Индивидуальный проект школьника в условиях реализации ФГОС
статья (10 класс)

Сосиева Марина Махарбековна

Индивидуальный проект школьника в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленные цели. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал именно метод проектов и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект». Индивидуальный проект помогает выработать и развить проектное мышление обучающихся в рамах школьной программы и в дальнейшем способствовать успешности во взрослой жизни. 
При работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые возможно потребуются в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Для выполнения проектной работы необходимо:
•определить и сформулировать задачу; 
•спланировать свою работу;
•обратиться за помощью к специалистам;
•искать необходимую информацию в различных источниках;
•применять коммуникативные способности;
•профессионально использовать ИКТ в процессе поиска информации, а также для подготовки необходимых материалов для презентации;
•к запланированному сроку закончить проектную работу.
•выступить с докладом;
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя ( по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). 
Проектная деятельность-это особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Включение обучающихся в проектную деятельность в целом и в работу над индивидуальным проектом в частности, является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования.
1) Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)
2) Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)
3) Результаты выполнения индивидуального проекта показывают:
•сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
•способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
•сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
•способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
4) Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение о определенного учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. 
Проекты обучающихся могут быть принципиально разными по форме.
Это могут быть:
1. Исследовательский проект–напоминает по форме научное исследование. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической. 
2. Практико-ориентированный проект–предполагает в качестве основной цели изготовление определенного продукта. Данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например школу, район и т.д. Например: социальные плакаты, посвященные правилам дорожного движения, стереофотографии, и др.
3. Творческий проект–предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей.
4. Информационный и социально-ориентированный проекты–представляют собой особую форму проектов и предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. 
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
• результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.
Проанализировав мнения ряда авторов по поводу преимуществ недостатков использования метода проектов, можно выделить следующий ряд преимуществ.
• Создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый обучающийся может проявить себя –если не в математике, то в рисовании, способствует повышению мотивации учащихся;
• Повышение информационной культуры - развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации;
• Задействованы четыре умения: письмо, говорение, слушание и чтение;
• Интеграция различных предметов в проекте;
• Автономность обучения, что означает, что учащиеся сами несут ответственность за свое обучение;
• Работа направлена на продукт;
• Задания приближены реальной жизни;
• Работа может проходить как индивидуально так и в группе, что способствует развитию межличностных отношений;
• Содержание и способы выполнения проектов учитель выбирает совместно с учащимися, таким образом, этот процесс сфокусирован на потребностях учащихся;
• Учащиеся могут получать помощь родителей, т.е. родители могут быть вовлечены в творческий процесс 
• Появляется шанс сделать что-то по-новому. 
Исследовательская и проектная работа обучающегося – это не просто методы обучения, это пути формирования особого стиля учебной деятельности , это создание условий для проявления успешности каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС существует для реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего време...

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Лирика как содержательный компонент литературного образования школьников в условиях реализации ФГОС

Современные исследователи сходятся на том, что если в эпосе и драме объектом изображения являются разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бы растворено в художестве...

МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций

Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...