"Современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях введения ФГОС"
статья (5 класс)
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его роль в решении общих задач, стоящих перед обновляющейся системой российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях введения ФГОС»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его роль в решении общих задач, стоящих перед обновляющейся системой российского образования. Такие качества личности, как толерантность, открытость, готовность к взаимодействию и диалогу, умение работать в паре, группе, команде, умение прийти к консенсусу при решении совместных корпоративных задач, уважение к представителям другой культуры и понимание особенностей их поведения и менталитета, воспитываются многими составляющими современной школьной системы, в которой предмет «иностранный язык» все ярче проявляет свою гуманную миссию. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом, в педагогических инновациях, ориентированных на повышение качества образования.
Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с «Основными содержательными линиями учебного предмета «Иностранный язык», требования к результатам обучения в контексте стандартов второго поколения» изменились цели языкового образования. Так, приоритетными целями в соответствии с новыми стандартами являются:
- формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей вхождение в разные сферы трудовой деятельности;
- овладение умениями, необходимыми для применения в жизненных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание позитивного ценностного отношения к обществу, человеку;
- использование приобретенных знаний умений в повседневной жизни.
Изучение предметной области «Иностранный язык» должно обеспечить:
- сформированность гражданской, социальной и этнической идентичности;
- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
- свободное использование словарного запаса;
- сформированность умений написания текстов по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
- развитие эмоциональной сферы;
- сформированность устойчивого интереса к чтению, как способа познания других культур, уважительного отношения к ним.
Одними из приоритетов российской системы образования изначально являлись воспитание личности, формирование духовных и нравственных ценностей у учеников. В настоящее время происходит гуманизация всей системы образования и переориентация на личностно-ценностный подход, в основе которого лежит развитие личности, умеющей работать с новыми информационными технологиями и сетями глобальной связи, которые обеспечивают взаимодействие социально-экономических и культурных отношений. Отмеченные умения помогают ей адекватно реагировать на изменения, происходящие в мире, что является объективным фактором необходимости нового подхода к политике образования. В современных условиях мировой интеграции на первый план выходят ценности мировой культуры и культура каждой нации в отдельности. В связи с этим изменился и социальный заказ общества на личность: особую ценность представляет способность человека продуктивно общаться с представителями других культур.
Программами общеобразовательной школы России предусмотрены главные направления воспитания в процессе обучения: социальная адаптация, формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций.
В связи с особой спецификой сложившейся национально-культурной ситуации в современной России, развитию языка и культуры каждого этноса придается огромное значение. Именно поэтому сейчас так важно осознать необходимость новой концепции обучения языку как одной из наиболее важных ценностей национальной культуры, которая способствует:
• формированию сознания личности,
• жизненному и национальному самоопределению,
• усвоению культурных ценностей,
• вхождению личности в социально-культурную среду,
• ценностному отношению к родной культуре и традициям,
• развитию навыков межкультурного взаимодействия.
Необходимо вести речь не об обучении языку и культуре определенного народа, а об изучении языка - культуры как единого целого, формируя, таким образом, ценностное отношение к национальной культуре.
Для полного понимания чужого языка и человека, принадлежащего к чужой культуре, необходимо не просто выучить слово, а перенять способ мышления и культурную картину мира, создаваемую этим языком, что представляет собой главную трудность в обучении. Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации.
Современное лингвистическое образование имеет следующие особенности:
• культурологическое содержание;
• развитие навыков межкультурного общения;
• ориентация на ценностное отношение.
• коммуникативный подход в обучении;
Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своего национального языка и своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общение с иностранцами становится реальностью, а столкновение с представителями иной культуры входит в нашу повседневную жизнь.
С учётом перспектив развития экономики и социальной сферы сегодня важно сформировать у выпускников школы новые профессиональные и личностные качества, такие, как системное, творческое мышление, экологическая, информационная культура, языковая и коммуникативная компетенция, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости. Этого можно достичь при коммуникативном подходе, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.
Концептуальные принципы коммуникативного обучения различным видам речевой деятельности при обучении иностранным языкам.
1. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях деятельностного подхода.
2. Формирование у школьников коммуникативной компетенции.
3. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся.
Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме.
Обучение чтению - это обучение речевой деятельности; должно строиться как познавательный процесс, на принципе сознательности; должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащихся; предполагает опору на овладение учащимися структурой языка; должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке; как речевой деятельности требует автоматизации приемов его осуществления; в основе обучения чтению лежит интеграция и дифференциация.
Аудирование в учебном процессе выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использовано в качестве:
1. Способа организации учебного процесса.
2. Способа введения языкового материала в устной форме.
3. Средства обучения другим видам речевой деятельности.
4. Средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
В соответствии со стандартами нового поколения при обучении говорению, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, то есть владеть всеми типами микродиалогов. Повышению коммуникативной мотивации при обучении говорению способствуют такие факторы как: доброжелательная обстановка на уроке; положительный эмоциональный климат; доверительные отношения между учителем и учащимся, а так же между самими учащимися.
Реализация современных концептуальных принципов коммуникативного обучения иностранному языку при обучение письменной речи должна основываться на разумном подходе к организации обучения, подборе содержания и использовании методов обучения. Письмо - это лишь часть целого комплексного обучения коммуникации, где «значимы все виды речи, но не каждая по отдельности, а взаимовлияющие друг на друга, при ведущей роли одной из них на разных этапах усвоения».
Коммуникативный метод является наиболее адекватным средством обучения иноязычной культуре, поскольку он развивает «чувство языка» и соответствует задачам обучения иностранным языкам в современном обществе - учить языку в целях общения.
В ходе сравнения стандарта 2004г. и стандарта нового поколения (при сравнении нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс, используемых УМК, рассмотрении принципов отбора содержания, важнейших предметных компетентностей курса иностранные языки и направлений педагогических технологий в обучении иностранным языкам), сделан акцент на изменение целей образования на современном этапе и требований к подготовке учителя иностранного языка.
Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенций, повышение квалификации, обобщение и распространение положительного педагогического опыта являются одним из основных средств повышения качества образования.
Можно выделить основные требования к подготовке учителя иностранного языка в условиях реализации основных направлений модернизации:
- повышение профессионализма как одного из приоритетов государственной образовательной политики;
- владение основными нормативными документами, в которых определены основные цели и задачи образования;
- использование новых методик и технологий обучения;
- знание психологических и физиологических особенностей ученика, учет их при организации учебного процесса в школе;
- овладение новыми подходами к оценке учебных достижений учащихся, включающими стандартизированный способ проверки, открытость и прозрачность системы оценивания, ее объективность и соответствие международным стандартам;
- использование в учебном процессе методов науки, осуществление проектно-исследовательской деятельности;
- умение применять современные компьютерные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), использовать интерактивные формы обучения, находить информацию в сети Интернет.
В современных условиях для обеспечения эффективности учебной деятельности на уроках иностранного языка на высоком уровне необходимо использование современных образовательных технологий.
- Блочно-модульные технологии
- Технология уровневой дифференциации
- Разноуровневое обучение
- Информационно-коммуникативные технологии
- игровые технологии
- Технология развивающего обучения
- Технология проектно-исследовательского обучения
- Здоровье-сберегающие технологии
- «Педагогика сотрудничества»
- Технология проблемно-поискового обучения
- Личностно-ориентированные технологии
Так, умение применять современные компьютерные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), интерактивные методики обучения иностранному языку для достижения конкурентно способного качества образования является одним из основных требований к подготовке учителя иностранного языка в настоящее время. Информационные и коммуникационные технологии успешно применяются во всем мире для изучения английского языка. Компьютерные технологии и сети на сегодняшний день – реальность в жизни школьников, которые уже не мыслят себя вне Интернет-сообществ. Немаловажную роль информационные технологии могут играть и в образовательном процессе, если учитель сумеет увлечь учащихся соответствующими видами деятельности. Использование материалов сети Интернет помогает учителю и его ученику не только смоделировать языковую среду и получить возможность для совершенствования знаний, но и стимулирует учащихся к самостоятельному поиску информации, к исследовательской деятельности, что в итоге может и должно сформировать у школьников научный тип мышления и стабильный интерес к новым знаниям.
Возможности использования ИКТ учителем иностранного языка
- Использование Интернет
- Использование домашних ПК учащихся
- Наличие медиатеки (авторские диски, программы к УМК, электронные словари, справочники)
- Разработка электронных учебных ресурсов
- Исследовательская и проектная деятельность
- Контроль знаний (тестирование)
- Индивидуальная работа с учащимися
Приоритетным признано развитие младшего школьника, овладевающего иностранным языком как средством межкультурного общения: духовно-нравственное и интеллектуальное развитие. ФГОС общего начального образования второго поколения предусматривает: развитие личности младшего школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Учителю необходимо проектировать целостный учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие личности младших школьников; применять эффективные методы и приёмы коммуникативно-речевого развития детей с учётом их психофизических возможностей. Ценностные приоритеты общего начального образования и идеи и программы стандартов нового поколения находят свою реализацию в УМК по иностранному языку на всех уровнях, а поставленные в курсе задачи могут быть решены только в том случае, если возможности и инструменты для их решения, заложенные в учебниках и других компонентах УМК, реально используются в обучении. Таким образом, залогом успеха при работе над УМК является знание учителем всех компонентов УМК и заложенных в них возможностей, а также их последовательное, целесообразное и методически грамотное применение.
Важным подспорьем педагогу здесь выступает дополнительное образование, которое реализуется в общеобразовательных учреждениях посредством организации работы кружков и элективных курсов.
Таким образом, проведя анализ основных принципов образовательной политики в России, можно прийти к выводу, что работа учителя ИЯ должна планироваться исходя из главной задачи российской образовательной политики в настоящее время, которая заключается в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"
Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существовани...
"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"
Иностранный язык, как и любой другой предмет, имеет свои особенности, свою специфику. В настоящее время основной целью владения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диал...
Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях обновления содержания образования и повышения его качества.
Современные технологии обучения английскому языку аккумулируют дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучени...
Современные подходы к преподаванию иностранных языков в начальной школе в условиях ФГОС
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,...
Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО
Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...
Современные подходы в преподавании английского языка в условиях введения новых ФГОС
Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с «Основными содержат...