ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ/ THE PROBLEMS OF TEACHING ENGLISH AT THE COMPREHENSIVE SCHOOL
статья

  Выявление  актуальных проблем преподавания английского языка в общеобразовательной школе, которые способствуют выявлению слабых сторон развития языкового образования в России.

Abstract. The author points out some actual problems of teaching English in comprehensive school that help to distinguish the weak sides of language education in Russia.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ  ПРЕПОДАВАНИЯ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

THE PROBLEMS OF TEACHING ENGLISH AT THE COMPREHENSIVE SCHOOL

Аннотация. Автор выявляет актуальные проблемы преподавания английского языка в общеобразовательной школе, которые способствуют выявлению слабых сторон развития языкового образования в России.

Abstract. The author points out some actual problems of teaching English in comprehensive school that help to distinguish the weak sides of language education in Russia.

  Сегодня в России наблюдается процесс модернизации содержания языкового образования на национальном и международном уровнях. Социо-культурный контекст изучения иностранных языков в нашей стране существенно изменился за последние несколько десятков лет. Политико-экономические, технологические и коммуникационные преобразования побудили большое количество людей разных

специальностей, интересов и возрастных групп к общению на иностранных языках, среди которых приоритетным является английский. Расширяющееся международное сотрудничество России с другими странами, ее интеграция в мировое сообщество, развитие интернет-технологий, обмен научным опытом, совершенствование условий социально-бытовой сферы - все это создает широкие возможности для использования английского языка в ситуациях разноуровневой

коммуникации.

 В этой связи за последние двадцать лет в России стали процветать языковые гимназии, школы с углубленным изучением английского языка. На базе учреждений дополнительного образования регу-

лярно формируются коммерческие группы для обучения языку детей и взрослых. Резко возросло количество платных школ-студий, предоставляющих всем желающим возможность изучать английский язык в группах или индивидуально. В городах-мегаполисах обучающиеся могут посещать уроки преподавателей-носителей языка, либо воспользоваться возможностью погружения в языковую среду англо- говорящих стран для интенсивного овладения английским языком.

  Однако причиной большого спроса населения страны на услугу «обучение английскому языку», оказываемую на коммерческой основе, мы видим не столько в степени высокой популярности данного

иностранного языка, сколько в наличии ряда актуальных проблем, связанных с его преподаванием в общеобразовательных школах нашей страны.

  Анализ работ исследователей в области теории и методики преподавания иностранных языков в общеобразовательной школе (Ариян Е.А., Бим И.Л., Биболетовой М.З., Гальсковой Н.Д., Зимней И.А.,

Роговой Г.В., Пассова Е.И. и др.), а также опыта работы педагогов-практиков общеобразовательных школ России (Гулова А.П., Трофимовой Е.В., Галаган О.Н., Ежовой Ж.Е., Владимировой Л.П. и др.) позволяет обозначить актуальные проблемы преподавания английского языка в современной общеобразовательной школе.

1. Одной из ведущих проблем для российской школы сегодня является отток потенциальных (выпускников педагогических вузов факультетов иностранных языков) и уже практикующих учителей

английского языка в сферу бизнеса с более высокой оплатой труда и уровнем престижа педагогической профессии. Это создает острую нехватку учителей в средней школе, что делает невозможным процесс

реализации условий преподавания английского языка. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральном базисном учебном плане увеличено количество часов на освоение обучающимися предмета «иностранный язык». Таким образом, данный учебный предмет в общеобразовательных школах изучается со II класса, увеличено общее количество часов со II по IX класс на 6 часов в неделю. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне [Сборник нормативных документов. Иностранный язык 2007: 47]. В этой связи возникает противоречие между возможностью наделения педагогов нагрузкой и нехваткой педагогических работников в общеобразовательных учреждениях.

2. Медленный переход на новую парадигму образования и воспитания тормозит процесс становления новой модели российского образования [Бим 2007: 3], закрепленной в Концепции модернизации

российского образования на период до 2010 года, в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [Сборник нормативных документов. Иностранный язык 2007: 47]. Таким образом, возникает проблема воспитания учащихся средствами английского языка в полной мере, соответствующей заказу

современного общества.

3. Так как обучение английскому языку признается естественной потребностью современного образованного человека, необходимо повысить уровень методики обучения английскому языку.

4. Отказ органами власти в должной мере учитывать специфику предмета «иностранный язык» (в том числе «английский язык») при финансировании образования и включения в программы финансиро -вания регулярных стажировок учителей за рубежом, школьных ученических обменов, участия школьников в образовательных проектах по английскому языку российского и международного уровня, инновационных программ и исследований ученых-педагогов в области преподавания английского языка неизбежно приводит к проблеме снижения уровня профессиональной подготовки и переподготовки учителей английского языка [Кудрявцева 2010: 95].

5.Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 содержит п. 31, в котором сказано, что при проведении занятий по иностранному языку (английскому языку) на второй и третьей ступенях общего образования допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. К сожалению, сегодня в большинстве российских средних школ учителя английского языка сталкиваются с проблемой недостаточно высокой финансовой обеспеченности, что влечет за собой невозможность для многих общеобразовательных учреждений осуществлять деление классов на группы. Таким образом, резко снижается качество обучения английскому языку на младшей ступени школы.

6. Большое беспокойство сегодня вызывает проблема обеспеченности образовательного процесса адекватными учебно-методическими комплектами по английскому языку, которые на сегодняшний день не в полной мере удовлетворяют потребностям учителей-практиков. Среди недостатков можно перечислить следующие:

• невозможность обеспечить образовательный процесс компонентами УМК своевременно и в полном объеме;

• качество учебных пособий не соответствует требованиям по подготовке к итоговым экзаменам по английскому языку в 9 и 11 классах;

• недоукомплектованность учебных пособий дополнительными готовыми к использованию на уроке дидактическими материалами, наглядными пособиями, КИМ, аудио, видео и интерактивными

приложениями, которые сделали бы процесс подготовки урока учителем менее затратным по времени, но более продуктивным, интересным и современным;

• часто структура учебника сложна и непонятна ученикам и их родителям, что значительно тормозит процесс усвоения знаний;

• низкое качество современных универсальных учебных справочных материалов по основным аспектам английского языка, отсутствие необходимых аудио-приложений к подобным справочни-

кам заметно снижает возможность их использования учащимися при самостоятельной подготовке домашних заданий по предмету и тренировки отдельных умений по английскому языку.

7. Более глобальной проблемой можно обозначить слабое ориентирование современной общеобразовательной школы на вхождение в единое общеевропейское и мировое образовательное пространство, предполагающее внедрение полилингвизма. Согласно базисному учебному плану введение в образовательный процесс второго иностранного языка в российских средних школах может осуществляться только за счет школьного компонента, из-за чего преподавание второго языка становится практически невозможным [Ломакина 2008: 102].

8. Последней проблемой, которую мы хотим обозначить, является низкий уровень создания эффективной, отвечающей современным требованиям, образовательной среды в большинстве российских средних школ для обучения английскому языку: отсутствие скоростного Интернета во многих школах нашей страны, низкое качество информатизации образовательного процесса и внедрения НИТ с соответственно низким уровнем овладения учителями данными технологиями.

Таким образом, обозначенные нами проблемы преподавания английского языка в общеобразовательной школе способствуют выявлению слабых сторон развития языкового образования в России в целом, что должно стимулировать поиск новых путей их решения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

АРИЯН М.А. Принципы социально-развивающего обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 1. - С. 7-13.

БИМ И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 2-6.

БИМ И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4. - С. 2-7.

ГАЛЬСКОВА Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2004. -№ 1. - С. 3-8.

ЗИМНЯЯ И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 c.

КУДРЯВЦЕВА Л.В., СЫСОЕВ П.В., ЕВСТИГНЕЕВ М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно -коммуникативных интернет-технологий // Иностранные языки в школе. -

2010. - № 1. - С. 94-95.

ЛОМАКИНА И.С. Изучение иностранных языков в ЕС в контексте политики мультилингвизма // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 3. - С. 101-108.

МАЗУНОВА Л.К. Учебник как компонент системы «Учитель - ученик -учебник» // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 2. - С. 11-16.

ПАССОВ Е.И. Содержание иноязычного образования как методическая категория // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 6. - С. 13-23.

ПЕТРОВА А.А. Языковая политика в России: проблемы и перспективы изучения и преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. -2009. - № 2. - С. 105-108.

РОГОВА Г.В., РАБИНОВИЧ Ф.М., САХАРОВА Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 c. Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Днепров Э.Д.,

Аркадьев А.Г. - М.: Дрофа, 2007. - 112 c.

Интернет-сообщество учителей английского языка [Электронный ресурс]. URL: www.it-n.ru English: газета для тех, кто изучает и преподает английский язык [Электронный ресурс]. URL:www.eng.1september.ru

Портал для учителей английского языка [Электронный ресурс]. URL: www.englishteachers.ru

Московское образование: Информационный портал Департамента образования Москвы Электронный ресурс]. URL:www.mosedu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

HOW TO USE PROJECT WORK IN TEACHING ENGLISH.

HERE ARE SOME TIPS.I LIKE DOING PROJECT WORK WITH MY STUDENTS.WHY? IT\'S EXPLAINED IN THIS MATERIAL....

Using puppets in teaching English

Использование игрушек-марионеток на занятии английского языка - возможно ли это?  Почему все больше и больше преподавателей открывают для себя этот интересный метод работы? В данной ...

The usage of didactic games in teaching English grammar in the primary school

Использование дидактических игр в обучении грамматике английского языка в начальной школе. С примерами уроков...

Презентация к уроку английского языка в 7 классе по учебнику Enjoy English-7 по теме "School life"

Презентация к уроку английского языка в 7 классе по учебнику Enjoy English-7  по теме "School life"...

Статью Methods of teaching English at the seconsary school

Учебно- методическое пособие для учителей английского языка...

Innovative approach in teaching English at high school

I have been working at school for many years. I like my job. Working with children is great! It gives me much energy, expand my mind, just I study and develop with my children together, you know....

Технологическая карта к уроку английского языка "Контроль навыков лексики и грамматики" к УМК Rainbow English 7 (Unit 1 School and schooling)

Данный урок был проведен согласно КТП, как "Контроль лексико-грамматических навыков по разделу Школа и обучение в школе". Занятие составлено с учетом требований ФГОС с применением ЦОР (Цифро...