Писарев

 «Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке».И. Гѐте

С. Довлатов «Знать много языков –значит иметь много ключей к одному замку».  Вольтер «Язык –одежда мыслей».

   Организационно-психологический момент имеет одну цель: настроить учащихся на готовность общаться на иностранном языке. Прoцедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, от темы урока, времени года, условий проведения урока. Кроме вопроса о дате, отсутствующих  интересуюсь  настроением учеников и задаю им вопрос «Как дела?» Поощряю их ответы даже если много ошибок.

  Часто предлагаю учащимся вытянуть заготовленные вопросы и ответить на них: Что ты делал в прошлые выходные? Что ты делал вчера? Что ты сейчас читаешь? Какой фильм смотрел недавно? Какие твои обязанности по дому? Поощряю их ответы даже если много ошибок.

  На уроке повторения лексики пишу на доске короткое предложение и предлагаю учащимся увеличить его, добавляя каждый раз при повторении одно слово. Подбираю тематические задания: решить небольшой кроссворд или закончить предложение, предлагаю найти ошибки в написанных на доске словах или предложениях, использую парный опрос: два ученика опрашивают друг друга и ставят друг другу оценки.

  Умение адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям является результатом активной самостоятельной работы студентов. На учебных занятиях эта работа осуществляется в процессе выполнения заданий в группах под контролем преподавателя. Говоря о приоритетах группового взаимодействия, следует отметить, что в современных технологиях групповая работа используется как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса, при котором ярко выражены межличностные процессы, отсутствующие при индивидуальной работе: общение, высокое доверие, взаимное влияние, поддержка, использование ресурсов каждого студента, взаимопомощь. Такая форма эффективна на заключительных этапах, т.е. на уроках обобщения знаний по теме или разделу. Обучающиеся образуют группы по 3-4 человека с разной языковой подготовкой, обычно состав постоянный. Сильный и средний по успеваемости студенты работают в паре со слабыми. Группы выполняют одинаковые задания, соревнуясь в скорости и правильности выполнения задач: читают текст, находят значения незнакомых слов, переводят текст, отвечают на вопросы.

  Студенты любят работать в группах. Уча друг друга, проговаривают слова, запоминают лексику, клише. Преподаватель выступает в роли организатора учебной деятельности: обеспечивает понимание, заботится о доступности заданий, которые вызывали бы у них желание работать, а их успешное выполнение – положительные эмоции, ощущение ситуации успеха. Групповая работа приучает к коллективным методам работы, так как побуждает студентов обмениваться мнениями, формировать своё отношение, обсуждать выполнение поставленных задач.

  Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обращаю внимание на методические указания по её выполнению и даю установку на то, что данная работа позволяет:

1.Систематизировать и закреплять полученные теоретические знания, совершенствовать произносительные навыки.

2.Развивать познавательные и творческие способности, самостоятельность, ответственность и организованность.

3. Расширить кругозор на основе страноведческого материала.

4.Формировать способности к саморазвитию и самоорганизации.

Внеаудиторная работа разнообразна. Наиболее типичные:

-подготовить презентации, рефераты по пройденному разделу;

-составить тематические кроссворды, тестовые задания;

-составить резюме, заполнить анкету;

-составить словарь к тексту;

-прочитать тексты, составит план текста, выписать ключевые слова, необходимые для пересказа;

- составить рассказ по образцу, написать сочинение;

- составить диалог по ситуации

  Основные пути повышения качества проведения учебного занятия в учреждениях СПО – это совершенствование отдельных элементов методической системы обучения – методов, форм и средств обучения.

  Уроки сопровождаются мультимедийной презентацией, что помогает рационально использовать время на уроке, активизирует познавательную деятельность студентов и как педагогический инструмент способствует решению дидактических задач  в достижении цели урока. Положительный психологический климат, отношения сотрудничества с обучающимися, выдержанность этапов урока по объёму и по времени отвечают принципам здоровьесберегающих технологий.

  Использование метода проектов предусматривает развитие исследовательских, поисковых и творческих навыков. Он позволяет интегрировать знания из различных областей при решении одной проблемы и, таким образом, формирует единую картину мира. Метод проектов отличают проблемность, разнообразие, развлекательность, ЭГО фактор. Наряду с овладением языком проявляются  интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения.

   Применение проектной методики развивает творческие способности студентов,  позволяет проверять и проявлять себя в лидерстве. Метод проектов может быть использован в рамках программы практически по любой теме на её завершающем этапе: презентации, доклады, рефераты, сочинение, стенгазета, таблицы. В ходе подготовки и презентации проектов используются информационно-коммуникационные технологии. Информация, полученная из Интернета необходима и актуальна, но требует извлечения главного материала. Преподаватель играет роль организатора и консультанта. Следовательно, у обучающихся необходимо сформировать умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать её самостоятельно. Они должны уметь применять Интернет-ресурсы, которые обеспечивают овладение ИЯ в единстве с культурой его носителей. Проектная методика решает такие задачи, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Обучение с использованием проектных приёмов способствует:

- повышению значимости языка как средства общения

- развитию умения работать в коллективе

- расширению кругозора обучаемых

- воспитанию самостоятельности

С помощью информационных ресурсов на уроках иностранного языка можно эффективно решать ряд дидактических задач:

-формирование и совершенствование умений чтения, аудирования, письменной речи;

-пополнение словарного запаса лексикой современного английского языка;

-ознакомление с культуроведческими знаниями, включающими речевой этикет, особенности культуры и традиций страны изучаемого языка.

  Внеклассная работа развивает инициативность студентов, познавательную активность и интерес к изучаемому языку, самостоятельность, позволяет глубже изучить язык. Участие  в творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах  определяет готовность обучающихся на практике применять полученные знания, уметь мыслить критично и нестандартно. Подготовка к конкурсам большей частью основывается на практическом использовании возможностей информационных технологий. Проведение в техникуме олимпиады по английскому языку среди студентов 2-3 курсов повышает мотивацию студентов к изучению языка, формирует способности к саморазвитию, самосовершенствованию и саморегуляции.

  Олимпиада проводится в два тура. Задания 1 тура  – это тестовые задания, направленные на проверку языкового материала по изученным темам: времена активного и пассивного залога, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги, интернациональные слова.  Время выполнения – 20 минут. Максимальное количество баллов  - 25. Студенты, набравшие 18-25 баллов, переходят во 2 тур.

  Задания второго тура направлены на измерение умений чтения, владение лексическими и грамматическими умениями и навыками, знание пословиц,  страноведческого материала. Время выполнения – 60 мин. В каждом из трёх заданий студенты могут набрать максимальное количество баллов – 62 балла:

1.Чтение – 16 баллов

2. Лексико-грамматический тест – 32 балла

3.Письмо – 14 баллов.

Жюри подводит итоги, суммирует баллы участников, набранные ими в 1 и 2 турах,  награждает победителей олимпиады, занявших 1, 2 и 3 места.

  Ежегодно проводится КВН «Лучшие в английском» Цели:

  • предоставить обучающимся возможность для реализации творческого потенциала и демонстрации достижений в изучении английского языка;
  • выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков по темам «Путешествие», «Великобритания»;
  • расширить знания студентов об Англии и англоговорящих странах;
  • приобщить к культуре стран изучаемого языка, поддержать интерес к изучению английского языка.

  В КВН 10 конкурсов: визитная карточка, знание слов и пословиц, символов Великобритании, чтение стихотворений, вопросы сопернику, собрать багаж, конкурс капитанов, сценки, тесты.
 В системе уроков особое значение имеет урок закрепления и систематизация знаний. Такие уроки дают возможность широко использовать различные методы обучения студентов. Цель занятий - повторение лексико-грамматического материала  по теме с использованием вопросо– ответных, подстановочных упражнений, текстов, презентаций, видеороликов.

  Проведение открытых уроков по теме «Российская федерация» имеет воспитательное значение и в этом его актуальность как задачи -  повышать мотивацию к изучению иностранного языка, прививать любовь к своей стране, родному городу/селу.

  Задача преподавателя на данном этапе - формирование коммуникативной компетенции и расширение знаний о Российской федерации на иностранном языке, развитие речевой активности; формирование умения анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания; формирование навыков самоконтроля, повышение ИКТ - компетентности обучающихся.

  Урок проводится с использованием традиционных методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) и информационных технологий: самостоятельно созданных презентаций, видео и аудио-материалов.

  Для закрепления и повторения лексики по теме применяю подстановочные упражнения, используются тексты о достопримечательностях России, городах Золотого кольца, Тульской области,  вопросы об известных людях России:  художниках, писателях, музыкантах, символах России. Прочитав текстовой материал «Л.Н.Толстой», ищут информацию, соответствующую слайдам презентации, читают её, отвечают на вопросы.  И в заключение урока смотрят видеоматериал по теме «Что иностранцы знают и говорят о России», говорят о том, что они думают и знают о Германии, Англии.

  Большое значение в целях повышения мотивации и интереса к изучению иностранного языка имеют уроки по темам «СМИ», «Хобби», «Страноведение». Студенты любят отвечать на вопросы:

1.Какие фильмы вы смотрите и почему?

2.Расскажите, какие фильмы смотрят в вашей семье.

3.Что вам известно о киноискусстве/искусстве Англии, Америки, других стран?

  После просмотра фильмов, видеороликов, чтения текстов выполняют задания:

  • Распределить предложения в логической последовательности развития событий.
  • Вставить в тексте пропущенные слова.
  •  Отметить в предложенном списке слова, относящиеся к содержанию сюжета.

  Уроки по теме «Страноведение»  имеют познавательное значение, повышают интерес к странам изучаемого языка, к традициям нашей страны.

  Большое внимание на уроках уделяю чтению. Многие студенты не знают правил чтения, стесняются читать, владеют мизерным словарным запасом. Низкий уровень обученности отражается на всех видах деятельности: письмо, аудирование, говорение. Для обучения таких студентов на начальном этапе предлагаю следующие задания:

1.Прочитать и перевести интернациональные слова, выучить их.

2. Записывать слова с транскрипцией.

3.Делать кроссворды.

  Знакомство с пословицами и поговорками на иностранном языке позволяет не только совершенствовать произносительные навыки, но и уделять внимание отдельным грамматическим явлениям.

1.    Live and learn.                                                    Век живи – век учись.                        

2.    Two heads are better than one.                      Ум хорошо, а два лучше.

3.    What is done cannot be undone.                    Сделанного не воротишь.

4.     Better late than never.                                    Лучше поздно, чем никогда.

5.     More haste, less speed.                       Тише едешь, дальше будешь.

 6.    Knowledge is power.                             Ученье – свет, а неученье – тьма.

7.   Business before pleasure                                Делу время, потехе час.  

8.   Health is better than wealth                       Здоровье дороже богатства.  

9. East or West, home is best                       В гостях хорошо, а дома лучше.

10.  Never put off till tomorrow what you can do today.                  Всё хорошо, что хорошо кончается.

 В процессе работы с пословицами подбираю их по темам «Рабочий день», «Учёба», «Город» и предлагаю выполнить следующие задания:

-подберите русский эквивалент пословицы;

-найдите сходную пословицу в родном языке и переведите её на английский;

-подчеркните глаголы и объясните употребление временных форм;

-найдите модальные глаголы, степени сравнения прилагательных;

-опишите ситуацию, в которой может использоваться пословица.

  Одним из разделов программы обучения иностранному языку на старших курсах  является «Бизнес курс английского/немецкого языка». Данный курс обучает основам делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, командировка, бронирование гостиницы, устройство на работу, деловая встреча, заполнение анкеты, магазин, ресторан, коммерческая корреспонденция (письмо, факс, электронная почта и т.д.).

  На уроке обобщения и систематизации знаний студенты выполняют задания:

  • выступают с докладами об особенностях делового общения в Англии, Америке, Германии, Италии, странах Востока
  • смотрят видео- интервью «Собеседование при устройстве на работу», затем 2 студента инсценируют  диалог «Устройство на работу».
  •  Визитная карточка. Преподаватель предлагает сделать свои визитки.
  • Угадывают указатели и надписей на английском языке (вокзал, город).
  • Бронирование гостиницы. Перевести с русского на английский диалог – дополнить, прочитать вслух, проинсценировать.
  •  Анкета. Письменно заполняют на компьютере.
  • Правила устройства на работу. Студенты выбирают нужную информацию
  • Сообщение преподавателя о заимствованиях в русском языке, задание на поиск англицизмов.

  В качестве результата изучения данного раздела  можно отметить следующие аспекты:

-снятие барьера общения на иностранном языке, стимулирование подготовленной и спонтанной монологической и диалогической речи в ситуациях делового общения

-развитие культуры речи на русском и иностранном языке, повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Заключение

  Учебное занятие – это сложный и ответственный этап учебного процесса. Дать хороший урок – дело не простое. Темп и ритм учебного занятия должны быть оптимальными. Не надо забывать, что похвала, поощрение мотивируют дальнейшие успехи, стимулируют желание стать лучше, добиться еще больших успехов. На учебных занятиях должен соблюдаться педагогический такт, необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студента. Следует помнить: если студенты не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к дисциплине, который не будет являться познавательным.

Список литературы

1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000.

2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВЫХ ИГР

Предлагаю Вашему вниманию статью ролевых играх на уроках английского языка, которые содействуют развитию таких качеств, как спмостоятельность и инициативность, а так же воспитывают чувство коллективиз...

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школ...

«Пути развития познавательной мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка»

Для возникновения процесса обучения необходима коммуникация. Ряд ученых считают, что общение состоится только тогда, когда учтены особенности всех участников. Учитель и ученик должны плотно взаимодейс...

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так...

Роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка

Материал имеет целью рассмотреть  роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка с точки зрения обновления содержания обучения, формирования социальных к...

Мотивация и ее роль в изучении иностранного языка

Управление мотивацией в изучение иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания....