Роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка
проект

Материал имеет целью рассмотреть  роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка с точки зрения обновления содержания обучения, формирования социальных компетентностей и активной жизненной позиции обучающихся и изменения статуса иностранного языка в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательный проект28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

Образовательный проект на тему:

«Роль мотивации в достижении успешности

в изучении иностранного языка»

Выполнила:

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №32»

Энгельского района г. Энгельса

Спорышева Л.Н.

Саратов 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. I. Проблема мотивации в изучении иностранного языка………………………………………………………………………………5

1.1 Понятие мотивации и ее роль в изучении иностранного языка ………….5  

1.2 Типы и разновидности мотиваций………………………………………….6 1.3 10 вариантов мотивации для изучения иностранного языка...……...…….8  

 II. Способы повышения мотивации при обучении иностранному языку……………………………………………………………………………...9

2.1 Пути и приемы повышения мотивации обучающихся на уроке иностранного языка……………………………………………………………..9 2.2. Педагогическая практика, личный опыт ………………………….……...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

ИСТОЧНИКИ.…………………………………………………………………..15

Введение

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Она является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает.

Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который придает деятельности обучающихся особый личностный смысл.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена  

◊ обновлением содержания обучения; 

◊ постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов;

 ◊ формирования социальных компетентностей и активной жизненной позиции; изменением статуса иностранного языка. 

Противоречия 

◊ между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка; 

◊ между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками; 

 между возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и дефицитом учебного времени.
Объект исследования: мотивация обучающихся к изучению иностранного 
языка.

Предмет исследования: пути и приемы повышения мотивации к достижению успешности в изучении иностранного языка в школе.

Цель работы: проанализировать роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка.

Задачи проекта: 

 ◊ исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе;

 ◊ изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе;

 ◊ анализ эффективности существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации к изучению английского языка.

Методы исследования:
◊ теоретический анализ литературы и исследований;

◊ изучение и обобщение практического опыта по теме исследования;
◊ изучение документов, определяющих политику государства в области образования;

Основная часть

1.1. Понятие мотивации и ее роль в изучении иностранного языка

Практически у каждого учителя всегда возникает вопрос - как «замотивировать» школьников на изучение иностранного языка? Что же такое мотивация? Мотивация - это специально направленные воздействия на внутренние чувства человека с целью побуждения к действиям, формирования желания сделать что-то. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И. А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Иностранный язык без мотивации выучить нельзя. При отсутствии успеха мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Причём мотивация снижается с каждым годом обучения. Необходимость преодоления разнообразных трудностей в обучении отодвигает достижение целей, о которых ребенку так мечталось. Очевидно, чтобы учащиеся, которые овладевают языком, ощущали свой прогресс и испытывали от этого удовлетворение в течение всего периода их учения. Мотивация определяется собственными побуждениями учащегося, осознаваемыми им потребностями.

Учитель может лишь создать предпосылки, на базе которых у обучающихся возникнет личная заинтересованность в изучении иностранного языка. У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих обучающихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. И таким образом будет создаться стойкая сопутствующая мотивация, гарантирующая прогресс в овладении иностранным языком.

1.2. Типы и разновидности мотиваций

Мотивация изучения иностранного языка делится на 2 типа:

◊ внешнюю мотивацию;

◊ внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация – социальная мотивация, на которую влияет характер деятельности учащегося. Внутренняя мотивация – мотивация успешности.

Примером внешней мотивации для овладения иностранным языком может быть перспектива участия в различных конкурсах, конференциях, может быть цель освоения ценностей культуры.  Внешней мотивацией является также мотивация овладения иностранным языком как способ самоутверждения, путь к личному благополучию, к хорошо оплачиваемой престижной работе в будущем. Таким образом, внешняя мотивация выполняет «стратегическую роль», рассчитанную на достижение конечного результата.

Внутренняя мотивация – это «тактическая» мотивация, она стимулирует сам процесс овладения иностранным языком. Учащиеся должны видеть движение в изучении языка.

Психолог С.Т.Григорян внутреннюю мотивацию делит на три разновидности:

◊ коммуникативную;

◊ лингвопознавательную;

◊ инструментальную.

Коммуникативная внутренняя мотивация  является основной разновидностью. Обучающиеся формулируют свои потребности как коммуникативные, разговаривают на иностранном языке с другом, читают на иностранном языке, пишут иностранному другу, т.е.  проявляют явно выраженное стремление к общению. Поэтому на занятиях следует побуждать детей к воображению, делать ставку на фантазию.

Лингвопознавательная мотивация заключается в изучении основных свойств языковых знаков. Она проявляется в интересе обучающихся к языковому материалу, его применением в речи, в речевой перспективе его применения. Важно побуждать обучающихся к накоплению языкового материала. Для этого применяются различные игры, необходима атмосфера азарта, дух соревнования, которые активизируют восприятие и запоминание слов, грамматических форм иностранного языка.

Следующей разновидностью внутренней мотивации является инструментальная мотивация. Эта модификация означает необходимость вооружить обучающихся определёнными приёмами овладения иностранным языком, их следует ставить перед необходимостью самостоятельного знакомства с новым языковым материалом, показав им путь к этому.

Названные выше мотивации представляют собой движущую силу процесса изучения обучающимися иностранного языка.

1.3. 10 вариантов мотивации для изучения иностранного языка

На одном из Интернет-сайтах высказывается мнение, что людям не хватает решимости изучать язык. А мотивацию всегда можно найти. Вот вам 10 вариантов чудесной мотивации:

 Лучшая мотивация, чтобы выучить иностранный язык – самоуважение! Весь мир говорит на английском.

 Влюбиться в иностранца. Если красота регулярно спасает мир, то любовь творит чудеса!

 Доступ к дополнительным источникам информации. Если бы вы только могли представить, сколько удивительных книг, фильмов, сайтов и т.д. станут вам сразу доступны! Стоит только выучить иностранный.

 Возможность наслаждаться шедеврами в оригинале. Красоту одного языка не всегда можно передать средствами другого.

Расширение кругозора. «Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек», — говорил Гёте.

 Повысить свой уровень дохода. Кандидаты со знанием английского имеют все шансы получать зарплату на 20-30% больше, чем все остальные.

 Стать примером собственным детям.  Научно доказано, что детям, чьи родители владеют иностранным, изучение языков дается гораздо легче!

 Путешествовать! Свободно путешествовать и чувствовать себя человеком. потому что вы понимаете и вас понимают.

 Экономические соображения. Знание языка поможет и о скидках договориться, и лучшее время для бронирования не пропустить.

 И самая главная мотивация – время!

Я думаю, эти оригинальные варианты мотивации для изучения иностранного языка следует обсуждать с обучающими средней и старшей школы.

2.1. Методы и приемы повышения мотивации обучающихся на уроке иностранного языка

Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на обучающихся, их общения на уроке в условиях полной социально-психологической совместимости. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал?

В формировании и поддержании у обучающихся интереса к изучению языка немаловажную роль играет и учитель. При планировании занятий учителю следует учитывать следующие моменты:

 Создание на уроке обстановки иноязычного речевого общения, максимально приближенной к естественным условиям.

Тщательный отбор учебных материалов, которые представляют когнитивную и коммуникативную ценность, носят творческий характер.

 Знакомство обучающихся с историей, культурой, обычаями, повседневной жизнью в стране изучаемого языка.

 Использование разнообразных материалов и методик, позволяющих избежать монотонного течения занятия.

Использование обучающимися иностранного языка для получения определенной информации из газет, журналов, сети Интернет, благодаря чему иностранный язык превращается в инструмент решения разнообразных задач.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности обучающихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок (урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, викторины и многие другие) включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей:

◊ умения декламировать стихотворения;

◊ инсценировать ту или иную ситуацию;

◊ петь на иностранном языке;

◊ умения реагировать и давать свою оценку в разговоре;

◊ сообщать информацию о событиях и фактах;

◊ соблюдать речевой этикет;

◊ широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англоговорящих стран.

Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского языка. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок, имели желание участвовать в межкультурном общении на английском языке. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Таким образом, перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов обучающихся.

2.2. Педагогическая практика, личный опыт

В своей педагогической практике я пользуюсь УМК «Английский в фокусе». Безусловной заслугой авторов УМК является создание атмосферы интенсивного включения в учебный процесс эмоциональной сферы учеников, возможность создания ситуаций успешности для школьников. В такой атмосфере ученик чувствует себя комфортно и свободно, обеспечивается развитие у него желания практически пользоваться иностранным языком. Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, обучающийся испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата.

Приоритетным направлением я выбрала «обучение через сотрудничество» - один из наиболее эффективных путей объединения обучающихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех обучающихся (так называемая коллективная групповая деятельность). Самыми распространенными формами на среднем этапе являются «мозговой штурм», "storytelling", ученические проекты. Ролевая и деловая игра проводится уже на более высоком уровне, обучающиеся в состоянии самостоятельно составить сценарий, придумать и распределить роли.

В своей педагогической практике я широко использую и лингвострановедческий вид мотивации, стимулируя интерес обучающихся к стране изучаемого языка и, как следствие, к языку как таковому. Например, стараюсь выделить время (в основном за счет резервных уроков), чтобы посвятить занятие национальному празднику / событию. Традиционно мы

проводим страноведческие викторины, создаем презентации, просматриваем видеофильмы. Задания рассчитываются на разный уровень возможностей, поэтому даже отстающие ученики имеют возможность проявить себя: кто-то изготовит постер и объяснит, что и почему изобразил; кто-то найдет и прочитает соответствующее случаю стихотворение, сценку; другой сделает подборку фотографий и подписи к ним; третий представит компьютерную презентацию.

Положительную роль в повышении мотивации моих обучающихся играет участие в региональной научно-практической конференции «Поиск», которая ежегодно проводится на базе МБОУ «СОШ №32» г. Энгельса; во всероссийских конкурсах «Британский Бульдог» и «Лисенок», предполагающих глубокое проникновение в культуру англоговорящих стран. В старших классах, когда изучение языка становится в большинстве случаев сознательным, особое значение, на мой взгляд, приобретает четкое построение и насыщенность урока. УМК «Английский в фокусе» построен с учетом коммуникативного подхода. Изучая английский язык с использованием данного УМК, учащиеся приобретают прочные навыки групповой и парной работы. Аудиоматериалы, представленные в УМК, являются идеальными моделями для использования английского языка в реальных ситуациях общения. Интерес представляет система обучения грамматике. Грамматический материал всегда представлен в соответствии с необходимостью решения определенной коммуникативной задачи. Использование проектных методов обучения, привлечение интернет-ресурсов повышает мотивацию обучающихся, а, следовательно, и эффективность обучения. Основные виды работы с ПК на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его проверке и отработке. На уроках ИЯ компьютерные технологии используются для отработки грамматических навыков, для развития навыков письма, чтения и в проектной работе. Однако не менее интересным оказывается включение ИКТ в ткань обычного урока. Например, в процессе изучения модуля «Путешествия», так как каждый урок может сопровождаться мультимедиа. Подобные уроки неизменно оказываются занимательными, насыщенными различными видами деятельности и вызывают несомненный интерес обучающихся. Использование ИКТ приводит к следующим результатам: учащиеся заинтересовались не только темой урока, но и техническими возможностями, используемыми на уроке, их внимание привлекла перспектива творческой и поисковой самостоятельной работы. Расширив материал учебника с помощью современных технологий, повышается интерес обучающихся к предмету. И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер, мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Названные виды мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя.

Заключение

В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема мотивации обучающихся. Следуя рекомендациям отечественных и зарубежных ученых, учителю самому необходимо оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности. Чтобы вызвать интерес обучающихся к языковому материалу, работу над этим материалом надо организовать так, чтобы обучаемые видели речевую перспективу его применения. Желаемый педагогический эффект достигается в большей мере в результате большой активности обучающихся. Этому способствуют активное использование групповых форм работы и системно-деятельностного подхода. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у школьников достижения успеха.

Л.Н. Толстой сказал: "Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика …чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик".

Источники

1. Данилова, О.А. Роль мотивации в изучении иностранных языков /          О.А. Данилова, Р.А. Дукин, Д.В. Конова. – URL: http://study english.info/article018.php.

2. Мотивация в изучении иностранных языков. – URL: http://www.uchiyaziki.ru/%20index.php/statti-po-yazikam/2-motivaciya.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

4.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
5. Ильин Е.В. Мотивация и мотивы. М., 2002.

6. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М.,                  ИД «Первое сентября», 2003. - С. 23
7.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2003. – 137 с.
8.
Проблема мотивации учения школьников в советской психологии: Учеб. пособие к спецкурсу / С. Т. Григорян; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М.: МГПИ, 1985. 

9. Чирков В.И. Мотивы учебной деятельности. – Ярославль, 1991. – 100с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2002.

11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М., 1983 - 320 с.

  Интернет-ресурсы:

http://www.prosv.ru 

http://helen-raduga.narod.ru/ 

http://www.durov.com pedsovet.su

http://lingvovisor.ru/izuchaem-yazyki/motivation


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВЫХ ИГР

Предлагаю Вашему вниманию статью ролевых играх на уроках английского языка, которые содействуют развитию таких качеств, как спмостоятельность и инициативность, а так же воспитывают чувство коллективиз...

Повышение мотивации как необходимое условие для успешного изучения иностранного языка.

Что такое мотивация.Виды мотивации.Способы повышения мотивации у обучающихся....

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школ...

Роль внеурочной деятельности в школе при изучении иностранного языка.

Внеурочная деятельность в школе является важнейшей частью процесса развития способностей детей. Данную работу можно и нужно с пользой применять для более углублённого изучения иностранного языка....

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так...

Пути развития познавательной мотивации у обучаемых в ходе изучения иностранного языка

Цель данной статьи - повышение мотивации и качества обучения студентов СПО иностранному языку с использованием традиционных и инновационных форм и методов обучения....

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ «WARMING UP» В ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В данной статье содержится краткий обзор специальных приемов в рамках педагогической технологии «ice breakers» и «warming up», которые позволят эффективно изучать учебный матер...