Планирование внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения. Проблемы и перспективы.
статья по теме

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения. Проблемы и перспективы

«Воспитание в школе должно осуществляться только в процессе совместной деятельности взрослых и детей и детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми жизненно необходимых ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно и охватывать пронизывать собой  все ее виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.)», - так гласит ФГОС второго поколения.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольная

деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных

знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых

и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в системах как основного, так и дополнительного образования) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), выработка ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в рамках защищенной, дружественной просоциальной (то есть ориентированной на благо группы) среды. Именно в такой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в процессе самостоятельного общественного действия юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как им стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Сегодня школа поставлена в условия перехода к новым стандартам образования, так как прежняя система себя не оправдала. Государство поставило школу в условия, при которых руководство и педагоги школы обязаны продумать организацию работы с учащимися так, чтобы и урочная и внеурочная деятельность были тесно связаны и преследовали одни и те же цели, чтобы воспитательная работа не стояла особняком в планировании работы с детским коллективом классного руководителя.

Во ФГОС прописан примерный перечень форм внеурочной деятельности, который даёт богатую почву для творческого поиска педагога при выборе направления, а также активного включения родителей и других субъектов в образовательно-воспитательный процесс.

Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям.

Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.

Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

Общеинтеллектуальное направление:   предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный  смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.

Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом),  концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово-развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

На первый взгляд может показаться, что всё это планировалось и реализовывалось ранее. Но это не совсем так. Сегодня классный руководитель должен более чётко выбрать основопологающее направление воспитательной деятельности в своём классе.

Почему?

Во-первых, потому что, сделав, одно воспитательное направление ключевым, и, продумав, систему мероприятий, соответствующую  трём предусмотренным ФГОСом уровням результатов, вы быстрее достигнете цели, чем при выхватывании отдельных, не связанных логически мероприятий.

Во-вторых, результативность в выбранном вами направлении будет ощутима как для учащихся, так и для школы. Вы сможете разработать свою индивидуальную программу работы по выбранному воспитательному направлению: подобрать диагностические методики, продумать перечень дел, совместных с родителями, привлечь социальных партнёров для достижения цели,  привести ученика с самостоятельному делу (благотворительной акции, патриотической акции, волонтёрскому проекту, социальной акции, исследованию окружающей среды и т.п.)

Почему нельзя ограничиваться только школьными педагогическими кадрами при реализации выбранного воспитательного направления?

На мой взгляд, причин несколько. Рассмотрим, например, одно из возможных направлений, социальное.

Социальное направление предусматривает целый ряд мероприятий: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.

Для достижения высоких результатов в этом направлении вы неминуемо обратитесь в одну из ветеранских организаций, местные муниципальные органы власти, найдёте союзников в ближайших школах, в школах, работающих в этом направлении, прибегнете к помощи родительской общественности, возможно, организуете познавательную экскурсию по выбранной теме, а потом опубликуете свои впечатления от поездки или встрече с ветеранами в местной или районной газете, а о наиболее удачной акции расскажете в одном из телевизионных репортажей, организуете благотворительную акцию в сети Интернет, в своей школе и т.п.

Конечно же, для достижения поставленной вами цели можно и нужно планировать различные формы внеурочной деятельности, не ограничиваясь перечнем традиционных школьных дел. Вы можете предусмотреть в своей воспитательной программе мероприятия различных форм: лекции, тематические уроки, включить в урочную деятельность размышление над разрабатываемой темой (например, подобрать соответствующие тексты для размышления на урок чтения, на урок письма, ситуацию на окружающий мир), разработать сценарий интеллектуальной игры, праздника, КВНа, иного публичного выступления, подготовить выступление для внешкольной аудитории (детского сада, хосписа, дома инвалидов, социального дома, ветеранов, мам и пап, бабушек и дедушек и т.п.), экскурсии, библиотечные уроки, походы на природу, участие в уборке территории и т.п.

Таким образом, продуманная вами программа внеурочной деятельности обретёт смысл и воспитает в школьниках новые компетенции.

А выбранная организационная модель внеурочной деятельности поможет вашим учащимся проявить различные способности в рамках кружковой деятельности.

От чего же будет зависеть успех внеурочной деятельности, организованный с учащимися?

Конечно же, в первую очередь от классного руководителя. Только продуманная деятельность педагога сможет помочь современному школьнику стать социально активным, внимательным, заботливым, неравнодушным человеком.

Какой же педагог способен воспитать такого школьника?

  • Педагог, признающий безусловную ценность каждого ребёнка;
  • педагог, отказавшийся от внешней оценки ребёнка;
  • при общении с ребёнком опирающийся на позитивные стороны личности;
  • тактичный;
  • осторожно ведущий себя при столкновении ребёнка с неудачами, слабыми сторонами характера;
  • создающий комфортную среду для реализации способностей ребёнка, для проявления самостоятельности.

Педагог, понимающий необходимость повышения квалификации, знающий современные требования государства к организации педагогической деятельности.

Сегодня в условиях перехода к  ФГОС второго поколения некоторые наши педагоги начального звена уже строят внеурочную деятельность в своём классе так, чтобы воспитать здорового, творческого ученика: для этого во 2-ом классе, например, учащиеся посещают один из  бассейнов нашего района, занимаются в творческих кружках школы, посещают театр по абонементу, участвуют в профессиональных  мастер-классах по изготовлению различных изделий, становятся участниками классных проектов.

К сожалению, пока не все педагоги осознали важность и необходимость создания программы внеурочной деятельности в силу разных причин. Но необходимость строить свою работу в соответствии с  ФГОС второго поколения заставит педагогов поменять систему работы с учащимися.

Источники

Интернет-источники

http://schol-internat.ucoz.ru/publ/nachalnaja_shkola/realizacija_fgos_v_napravlenii_patrioticheskogo_vospitanija_mladshikh_shkolnikov/2-1-0-19

23.19. 06.11.2012

http://schol-internat.ucoz.ru/

23.19. 06.11.2012

http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1473

23.36. 06.11.2012

http://festival.1september.ru/articles/605233/

23.48. 06.11.2012.

http://u4eba.net/sbornikidei/14765.html

23.52. 06.11.2012.

http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm

01.03. 07.11.2012

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

   Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к вос...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

laquo;Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и...