Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
учебно-методический материал на тему

Теплоухова Елена Геннадьевна

В современном обществе, на мой взгляд, востребованы такие качества личности, как самостоятельность и гибкость мышления, стремление к самореализации в различных сферах деятельности, инициативность и открытость по отношению к новому, умение осуществлять рефлексию и быть в меру критичным. Обеспечить это требование в учебном процессе по ИЯ и в самостоятельной работе учащегося может использование личностно ориентированных технологий продуктивного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

В современном обществе, на мой взгляд, востребованы такие качества личности, как самостоятельность и гибкость мышления, стремление к самореализации в различных сферах деятельности, инициативность и открытость по отношению к новому, умение осуществлять рефлексию и быть в меру критичным.

Обеспечить это требование в учебном процессе по ИЯ и в самостоятельной работе учащегося может использование личностно ориентированных технологий продуктивного обучения, которые реально создают условия для самостоятельного управления учебно-познавательным процессом со стороны ученика и реализации его творческих способностей.

Поэтому в моей работе возникла необходимость выбора таких технологий, которые бы повысили мотивацию в учебной деятельности, поддержали эффективность и плодотворность работы каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и были бы основой его самообучения и самосовершенствования.

На сегодняшний день существует огромное количество разнообразного дидактического материала, но мне бы не хотелось сводить работу  с ним к формальному выполнению заданий, так как у  учащихся не активизируется умение применять его в своей последующей учебной деятельности. На мой взгляд,  необходим целостный  подход.

Эту задачу можно было решить только с помощью правильного выбора УМК. При изучении учебных пособий из числа рекомендованных для использования в российских школах, вызвали интерес УМК издательства «Macmillan».

 Предлагаемые авторами учебных пособий “Way Ahead” и “Rising Star” концепции,  позволяют придать учебному процессу реальную практическую направленность. В выбранных УМК используются такие технологии, которые органично вписываются в классно-урочную систему, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

В названных пособиях эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые можно рассматривать как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования ИЯ. К таким технологиям относятся следующие:

Формирование учебных стратегий и умений   в области изучения иностранного языка - направлено на то, чтобы учащийся мог осознанно ставить цели овладения различными аспектами языка, определять соответствующий конечный продукт, оценивать необходимые материалы, выбирать рациональные способы учебной деятельности.

Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения,  и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.

Проблемно-поисковая технология  предполагает создание  в учебном процессе таких  речевых ситуаций, в которых учащемуся необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью освоения и использования изучаемого языка, интерпретации содержания текстов и создания собственных речевых произведений проблемного, творческого характера, что позволяет максимально реализовать личностный потенциал учащегося.

Проектная технология основана на выполнении учащимися проектных заданий различного характера, связанных с изучением языка и культуры,  и функциональным использованием изучаемого языка. Метод проектов создает наиболее благоприятную образовательную ситуацию для овладения и продуктивного использования ИЯ в процессе конструирования учащимися личностного образовательного продукта. Это обеспечивает формирование способности учащихся к автономной и творческой учебной деятельности, способности  к активному взаимодействию с другими  учащимися.

Рефлексивное обучение ИЯ обеспечивает целенаправленное формирование учебной компетенции. Как средство формирования рефлексивной самооценки используется языковой портфель.

Вслед за авторами  УМК, я стараюсь использовать все перечисленные технологии. Однако наибольший интерес у меня вызывают проектная технология и рефлексивное обучение. Я убеждена, что нельзя выучить иностранный язык «однажды и на всю жизнь» – необходимо овладеть способами изучения иностранного языка и быть готовым заниматься постоянно, на протяжении всей жизни. Поэтому свою основную задачу я вижу в том, чтобы научить своих учеников учиться.


Языковой портфель, как средство формирования  рефлексивной самооценки в области изучения ИЯ.

Использование языкового портфеля предоставляет мне, как преподавателю новые возможности в рамках личностно-ориентированного образования.

Освоение стратегий и умений изучения иностранного языка, накопление определенных приемов самостоятельной работы над языком не всегда приводит к достаточному уровню учебной компетенции. Нередко эти приемы оказываются у учащегося разрозненными, «в разных ящичках» его учебного опыта, но не составляют целостной системы работы над языком. А я считаю, что учащийся должен уметь самостоятельно оценить свой уровень, проблемы и потребности работы над языком, выделить реальные цели, определить необходимый конечный результат работы, выбрать эффективные средства и использовать адекватные приемы работы.

Особое педагогическое значение языкового портфеля как учебного средства я вижу в том, что он позволяет формировать у учащихся приемы самоконтроля и самооценки уровня обученности по основным аспектам владения языком.

В качестве основных приемов для рефлексивной самооценки я использую различные  виды опросников, контрольные листы самооценки. Кроме того, в содержание языкового портфеля включается дневник учащегося, фиксирующий динамику совершенствования навыков. Задания для рефлексивной самооценки я формулирую в терминах «Я умею…», «Мне необходимо…», «Мои трудности/проблемы в процессе общения связаны с…» и т.п. Эти задания носят личностно-ориентированный характер и направлены на самостоятельный анализ и оценку учащимися эффективности и трудностей практического использования изучаемого языка в соответствии с основными требованиями к уровню владения английским языком. В языковом портфеле я также предлагаю задания на рефлексию и коррекцию приемов учебной деятельности. Эта самооценка также осуществляется по методике опросников, анкет, контрольных листов, например, «Насколько эффективно я сделал эту работу…?», «Что я выучил…?», «Чему я научился…?» и др.

Гибкие условия работы с языковым портфелем создают условия для активизации творческого потенциала личности учащегося.

Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс особую систему взаимодействия преподавателя и учащегося. Это взаимодействие приобретает характер переговоров, консультаций, определенных «учебных контрактов», в которых ответственность за решение задач учебной деятельности разделяется обоими субъектами. При этом учащийся реально осознает себя ответственным за результат овладения изучаемым языком.

ЯП позволяет обеспечить:

  • Личностно ориентированный характер обучения английскому языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации личностно значимых потребностей в изучении языка и культуры;
  • Направленность на создание личностного образовательного продукта
  • Условия для проявления его творческой самореализации в языковой, информационной и образовательной среде.
  • Формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и  иноязычной культурой.

Содержание и структура языкового портфеля

Раздел 1. Сведения о пользователе – предполагает заполнение учащимся своеобразного резюме его личных данных и опыта изучения английского языка. Учащемуся предлагается в общих понятиях определить свой уровень владения ИЯ и сопоставить его, во-первых, с тем, как его оценивает преподаватель, и, во-вторых, с результатами объективного контроля (итогового теста).

Раздел 2. Копилка. В раздел собираются материалы из любых внешних источников (книги, учебники и учебные пособия и др.) представляющие интерес для изучения языка. Сбор и систематизация материала в данном разделе помогает учащимся в изучении иностранного языка.

Раздел 3. Рабочие материалы. Материалы применения собранного в копилке материала в процессе изучения английского языка. Также раздел содержит все контрольные и творческие работы, сочинения, изложения, рисунки и т.д. – в общем,  все, что делалось в течение определенного срока.

Раздел 4. Мои достижения. Работа с данным разделом направлена на повышение значимости ученика и отражает его успехи (похвальные листы, табель успеваемости, лучшие работы и т.д.) Этот раздел позволяет отследить динамику личностного роста, помогает ученику отследить результативность его деятельности.

Достоинства «портфеля» несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллекта и рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения материала, индивидуализация и дифференциация обучения, формирование мотивации достижений, следовательно, и создания ситуации успеха.


Метод учебного проекта.

Лично мне нравится проектная технология тем, что она позволяет активизировать учащихся, реализовать их личностный потенциал. Это создает условия для развития творчества учащихся, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса.

Этот метод предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты проектной работы, как правило, являются, что называется «осязаемыми».

Метод проектов - может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Проектный метод замечателен еще тем, что он, по самой своей сути, обязательно содержит момент необходимого обучения всем видам умственно-продуктивной активности. И он необычайно сильно ее мотивирует. Дети очень быстро приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться и приобрести ряд специальных знаний, умений и навыков.

Проекты различаются по следующим признакам:

по срокам исполнения:

- долгосрочные (могут выполняться в течение учебного года),

- средней продолжительности (один - два месяца),

- краткосрочные (могут быть разработаны на 2-3 уроках);

по количеству участников:

- индивидуальные,

- парные,

- гупповые;

по предметно-содержательной области:

- монопроекты,

- межпредметные;

по характеру контактов:

- внутри класса,

- внутришкольные,

- межшкольные,

- по преобладающему виду деятельности, что является наиболее важным.

В соответствии с доминирующим в проекте видом деятельности можно выделить следующие типы проектов:

1. Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Примером таких проектов могут служить исследования истории возникновения праздников в англоязычных странах (Thanksgiving Day, Christmas, St. Patrick’s Day), проблем молодежи, отношений между поколениями, экологических проблем.

2. Творческие — как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

3. Ролево- игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут либо намечаться в начале работы, либо вырисовываться лишь к ее концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая, приключенческая. Проблемы, решаемые в ходе выполнения этих проектов, могут обсуждаться в придуманных участниками ситуациях вымышленными героями. Например, проблема карманных денег может быть обсуждена на уровне детей и родителей, группы подростков, в ходе телевизионного ток-шоу и пр.

  1. Информационные - этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интергируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем. Выходом такого проекта часто является статья, аннотация, реферат по какой-либо проблеме.
  2. Практико-ориентированные — эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат постоянно ориентирован на социальные интересы самих участников проекта. Примером такого проекта может служить создание web страницы, дизайна школьного кабинета и пр.

 В обучении иностранному языку хороши все типы проектов, только необходимо четко определить место и время каждого из них.

Исследовательские, информационные, практико-ориентированные проекты, как правило, долгосрочные, могут выполняться как одним, так и группой учащихся. Данные типы проектов эффективно можно использовать как проекты по большому разделу или теме программы, экзаменационные проекты.

Творческие и ролево-игровые проекты - как правило, краткосрочные, они предполагают групповые формы работы, позволяют максимально вовлечь каждого ребенка в самостоятельную и творческую деятельность, стимулируют развитие не столько межличностных отношений, сколько развитие каждого ребенка, обеспечивают взаимодействие участников учебного процесса. Они позволяют максимально решать задачи коммуникативной направленности обучения английскому языку. Эти типы проектов хорошо использовать при изучении любой темы по программе курса для систематизации и обобщения, а также параллельного приобретения дополнительных знаний, умений и навыков.

Последовательность действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Любой проект проходит три стадии:

- начинается в классе;

- выходит за рамки класса;

- опять возвращается в класс.

На первой стадии ставится проблема. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. Если предполагается, что учащиеся по ситуации должны сформулировать проблему, учителю самому следует спрогнозировать несколько таких возможных проблем, которые могут попасть в поле зрения учащихся, либо к которым учитель будет вести их наводящими вопросами, ситуациями и пр.

Для решения той или иной проблемы учащиеся, при необходимости, объединяются в группы. Из опыта работы оптимальной представляется группа из четырех, пяти учащихся. Как правило, учащиеся сами выбирают себе партнеров для работы, роль учителя здесь сводится к тому, чтобы вновь созданные группы были равноценными по силе и возможностям.

В группах очень быстро и без всякой подсказки учителя происходит самопроизвольное и стихийное формирование, распределение и разучивание ролей и соответствующих им функций.

Учебные задачи для учащихся должны быть подготовлены учителем заранее (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать у школьников), учитель должен заранее подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео и пр., в том числе и из электронных источников), и предложить его учащимся или порекомендовать к нему обратиться. Надо продумать, какую помощь можно оказать уч-ся, не предлагая готовых решений.

Проект принадлежит учащимся. Они сами решают (а учитель их только консультирует) что они будут делать, как они будут делать, и это касается не только содержания их работы, но и выдвигает определенные требования к уровню владения языком.

Лингвистический материал, необходимый для решения проблемы берется, в основном, не из учебника, он определяется сутью самого проекта, хотя большая часть языковой работы проходит в классе, в контролируемой обстановке, где учитель рядом и готов помочь решить проблемы, которые неизбежно возникнут, когда работа над осуществлением проекта выйдет за рамки класса.

На этой же стадии обозначаются возможные формы продукта проектной деятельности. Учащимся отводится время на обсуждение и принятие решения о форме презентации их деятельности, решение не обязательно должно быть окончательным, оно может меняться в ходе работы над проектом.

Вторая стадия работы над проектом предполагает самостоятельную разработку каждым учащимся своей роли в проекте.

Ученик самостоятельно составляет текст высказывания, подбирает необходимый, на его взгляд лексико-грамматический и содержательный материал, позволяющий максимально выразить себя в данной роли, координирует свои действия с другими участниками проекта. Основная работа проходит во внеклассной обстановке.

На третьей стадии работы проект возвращается в класс в уже практически готовом виде с точки зрения разработанности сценария и продуманности ролей. На данном этапе основной деятельностью является координация действий, согласование ролей, возможны дополнения, небольшие изменения, коррекция действий. Происходит обмен новыми знаниями, процесс коммуникации достигает наибольшей эффективности.

На этой стадии осуществляется презентация проектов и их обсуждение.

Проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной системы, должны иметь характеристики, определяющие время и место использования проекта в образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта.

В качестве примера можно привести организацию работы по выполнению ролево-игрового проекта.

Методический паспорт учебного проекта

(дается с пояснениями)

Адресация: (кому предназначен, когда его можно использовать - для определения места в учебно - тематическом плане) 8 класс, заключительные уроки по теме.

1. Тема: (учебно-тематического плана предмета) «Around the world»

2. Цели: (образовательные, воспитательные, развивающие) обобщить знания, полученные на уроках по данной теме и мотивировать уч-ся на самостоятельное приобретение недостающих знаний по теме, учить пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивать коммуникативные и исследовательские умения.

3. Учебно-педагогическая задача: (на класс, группу, каждого учащегося)

4. Время работы над проектом: 3 урока.

5. Обеспечение: (материально-техническое и учебно-методическое). Словари, любой информационный материал содержательного плана.

6. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: владение учебным материалом по данной тематике, предусмотренным материалом учебника, умение вести диалог, делать самостоятельное высказывание, умение слушать собеседника, работать со словарем, другими источниками информации, навыки парной или групповой работы.

7. Мотивация к познанию, работе: интерес к теме, свободный выбор задания, возможность проявить свои способности.

8. Предполагаемые приращения ЗУН:

- новое содержание по теме

- новые практические приемы

- обобщение понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта

- развитие навыков: самостоятельной работы с источником информации, самостоятельного принятия решения, мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, структурировании

- расширение кругозора.

Любому проекту предшествует подготовительный этап, во время которого учащиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для начала работы над проектом. На изучение темы «Around the world» отводится 8учебных часов. Они распределяются таким образом:

- подготовительный этап - 5 часов,

- непосредственно работа над проектом — 3 часа. На подготовительном этапе, изучается основной содержательный, лексический и грамматический материал, предусмотренный в учебнике, выполняются задания для учащихся, которые стимулируют речевую деятельность учащихся, побуждают их самостоятельно обогащать словарный запас.

Проектная технология создает оптимальные условия для развития положительных личностных качеств учащихся и развития их реальной самостоятельности и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе.

Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка.Передо мной, к...

Использование игровых технологий в процессе обучения английского языка.

Игры и физкультминутки для работы с начальной школой...

Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС

В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку как средство повышения мотивации школьников

В данной статье рассматриваются интерактивные технологии, использование которых  приводит к повышению мотивации  учащихся на разных этапах изучения иностранного языка....