«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ.
статья

Согласно ФГОС «Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования». В связи с этим, важнейшей задачей является формирование совокупности УУД как метапредметных результатов образования.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, это-обучение деятельности в деятельности (обучение способам деятельности в процессе самой деятельности) учим не знаниям, а способам познания. [1, 5]

Реализация ФГОС на основе системно-деятельностного подхода возможна при использовании современных образовательных технологий: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развитие информационно-коммуникационной компетентности (ТРИИК), деятельностного метода обучения и др, которые обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lobanova_a.p_statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Лобанова А.П.

учитель английского языка

МОУ гимназии № 14 г. Волгограда

nusiapost@yandex.ru

«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ.

  1. Согласно ФГОС «Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования». В связи с этим, важнейшей задачей является формирование совокупности УУД как метапредметных результатов образования.
  2. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, это-обучение деятельности в деятельности (обучение способам деятельности в процессе самой деятельности) учим не знаниям, а способам познания. [1, 5]
  3. Реализация ФГОС на основе системно-деятельностного подхода возможна при использовании современных образовательных технологий: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развитие информационно-коммуникационной компетентности (ТРИИК), деятельностного метода обучения и др, которые обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

  • от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
  • от статистической модели знаний к динамической системе умственных действий;
  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
  • от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции. [2, 34]
  1. Исходя из выше сказанного, учителю необходимо выбрать подходящие методы обучения  и создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, которые позволили бы ученику проявить активность и творчество в выполнение поставленной задачи. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

  «Обучение в сотрудничестве является успешной альтернативой традиционным методам. Целью обучения в сотрудничестве является эффект социализации, формирования коммуникативных умений.» [3] Обучающиеся учатся вместе творить, учиться, работать, быть готовыми прийти друг другу на помощь. Учителя, использующие в педагогической практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что работая в группах на уроке ученики относятся друг к другу более доброжелательнее, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это – уже успехи нравственного воспитания.

Используя в учебном процессе технологию «обучение в сотрудничестве», учитель приобретает новую роль — «роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся». [3] Педагог должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, уметь делать выводы, критически осмысливать полученную информацию, аргументировать свой выбор, решать возникающие проблемы.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! 

Данную технологию можно использовать для ознакомления и закрепления нового лексического материала. т.е. учитель предоставляет учащимся возможность самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.

На фрагменте урока в 5 классе (Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.) «Health and body care» хотелось показать работу с применением технологии «Обучение в сотрудничестве».

В начале урока проводится беседа с обучающимися о здоровом образе жизни и что мы должны и не должны делать чтобы быть здоровыми. Ребята делятся своим мнением.

Введение и первичное закрепление лексики

T: - Что люди обычно делают когда чувствуют себя плохо?

P1: - Измеряют температуру, принимают лекарство, вызывают врача…

T: Совершенно верно. Посмотрите на экран, вы видите несколько новых слов: to listen to the chest and lungs, to take the blood pressure, to take the temperature, to feel the pulse, to take the medicines.

T-CL, T-P1P2P3

T: Задание по группам (учитель формирует группы до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе необходимо наличие сильного ученика, среднего и слабого, девочки и мальчики. Если группа работает слаженно, то нет необходимости менять состав (это базовые группы)). На парте вы видите некоторые рекомендации врача и их изображения. Вам нужно их сопоставить. Выполнить упражнение необходимо вместе, всей группой, а результат озвучит один ученик из группы. На выполнение задания отводится 1 минута.

Составляем фразы.

T: - Какие поводы для посещения врача вы знаете?

Р1,Р2: - Головная боль, температура, кашель, …

Т: - Верно. Посмотрите на экран: toothache,  headache, stomachache, temperature, blood pressure, cough,

T-CL, T-P1, P2, P3.

T:- Какие рекомендации может дать доктор при различных заболеваниях?. Подберите рекомендацию врача к подходящему заболеванию, составьте предложения, прочитайте их вслух.

Пример: - If you have a headache you should take the medicine.

 - If you have a cold you should drink warm milk with honey.

You have 1 minute (У вас 1 минута)

На данном этапе урока закрепляем правильное употребление придаточных предложений условия. Введение лексического материала происходит от простого к более сложному. Были составлены упражнения разных уровней, чтобы каждый ученик в группе, независимо от его знаний языка, смог принять участие и усвоить лексический материал (Несколько человек из групп отвечают).

Проводим опрос.

T:  Мы все хотим быть здоровыми и спортивными, но для этого мы должны соблюдать правила личной гигиены, делать зарядку, заниматься спортом, соблюдать режим питания. Что же делаете вы чтобы быть здоровыми?

T: What do you usually do to be healthy and strong? Look at the screen: to get up early, to take regular exercises, to take cool shower, to ear healthy food, never smoke, to clean teeth, to wash hands. Repeat after me, please

T-CL

I usually take regular exercises to keep fit/to be healthy and strong…Repeat, please.

T: Возьмите интервью у группы с целью выяснить, что они делают чтобы быть здоровыми. Необходимо организовать два круга: один круг будет стоять, а второй - двигаться по часовой стрелке и спрашивать: ”What do you usually do to keep fit/to be healthy and strong?" (У вас 1 минута)

Целю данного приёма – это обмен информацией.  Данное задание дает возможность несколько раз обменяться речевым партнером, что в свою очередь позволяет задуматься о значимых вещах в своей жизни, развивая при этом коммуникативные навыки.

Составляем диалоги.

T: Представьте, что вы пришли на прием к врачу. Разыграйте диалог, используя выражения, которые у вас на опорных карточках.

D:- I see. I'd like to listen to your heart and lungs. Don't worry. Have you taken …? (с переводом)

P: - Oh, doctor, I have… What shall I take/do?

Repeat, please.

По одной паре дети разыгрывают диалог.

Это упражнение позволяет развивать коммуникативные навыки, а так же навыки вежливого общения с другими людьми.

Итоги:

- познакомились с названиями некоторых заболеваний и научились их употреблять;

- научились давать советы;

- узнали, что нужно и чего не нужно делать чтобы быть здоровым.

При такой технологии и продвинутые, и средние, и отстающие учащиеся имеют равные возможности улучшить свои же собственные показатели. Мы можем сказать, что ученики идут с интересом на наши уроки, поскольку мы работаем в сотрудничестве.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. - М. : Просвещение, 2010. - С.50.
  2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  3. http://eorhelp.runeorhelp.runeor.openclass.ru/node/327231


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка

Презентация педагогического прооекта по теме: Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка. В презентации представлены цели и задачи проекта, планируемый результат, п...

Педагогическая статья по теме: "Технология обучение в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в ссузе"

Обучение в сотрудничестве может считаться наиболее успешной альтернативой традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, основывающаяся...

Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...

Проектная работа «Технология обучения в сотрудничестве: опыт применения в урочной и внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»

Цель данного проекта – показать особенности применения технологии обучения в сотрудничестве в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку для формирования и развития коммуникативной к...

Использование видео в процессе овладения иностранным языком как эффективная технология обучения

Использование видео в процессе овладения иностранным языком как эффективная технология обучения...