технология модульного обучения
материал

Щелокова (Евсеева) Наталья Николаевна

описание использования технологии модульного обучения на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_modulnogo_obucheniya.doc.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Модульное обучение на уроках английского языка».

Новые требования, предъявляемые  на  сегодняшний день к выпускнику школы современным обществом, требуют пересмотра подходов к преподаванию предметов, ведь у выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.

Но, а каком  качестве образования может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении, основной целью встреч педагога  и обучаемого является предоставление первым информацию второму? Эффективным педагогический процесс будет только при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию.

Кроме того, одной из причин, которая привела меня к использованию модульной технологии, является анализ выявленных проблем:

-процент учеников, способных работать на конструктивном, а тем более творческом уровне, во многих классах не так высок. Но, тем не менее, такие ребята есть и нужно учитывать зону их ближайшего и актуального развития, чтобы обучение всегда шло впереди развития.

-с другой стороны в классах есть ученики с низким уровнем  обучаемости  и проблема состоит в том, чтобы обеспечить усвоение ими базового минимума знаний и умений.

-анализ состояния семейного воспитания наших школьников позволяет сделать вывод о том, что многие родители недостаточно контролируют учебу своих детей. При организации учебного процесса нужно  исходить из того, что основное содержание учебного материала должно усваиваться на уроке.

Выпускник современной школы должен уметь не только находить новую информацию, но и обобщать и выстаивать новые суждения, уметь общаться на международном языке.

Для успешного выполнения поставленных задач для меня наиболее приемлема именно технология модульного обучения, которая является гибкой технологией, интегрирует с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму проведения уроков, развивать творческий потенциал школьников без ущерба здоровью. Модульное  обучение зародилось в конце 60-х годов в англоязычных странах и быстро стало популярным. В нашей стране модульное обучение стало внедряться в педагогическую практику в 80- годы 20 века и преимущественно в высшую школу и систему переподготовки кадров. Но в последние годы данная педагогическая технология  все чаще используется в средней общеобразовательной школе.

Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать  знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учиться общаться с одноклассниками и отвечать за результаты своего труда.

При использовании модульной технологии обучения реализуются все навыки «само»  обучающихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль  ,самореализация, самооценка, что так необходимо при переходе на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты основного общего и среднего полного образования. Технология модульного обучения отвечает требованием ФГОС и способствует не только достижению высоких образовательных результатов, но и создает условия для развития ученика как личности.

Использование на уроках модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. активизация учебного процесса
  2. повышение уровня усвоения учебного материала
  3. мотивация учения
  4. развитие способностей к саморегуляции  деятельности, ее самооценке
  5. развитие навыков сотрудничества и делового общения

Такие же цели преследуют и на уроках в условиях новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартах.

Модульный урок предполагает работу индивидуальную, парную и в группах. Это снимает неуверенность детей в себе, страх ошибиться. На таких уроках можно воспользоваться подсказкой товарища по парте, либо обратиться за помощью к учителю, так как учитель является консультантом, он сотрудничает с детьми.

Функции учителя на модульном уроке:

  1. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора познавательной деятельности учащихся, а именно мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету.
  2. учитель организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами
  3. учитель использует коллективные способы обучения, включает всех обучающихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь
  4. учитель создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания  посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества
  5. учитель организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку

Следуя этой технологии можно организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы он получал основную часть информации самостоятельно в урочное и внеурочное время. Учитель при этом освобождается от функции информатора и контролера и сосредотачивает внимание на консультационно-координационной индивидуальной работе с обучающимися. На уроке создается обстановка, при которой ученик не может сидеть без мысли в голове, без дела в руках.

Преимущества для обучающихся:

 что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

           -обучающиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

-учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

 Чтобы эффективно применять технологию модульного обучения на уроках иностранного языка, нужно учитывать специфику предмета «иностранный язык», а также возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

При использовании технологии модульного обучения на уроках иностранного языка в школе необходимо руководствоваться определёнными правилами.

Общие правила применения модульного обучения в школе относятся преимущественно к организации и управлению учебно-познавательной деятельностью учеников:

1.Выявление уровня готовности учащихся к работе.

Приступая к работе с новым модулем, учитель должен провести входной контроль, который показывает уровень подготовленности обучаемого к

усвоению нового материала. При необходимости может быть проведена коррекция знаний и умений школьников.

Входной контроль может являться учебным элементом и входить в структуру модуля, или проводиться учителем в устной форме, чтобы не перегружать модуль, что будет целесообразным при работе с модулем в школе.

2. Применение текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента модуля.

Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения. Варианты текущего и промежуточного контроля – самоконтроль, взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.

3. Применение обобщающего (выходного) контроля в конце изучения каждого модуля.

 Выходной контроль показывает уровень усвоения учебного материала всего модуля и дает возможность для последующей коррекции знаний и умений в случае, если учащийся недостаточно усвоил учебный материал.

4. Дидактически правильное изложение учебного материала модуля, обеспечивающее эффективность усвоения его учащимися.

Язык модуля должен отвечать определённым требованиям. Он должен быть конкретным, выразительным, и самое важное, адресованным лично обучающемуся.

Рассмотрим урок – модуль  закрепления изучающего чтения в 5 классе.

 Развитие навыков изучающего чтения при работе с текстом.

          По окончании урока учащиеся должны

Знать:

  1. Лексические единицы по теме «Школа».
  2. Алгоритм работы с тестовыми заданиями.
  3. Алгоритм построения ответов на вопросы разного типа.
  4. Алгоритм составления диалогов.
  5. Содержание текста.

Уметь:

  1. Использовать лексические единицы по теме «Школа».
  2. Работать с тестовыми заданиями.
  3. Отвечать на вопросы разного типа.
  4. Составлять диалоги и вести беседу на заданную тему.

Структура модульного урока

1

2

3

4

5

6

УМ 1 – Организация начала занятий.

Цель: смотивировать учащихся на успешное достижение целей урока.

УМ 2 – Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Цель: обучение самостоятельной работе с иноязычным текстом с помощью упражнений.

УМ 3– Активизация учебно-познавательной деятельности.

Цель: организовать деятельность учащихся по конкретизации знаний (выполнение упражнений).

УМ 4– Обобщение и систематизация знаний.

Цель: организовать деятельность учащихся в монологических и диалогических высказываниях.

УМ 5 – Подведение итогов урока.

Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

УМ 6 – Информация о домашнем задании.

Цель: смотивировать учащихся на успешное выполнение домашнего задания

Учебный

модуль

Учебный

элемент

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УМ 1

Организация начала урока

УЭ 1

Цель: смотивировать учащихся на успешное достижение целей урока.

Дорогой друг!

Тебе самому предстоит прочитать и понять текст.

Выполняй задания вдумчиво и внимательно.

Старайся все делать сам. Не торопись и будь внимателен.

Я в тебя верю.

Удачи тебе!

УМ 2

Подготовка к учебно-познавательной деятельности

УЭ 2

Цель: обучение самостоятельной работе с иноязычным текстом  с помощью упражнений.

Задание: перевести лексические единицы (Р – А; А – Р).

Проводить время                          state

На уроках                                      to discuss texts

Учит наизусть                               to ask and answer questions

Переводить                                            to make a lot of friends

Традиции                                       best wishes

Контроль: обменяйся с товарищем тетрадями и проверь правильность выполнения задания.

10 правильных ответов – «5»

8-9 правильных ответов – «4»

6-7 правильных ответов – «3»

Менее 6 правильных ответов – «- «

Взаимопроверка

УМ 3

Активизация учебно-познавательной деятельности

(Базовый

уровень)

УЭ 3

Цель: знакомство с содержанием текста письма (первое письмо, с.16).

Задание: прочитай текст на с.16.

УЭ 4

Цель: организовать деятельность учащихся по конкретизации знаний (выполнение упражнений).

Задание 1: вставь пропущенные слова:

  1. Thank you for your __________.
  2. I also __________ a of this summer.
  3. We spent __________ weeks in Scotland at Summer School.
  4. Well, in the morning we spent 3 hours learning __________.
  5. At the lessons we wrote our own __________.
  6. We also learned about English __________ and __________.

Контроль: проверь по эталону.

6 правильных ответов – «5»

5 правильных ответов – «4»

4 правильных ответа – «3»

Менее 4 правильных ответов – « - «

Самоконтроль

УЭ 5

Задание 2: исправьте неверные утверждения. Переведите предложения.

  1. I also travelled a lot this spring.
  2. In September Elena and I went abroad/
  3. At the lessons we learned French poems by heart, used the computer.
  4. We also learned about English literature and traditions.
  5. I made a lot of friends in Wells.
  6. I also spent 5 days in London.

Контроль: проверь по эталону.

6 правильных ответов – «5»

5 правильных ответов – «4»

4 правильных ответа – «3»

Менее 4 правильных ответов – « - «

Самоконтроль

УЭ 6

Задание 3: закончите предложения, используя предложенные варианты:

  1. Thank you for your
  1. address
  2. answer
  3. letter
  1. We spent two weeks in Scotland at
  1. Winter School
  2. Summer School
  3. Autumn School
  1. Would you like to know what we did
  1. there
  2. here
  3. this school
  1. Well, in the morning we spent 3 hours learning
  1. Russian
  2. English
  3. French
  1. But we didn’t translate into Russian at our lessons because our teacher didn’t speak any
  1. English
  2. Russian
  3. German
  1. Now we speak and read English much better than we did last
  1. month
  2. week
  3. year

Контроль: проверь по эталону.        

6 правильных ответов – «5»

5 правильных ответов – «4»

4 правильных ответа – «3»

Менее 4 правильных ответов – « - «

Самоконтроль

УЭ 7

Задание 4: отметьте в тексте и прочитайте предложения, являющиеся эквивалентами русских:

  1. Спасибо за Ваше письмо.
  2. Мы жили и учились в хорошей государственной школе.
  3. Вы хотели бы знать, что мы там делали?
  4. На уроках мы играли в игры и писали свои собственные сказки.
  5. Сейчас мы говорим и читаем по-английски намного лучше, чем в прошлом году.
  6. Я старалась позвонить Вам, но Вас не было.

Контроль: проверь по эталону.

6 правильных ответов – «5»

5 правильных ответов – «4»

4 правильных ответа – «3»

Менее 4 правильных ответов – « - «

Самоконтроль

УМ 4

Обобщение и

систематизац

УЭ 8

Цель: организовать деятельность учащихся в монологических высказываниях.

ия

знаний

УЭ 9

Задание: ответь на вопросы (упр.33,с.17).

Контроль: проверка выполнения задания учителем.

УМ 5

Подведение итогов урока.

Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и

способами  деятельности.          

Задание: вернись к началу урока. Прочитай цель.

Подумай, достиг ли ты поставленной цели. Оцени себя справедливо. Заполни таблицу. Сложи свои оценки и раздели на 6. Округли. Это твоя оценка за урок. Доволен ли ты своей оценкой? Надеюсь, что – ДА.

Всегда помни: “It’s never too late to learn”.

УЭ 2

УЭ 4

УЭ 5

УЭ 6

УЭ 7

УЭ 8  

итог

УМ 6

Информация о

домашнем задание

УЭ 10

Цель: смотивировать учащихся на успешное выполнение домашнего задания.

Задание:

  1. Прочитай второе письмо (упр.32, с.16).
  2. Выполни упр.34, с.17.

Работа с модулем показывает, что

-не все ученики могут проработать материал всего модуля самостоятельно, т.е. без консультаций учителя. Ученики знают правила, но не  умеют применять теоретические правила на практике

 С другой стороны, работа с модулем показывает, что

-ученики успешно осваивают  алгоритм работы с модулем и могут самостоятельно выполнять большую часть заданий, лишь частично прибегая к помощи учителя;

- при работе с модулем значительно повышается  активность учеников, которые заинтересованы в хороших результатах своей работы, кроме того, новая форма работы оживляет их интерес к учёбе.

Используя в своей работе технологию модульного обучения, я пришла к следующим выводам:

  1. Почти все ученики работают самостоятельно (некоторые с определенной долей помощи учителя), достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности, закрепляют знания по определенной теме.
  2. Работая максимум времени самостоятельно, ученики учатся самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и исправить эти пробелы.
  3. Использование учебных элементов модуля дает возможность развитию таких качеств личности обучаемого как, самостоятельность и коллективизм.
  4. Создаются условия для включения каждого ученика в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития.
  5. Сотрудничество учителя и ученика.
  6. Формирование адекватной самооценке ученика (своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений).
  7. Формирования умения ориентироваться в заданиях.

Памятка

Основная идея модульного обучения. Обучающийся  должен учиться сам.

Учитель:

  • осуществляет управление учением
  • мотивирует
  • организовывает
  • координирует
  • консультирует
  • контролирует деятельность учащегося.

Сущность модульного обучения - оно позволяет каждому учащемуся самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигнуть конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Принципиальные отличия МТ от других систем обучения.

1. Временная единица учебно-воспитательного процесса - учебная неделя или учебный цикл (определенное количество уроков, но не менее двух) - называется модулем. Модуль – законченный самостоятельный информационный блок: объем изучаемого содержания + уровень его усвоения. Каждый ученик получает советы в письменной форме (как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.).

2. Меняется форма общения учителя и ученика - субъект-субъектная основа – учитель- консультант.

3.Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

4. Модуль с печатной основой позволяет индивидуализировать работу в ещё большей мере.

5. Нововведение - рефлексия. Школьники должны оценить свою работу на уроке, определив, что эта работа дала им, и свое состояние после урока.

Актуальность модульной технологии (МТ)?

1. Сочетание новых подходов и традиций.

2. Облегчает детям работу на этапе её освоения. МТ позволяет избежать шока у учащихся, т.к. рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

3. Ученик сам оперирует учебным содержанием, что, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

4. МТ заимствовала многие принципы из педагогической теории и практики.

5. В МТ энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения МТ неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения (презентация)

кратко можно познакомиться с основными идеями технологии модульного обучения, понять ее принцип применения....

Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)

В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....

Презентация.Технология модульного обучения.

Модуль- это функциональный целевой узел, в который обединены учебное содержание и технология овладения им....

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ

Данная публикация представляет собой обобщение опыта работы педагога в виде доклада, содержащего как теоретическую часть, так и практическую - результаты внедрения МО в работу педагога, разработку про...

Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения

Статья "Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения"...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...