Тема: «Формировании грамматических навыков английского языка на среднем этапе обучения средствами образовательных технологий»
статья

Лобанова Анна Петровна

Интернациональное воспитание играет большую роль в современном обществе, поэтому «иностранный язык», как предмет, обладает большими возможностями по сравнению с остальными предметами школьного цикла. В связи с этим, возросли потребности в использовании иностранного языка, как средства общения и обобщения духовного наследия. На первое место выдвигается задача формирования коммуникативной компетенции школьников. Именно на это направлено обучение иностранному языку в средней школе. Важнейшим компонентом коммуникативной компетенции по праву признается языковая компетенция, обеспечивающая на основе достойного объема знаний грамматического и лексического материала. Однако, усвоение грамматической системы языка происходит только на основе знакомой лексики. Таким образом, грамматические и лексические навыки и умения представляют собой центр языковой компетенции, на который опираются речевые навыки и умения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_gram._navykov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формировании грамматических навыков английского языка на среднем этапе обучения средствами  образовательных технологий»

Интернациональное воспитание играет большую роль в современном обществе, поэтому «иностранный язык», как предмет, обладает большими возможностями по сравнению с остальными предметами школьного цикла. В связи с этим, возросли потребности в использовании иностранного языка, как средства общения и обобщения духовного наследия. На первое место выдвигается задача формирования коммуникативной компетенции школьников. Именно на это направлено обучение иностранному языку в средней школе. Важнейшим компонентом коммуникативной компетенции по праву признается языковая компетенция, обеспечивающая на основе достойного объема знаний грамматического и лексического материала. Однако, усвоение грамматической системы языка происходит только на основе знакомой лексики. Таким образом, грамматические и лексические навыки и умения представляют собой центр языковой компетенции, на который опираются речевые навыки и умения.

Актуальность работы заключается в том, что грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Обучать грамматике иностранного языка – это значит формировать специфичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного значения.  Особенно важен этот процесс на среднем этапе, когда ученики владеют достаточным лексическим материалом и у них закладывается алгоритм усвоения иностранного языкового материала. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения.

Целью работы является определить эффективность использования педагогических технологий в обучении иноязычной грамматике на среднем этапе обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

        В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Поэтому важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий как метапредметных результатов образования.

         В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход – это: обучение деятельности в деятельности (обучение способам деятельности в процессе самой деятельности), учим не знаниям, а способам познания[1].

Реализация ФГОС на основе системно-деятельностного подхода возможна при использовании образовательных технологий: обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), деятельностного метода обучения и др.

        Использование педагогических технологий позволяет перейти:

        • от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

         • от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

         • от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

         • от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.[2]

        Так, для повышения эффективности образовательного процесса при формировании грамматических навыков на уроках английского языка, применяют педагогические технологии. С овладением любой технологии начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

        Не стоит забывать, что формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с учетом условий функционирования грамматических структур в речи. Целесообразно выделить три основных этапа:

1. ознакомление и первичное закрепление;

2. тренировка;

3. применение.

        На первом этапе происходит раскрытие значения, формообразования и употребления грамматической структуры, обеспечения ее понимания учащимися и первичное закрепление. Для этих целей используется связный текст, который является типичной средой для данного грамматического явления. Осмысление грамматического явления учащимися происходит при сочетании индуктивных и дедуктивных методов.

        Целью второго этапа является формирование у учащихся навыков относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие их гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. На данном этапе необходимо сочетание формальных и условно-речевых упражнений. За основные типы упражнений приняты: имитационные упражнения, благодаря которым в память учащихся закладывается акустический образ нового явления и развивается их способность к прогнозированию; подстановочные упражнения, использующиеся для закрепления грамматического материала и выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; трансформационные упражнения, формирующие навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных структур в речи. Основными задачами преподавателя при выполнении данных упражнений являются: обеспечение запоминания учащимися грамматического материала, то есть развитие соответствующих навыков и раскрытие перед ними ясной речевой перспективы использования этих навыков.

        Третий этап является переходным от формирования грамматических речевых навыков по теме к развитию речевых умений. На данном этапе активизируемое грамматическое явление употребляется без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами.

В своей работе мне хочется поделиться опытом работы с технологиями «Обучение в сотрудничестве» и «Проблемное обучение».

        Обучение в сотрудничестве - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, предусматривает все уровни общения и опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли.[3]

        Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Использование технологии «Обучение в сотрудничестве» способствует:

  • повышению мотивации к учению;
  • учит объективно оценивать себя и других;
  • повышает деловой статус ученика в коллективе;
  • разнообразит урок;
  • учащиеся проявляют речевую самостоятельность, помогают друг другу;
  • успешно корректируют высказывания собеседников.

        Данную технологию можно использовать для ознакомления с новым грамматическим материалом, т. е. учитель предоставляет учащимся возможность самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.

        1) Знакомясь с новым грамматическим явлением, как The Past Perfect Tense, учащимся 6-го класса было предложено в группах, самостоятельно, ознакомиться с новым материалом, используя учебник и предложения, приведенные в качестве примера (Sam hadn't studied hard for a month before he took his exam. Had they done the shopping by four o'clock? After we had been to the supermarket, we went home.). При этом каждая группа отвечает за конкретное задание:

первая - выявляет основные случаи употребления времени и описывает действия;

вторая - находит указатели, слова-помощники;

третья - составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного

предложений.

        Сначала схема отображает ключевые слова и понятия, затем грамматические признаки и, наконец, таблица приобретает законченную наглядную графическую форму теоретического материала.

Случаи употребления

Указатели

Схема

1) an action that happened before another action in the past

2) an action that happened before a specific time in the past

After

As soon as

Before

By the time

+  had V3

-   hadn't V3

?  Had … V3?

        

        2) Ознакомление с временной формой Past Perfect также можно провести, используя следующий текст-образец: I was very happy this morning. Last night I couldn't find my glasses anywhere. I searched and searched but I couldn't find them. Then this morning I was emptying the wastepaper basket and suddenly I found them. I had dropped them in the basket by mistake.

        Осмысление грамматического явления (в данном случае Past Perfect) может происходить дедуктивно или индуктивно (дано правило, и они будут искать в тексте конкретный материал для его подтверждения (дедукция), или на основе анализа текста при помощи наводящих вопросов вывести правило (индукция)). В данном случае, можно дать определение и объяснить употребление этой временной формы: «Past Perfect - временная форма, употребляющаяся для выражения прошедшего действия, которое уже совершилось до определенного момента в прошлом, то есть 'предпрошедшее' время.». Затем учащиеся в группах анализируют текст. В отношении формы у каждой группы есть наводящие вопросы, концентрирующие их внимание на сигнальных признаках, которые привлекают внимание к форме и с их помощью можно сделать самостоятельный вывод об образовании Past Perfect и вывести схему. Примеры наводящих вопросов:

· Из каких двух частей состоит эта временная форма? Назовите их.

· В каком времени стоит вспомогательный глагол to have?/ В какой основной форме употреблен смысловой глагол?

· Как располагаются части сказуемого, выраженные глаголом в Past Perfect?

        При такой педагогической технологии и продвинутые, и средние, и отстающие учащиеся имеют равные возможности улучшить свои же собственные показатели предыдущего опроса, тестирования, зачёта, это значит, что можно эффективно организовать контроль пройденного материала.

        Хотелось бы уделить внимание еще одной педагогической технологии - технология проблемного обучения, организованное на основе:

        - проблемного вопроса – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний;

        - проблемной задачи – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы;

        - проблемного задания - дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах;

        - проблемной ситуации – это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.[4]

        Говоря о проблемной технологии, следует отметить, что ее применение обеспечивает более прочные и качественные знания  при самостоятельном поиске решения, развивает интеллект и творческие способности, воспитывает коллективизм и активность, снижает нагрузки, способствует здоровьесбережению.

        В 5 классе, изучая Past Continuous, я применила технологию проблемного обучения. На доске картинка играющих в снежки детей. Перед учащимися поставлены вопросы: 1) чем заняты дети в данный момент, 2) что они делали вчера в 3 часа дня(вопросы записаны на доске: What are they doing now? What were they doing at 3 o'clock yesterday?). На первый вопрос был дан правильный ответ, так как Present Continuous знакомый грамматический материал, а второй вопрос вызвал затруднения. Встала задача — как ответить, не допустив ошибку в употреблении времени. Учащиеся вели активную мыслительную деятельность, анализируя факты, рассуждая о данном грамматическом явлении, сравнивая ранее изученный материал с новым.

   

        The Present Continuous Tense                  The Past Continuous Tense

+They are playing snowballs now.         + They were playing at 3 o'clock yesterday.

To be + Ving

        Am/is/are + Ving                                      was/were + Ving

  • am not/isn't/aren't + Ving                  -    wasn't/weren't + Ving

        ? Is/Are + subj. + Ving … ?                ? Was/Were + subj. + Ving... ?                

        Сделав соответствующие выводы о происхождении Past Continuous, самостоятельно моделируют правило употребления и образования нового грамматического материала в виде схемы: случаи употребления, указатели, формы утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений. Применяя сформулированное правило, учащиеся cправились с задачей, поставленной перед ними в начале урока.

        Используя технология проблемного обучения мы формируем следующие универсальные учебные действия:

        личностные - учение с интересом – внутренняя мотивация к учению, самоопределение в учении;

        регулятивные - самоорганизация в постановке цели (определении темы  и цели занятия, целей на каждом этапе), в планировании деятельности, контроле и коррекции на всех  ее этапах, в рефлексии, самооценке деятельности и ее

результатов;

        коммуникативные - умение работать в группе, слушать другого, организовать сотрудничество; самостоятельное формулирование вопроса, гипотезы, решения – развитие речи;

        познавательные – практически все.

        Организация учебно-воспитательного процесса на основе образовательных технологий и с учетом психо-физиологических особенностей и личных интересов обучающихся позволяет добиваться высоких результатов

учебной деятельности.

        Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения,

новых форм организации образовательного процесса, формирование новых

отношений в школе - это на сегодняшний день требование времени. Я считаю,

что именно от учителя в первую очередь зависит то, каким будет школьное

образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. - М. : Просвещение, 2010. - с. 50

2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998. - 256 с.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа … Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов.М., Баласс, 2009. - 164-283 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов  и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (английский язык)

Курсовая работа, выполненная на курсах повышения квалификации в 2012 году...

«Формировании грамматических навыков английского языка на среднем этапе обучения средствами образовательных технологий»

Интернациональное воспитание играет большую роль в современном обществе, поэтому «иностранный язык», как предмет, обладает большими возможностями по сравнению с остальными предметами школьного цикла. ...

Обучение грамматическим аспектам английского языка на среднем этапе

Роль обучения грамматике велика. Обучение грамматике - один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики.  Зн...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Важность фонетических навыков для речевой деятельности очень велика, и никто не ставит под сомнение их значение, так как обучение произношению подчинено собственно развитию речевой деятельности, что п...