Личностно-ориентированный подход в изучении английского языка.
учебно-методический материал (9 класс)

Звиряко Елена Владимировна

Технологии, применяемые на уроках английского языка, при личностно-ориентированном подходе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно ориентированный подход на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Личностно-ориентированный подход в обучении вызывает большой интерес педагогов. Интуитивно учителя давно применяли приемы этой технологии в своей работе. Невозможно эффективно, на высоком уровне проводить уроки, не ориентируясь на личностные характеристики учеников, особенности их интеллектуального, эмоционального, физического развития, особенности памяти, восприятия, мышления.

Автором разработки системы личностно-ориентированного обучения является психолог, доктор психологических наук И.С. Якиманская. По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Её определение личностно-ориентированного обучения: “Это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его “внутренняя модель мира”, при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей познавательных стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора”.

Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

  • Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
  • Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
  • Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
  • Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Применительно к преподаванию иностранных языков личностно-ориентированный подход как нельзя более актуален.

По мнению Роговой Г.В. “обучение иностранному языку в большей степени, чем какому-либо другому предмету, требует индивидуального подхода”.

Современная цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). ИКК включает языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучения иностранному языку, но и всестороннего развития личности. Этот метод ориентируется на личность школьника и позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащегося.

Каждый ученик является личностью и обладает огромным множеством задатков и индивидуальных особенностей, которые часто остаются невостребованными и нереализованными. Задача учителя - спланировать уроки так, чтобы каждый ученик мог проявить и развить свои способности в процессе изучения иностранного языка.

Технологии, методы и приемы личностно-ориентированного обучения иностранному языку

1) Учет индивидуальных способностей;

2) Методика самооценки;

3) Интенсивные методы обучения;

4) Использование субъектного социального опыта;

5) Проектные технологии;

6) Вариативность схем оценивания;

7) Обучение друг друга;

8) Командная деятельность.

Готовясь к урокам английского языка, помню, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Учитывать актуальный уровень развития каждого учащегося помогает использование таксономии учебных задач по Д. Толлингеровой. Она выделяет репродуктивный и продуктивный уровень учебных задач. Ученики с низким уровнем познавательной активности и производительности получают задания типа: прочти текст и сопоставь абзацы с картинками; выполни упражнение по образцу; ответь на вопросы по тексту, определи, верны или не верны предложения к тексту и т.д.

Продуктивный уровень задач требует сложных мыслительных операций с данными: оформите данные в виде таблицы, обозначьте на схеме, ответы на вопросы What do you think...? Why do you think so?

С этим уровнем задач справляются ученики с высокой и частично со средней познавательной активностью и производительностью.

К задачам, требующим творческого мышления, относятся проектные работы, написание сочинений, эссе.

Я предлагаю ученикам карточки с разноуровневыми заданиями по теме, ребята выбирают посильные задания, успешно справившись с простым заданием, ребята переходят к более сложным. Оценивается не только предметный результат, но и достижения ученика: если он овладел новым для себя видом мыслительной операции и перешел на более высокий уровень, оценка будет более высокой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уверенный подход к изучению английского языка

Два года назад я начала использовать элементы здоровьесбережения на уроках английского языка . Я применяю метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке , стараюсь учитывать индивидуальны...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

Учебно-методическое пособие "Культурологический подход к изучению английского языка"

В пособии представлен алгоритм работы по раскрытию культурологической составляющей на уроках иностранного языка ( формирование метапредметных действий, организация культуротворческого, учебно-познават...

Применение интерактивного подхода при изучении английского языка. На примере Учебной викторины «Magic Eire” для 6-8 классов.

Применение интерактивного подхода при изучении английского языка.На примере Учебной викторины «Magic Eire” для 6-8 классов. Антонова Анна ФедоровнаПреподаватель английского языкаСПГАХЛ им. Б.В.Ио...

Системно-деятельностный подход при изучении английского языка

Основной принцип системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности, ...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

В современном обществе, на мой взгляд, востребованы такие качества личности, как самостоятельность и гибкость мышления, стремление к самореализации в различных сферах деятельности, инициативность и от...

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...