Статья "Синергетический подход к коммуникативному обучению"
статья
Статья про синергетический подход, методические принципы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinergeticheskiy_podhod_k_kommunikativnomu_obucheniyu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Синергетический подход к коммуникативному обучению
Тимофеев Ю.А.
Карагандинский Государственный Университет им. академика Е.А. Букетова
г.Караганда , Казахстан
. Синергетический подход использует методологию современных педагогических исследований; способствует качественно новой реализации полипарадигмального подхода; осуществляет интеграцию естественно-научного и гуманитарного знания; способствует устойчивому развитию педагогических систем и человечества Системное рассмотрение проблемы качества требует анализа компонентов педагогической системы всех видов педагогической деятельности (проектирование, управление, функционирование, воспитание и обучение, сопровождение, оценивание). Он позволяет рассматривать человека, не лишая его динамичности и самопреобразования, сохраняя в нем постоянную способность свободного выбора и обновления перспектив развития. В конечном счете, можно сказать, что человек и природа представляют собой «коммуникативную пару» систему взаимодействия, которая обогащает не только человека, но и природный континуум. [1]Эта межконтинуальная коммуникация имеет ᴏʜтологический статус. Ее важно осознать именно как ᴏʜтологию, а не только как познавательный процесс, понимать как постоянно действующее и развивающееся соотношение, сеть нелинейных взаимосвязей и, осуществляющихся с разной степенью успешности, согласований.
Синергетические идеи активно внедряются в педагогическую науку и практику на различных уровнях: моделирования образовательных систем, управления, функционирования дидактических и воспитательных систем, оценки качества образования: интеграция системно-синергетического и деятельностного подхода к проблеме моделирования педагогических систем требует рассмотрения её как диссипативной структуры, подсистемами которой являются компоненты деятельности, имеющие свою диссипативную организацию. [2]Целесообразно осуществить синергетический анализ каждого из компонентов педагогической системы и внести коррективы на всех уровнях: концептуальном, управленческом, функциональном. Общие признаки педагогических систем с позиций системно-синергетического подхода:
• открытость;
• нелинейность (стохастичности);
• стремление к гармоничности, целостности;
• наличие системообразующей цели, идеала, обобщённой модели выпускника;
• способность к самоорганизации и расширению социальных связей и функций;
• наличие структуры, включающей все элементы деятельности (мотив – потребность – цель – содержание – операции – отношения – результат – рефлексия), реализующей функции управления, обучения, воспитания, развития, адаптации, социализации и интеграции в социум;
• гуманистический характер отношений между элементами системы с учётом принципа комплиментарности (взаимодополнительности) и синергетичности в достижении общезначимого идеала;
• ориентация на механизмы «мягкого» управления, и рефлексию, обеспечивающие устойчивое развитие ОУ и участников педагогического процесса;
• возможность системы шире и богаче, чем суммы составляющих её элементов;
• стремление к максимальной устойчивости по отношению к факторам внешней среды;
• сознательное чередование процессов интеграции и дифференциации, упрощения и усложнения, иерархиезации и диерархиезации как осознанное стремление к прогрессу- амплитуда «колебаний» внутри системы определяется простым и странны аттрактором;
• воздействие друг на друга элементов системы и на самих себя;
• связь со средой и другими системами.
Синергетический подход обусловлен коммуникативным методом обучения.
Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Оно подчёркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель . Специфической особенностью коммуникативного обучения является попытка приблизить процесс обучения по его характеру к процессу реальной коммуникации.[3] Это обстоятельство обусловливает коммуникативно-мотивированное поведение преподавателя и обучающихся во время занятий, а также предметность процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе речевых интенций, тем и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности учащихся. Основными методическими принципами коммуникативного метода обучения являются: речевая направленность, учет индивидуальных особенностей и интересов учащегося, функциональность, ситуативность, новизна. . Принципы коммуникативного обучения:
1. Речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Путь «от грамматики к языку» порочен. Научить говорить можно толь ко говоря, слушать - слушая, читать - читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.
2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы
3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.
Необходимость обучать на основе ситуаций признают все, понимают это, однако, различно. Описание ситуаций («У кассы», «На вокзале») не является ситуациями, оно не способно выполнить функции мотивации высказываний, развивать качества речевых умений. На это способны лишь реальные ситуации (система взаимоотношений людей как выразителей определенных ролей). Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.
4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения ). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к за поминанию - оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).
5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), на бором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой - нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе). Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.
6. Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.
Литература:
1. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 536 с.
2. Синергетика и учебный процесс. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – С. 125.
3. Гез Н., Фролова Г. История зарубежной методики преподавания иностранных языков.-Академия, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология личностно-коммуникативного обучения как условие
Накопление опыта творческой деятельности тесно связано с решением главной задачи школы – развитие личности учащегося. Успешное усвоение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к мир...
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре на примере разработки темы"Магазин, покупки"
Тезнология коммуникативного обучения иноязычной культуре по Е.И.Пассову предполагает введение только той лексики, которую можно использовать в условиях реального общения, освоение продуктивного лексич...
Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....
Мастер - класс «Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении немецкому языку на основе коучингового подхода»
Работая в условиях реализации ФГОС, определяются следующие цели обучения иностранному языку:1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, язык...
Диссертация "Синергетический подход к коммуникативному обучению английскому языку студентов медицинских специальностей"
Дисссертация с приложениями...
Статья "ÜFLAZ-методика-синергетический подход к коммуникативному обучению иностранным языкам студентов медицинских специальностей"
В статье описывается более подробно об ÜFLAZ-методике и об ее применении в коммуникативном обучении...
Мастер-класс «Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении немецкому языку на основе коучингового подхода»
Учитель немецкого языкавысшей квалификационной категорииМОУ «СОШ № 4 г.РтищевоСаратовской области»Бубенцова Татьяна ЕвгеньевнаТеатральная педагогика на уроках немецкого...