Мастер-класс на конкурс "Учитель года"
материал

Виктория Маратовна Галеева

Мастер-класс на конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochno_master_klass.docx23.89 КБ
Файл master-klass.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Мнемоника (от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания), или мнемотехника — это способы и приемы запоминания информации в кратчайшие сроки. Ещё древние греки знали, что память во многом основана на ассоциациях, то есть, работа памяти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. То, что прочно ассоциируется – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей – забывается. Этот процесс продолжается без участия нашего сознания или желания. Многочисленные исследования показали, что возможности запоминания слов с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Автор статьи «Использование приемов мнемотехники для запоминания английских слов» утверждает, что мнемонические приемы подойдут любому типу восприятию информации. «Визуалы рисуют себе картинку перед глазами, аудиалы запоминают по звуковым ассоциациям, а кинестетики смогут прочувствовать слова, эмоционально пропустив через себя то или иное значение»

Существует большое количество методов мнемоники: метод прямых ассоциаций, англо-русские рифмовки и т.д. Но мы рассмотрим о методе использование флэш – карт.

Флэш- карты — это специальные карточки, на которых можно поместить иностранное слово, сзади их перевод, английские синонимы, а также фотографию или рисунок. Следует отметить, что они подходят для разных этапов обучения. Метод хорош тем, как уже было сказано выше, что помогает установить непосредственные связи между конкретным словом и его образом, и кроме того – делает занятие более эмоциональным, занимательным. Хороший эмоциональный настрой способствует непроизвольному и более быстрому запоминанию материала, а значит он положительно скажется на результатах обучения.Виды деятельности с использованием флэш-карт

Виды деятельности с использованием флэш - карт можно подразделить на следующие категории: тренировка памяти, отработка лексики, определение слова, физкультминутка.

Преимуществом флэш-карт является и то, что с их помощью можно одновременно обучать не только лексике, но и учить употреблять лексические единицы в контексте грамматических структур. 

Например, при отработке модального глагола «can» в 2 классе параллельно отрабатываются лексические единицы по теме «Animal». Учащимся предлагается выйти к доске, вытянуть флэш-карту и составить предложение с модальным глаголом «can».. Еще одним преимуществом флэш-карт является развития всех видов речевой деятельности. Включается аудиозапись, учащиеся должны поднимать свою карту в том случае, если услышат предложение с этим словом.

Изготовить флэш-карты своими руками очень просто и легко. Для этого можно использовать картинки из журналов, рисовать самому или написать от руки. Можно скачать готовые флэш-карты из Интернета . Существуют разные сайты и приложения на телефон, где можно создавать свои карты

Тренировка памяти, отработка лексики, развитие всех видов речевой деятельности, физкультминутка – все эти задачи можно решить с помощью флэш-карт при условии их эффективной разработки и использования. Этот метод помогает не только проверить знание алфавита, лексики, фонетики, грамматики, но и подарить ученикам хорошее настроение, вызвать их эмоции. 

Идеи работы с флэш-картами на уроках английского языка

Современные подходы обучения по ФГОСу требуют самостоятельности и групповой деятельности обучающихся. Очень помогают флэш-карты. Работая с ними обучающиеся увлечены, автономны, эффективность запоминания учебного материала повышается, кроме того осуществляется само и взаимоконтроль. Использую их практически на каждом уроке в младшем звене, а также очень часто и в средних классах.

Основой системы работы с флэш карточками является принцип интервальных повторений (spaced repetition). Рациональное управление временными интервалами делает флэш карточки мощным инструментом для запоминания информации.

Флэш-карты представляют собой тематические карточки с изображением предметов или понятий. Это простой, универсальный, но часто недостаточно изученный ресурс. Метод хорош тем,что помогает установить непосредственные связи между конкретным словом и его образом, и кроме того - привносит хорошее настроение, помогает сделать занятие более эмоциональным, занимательным. А хороший эмоциональный настрой способствует непроизвольному и более быстрому запоминанию материала.

Флэш-карты очень удобный ресурс, они могут быть полезны на разных этапах обучения. Это отличный способ представить новые лексические единицы или понятия, попрактиковаться в их употреблении и отработке. На флэш-картах могут быть представлены либо только картинки, либо последние могут идти в сопровождении данных ниже или на отдельных карточках слов. Карты со словами-подписями могут быть введены как после презентации картинок (чтобы не мешать запоминанию правильного звукового образа слова, его произношения, особенно если ученик испытывает сильные затруднения в чтении), так и одновременно с ней. Если особых затруднений восприятие новых слов не вызывает, можно вводить слова-подписи сразу, попутно совершенствуя технику чтения, например, знание алфавита, правила чтения тех или иных буквосочетаний, определение типа слога. С флэш-картами делать это намного интереснее, чем просто читать слова, написанные в столбик. Здесь же можно группировать тематические карточки в соответствии с заданием, например, на нахождение слов определенного типа слога или буквосочетания. При отработке лексики можно использовать один и тот же тематический набор флэш-карт для построения различных простых разговорных фраз на уроке, их удобно использовать для разыгрывания диалогов. Например, карточки по теме «еда» или «одежда» можно активно использовать при составлении диалога «в магазине». «Животные» пойдут и для отработки названий их мест обитания, обозначения действий, которые они могут делать, для тренировки счета или образования множественного числа существительных и т. п. Кроме того, можно создать тематические флэш-карты и по грамматике, указав на них, например формулу образования того или иного времени, отдельно его маркеры, отдельно вспомогательные глаголы и т. д. Иногда бывает удобно, чтобы ученики сами изготовили для себя собственные наборы мини флэш-карт, которые можно использовать и дома, чтобы потренироваться самостоятельно и даже, например, поиграть с родителями, братьями, сестрами или друзьями.

Здесь я хочу представить наиболее полезные приемы работ с флэш-картами.

1"Шарады". Ребенок получает карточку и, никому ее не показывая, начинает жестами показывать то, что изображено. Другие участники угадывают слово.

4 "По кусочку". Показывать карточку, открывая по чуть-чуть, по маленькому кусочку. Дети угадывают.

5 "Игра Кима". Дети внимательно рассматривают и запоминают карточки (или предметы), лежащие на столе перед ними. Затем карточки или переворачиваются, или накрываются платком, а задачей детей является назвать все слова.

7 Tic Tac Toe. На доске рисуется табличка для крестиков-ноликов. В каждую клетку вешается карточка лицевой стороной. Чтобы поставить в клетке крестик или нолик ребенок должен назвать слово, изображенное на карточке в этой клетке.

8 "Крепость". На доске рисуется крепость. Учитель объясняет, что на крепость напали враги, приставили к ней лестницу, но в ней не хватает 5 ступенек. У детей есть возможность спасти крепость. Учитель показывает карточки по пройденным темам, дети называют слова. За каждую ошибку учитель дорисовывает ступеньку. Если дети ошиблись меньше 5 раз, крепость спасена.

10 "Убей муху" Раскладываются карточки. Двое участников получают свернутые в трубочку газеты или мухобойки и, как только ведущий называет слово ("A fly sat on a cat", "There is a fly on ...", "I see a fly near ..." и т.п.), ударяют по соответствующему изображению. Задача «убить муху» первым.

13 "Найди лишний". Учитель раскладывает на столе 4-5 карточек из одной тематики и одну – лишнюю – из другой. Дети должны угадать, что лишнее и сказать почему.

15 "Покажи". Детям раздаются карточки. Учитель называет слова в разнобой. Дети поднимают названную картинку. Можно играть командами и на очки.

16 "Разные голоса" Все карточки висят на доске. Дети называют их по порядку хором, затем учитель предлагает детям каждый раз повторять все слова строчке разным голосом: радостным, грустным, усталым, удивленным.

18 "Тихо-громко". Учитель показывает карточку и называет слово тихо-тихо, почти шепотом. Дети повторяют в голос хором.

19 "Эхо". Учитель показывает карточку и называет слово громко, дети повторяют за ним, как эхо, все тише и тише.

23 "Первая буква". Разложить карточки и попросить найти карточку, название которой начинается с определенной буквы. Активные игры с карточками

Глава 2 Роль флэш-карт в обучении лексике английского языка.

2.1 Особенности и свойства флэш-карт.

Бумажные карточки (флэш-карты) используются с 19 века и впервые были применены в образовательном процессе Ф.Л. Мортимером при обучении грамоте.

Флэш-карты представляют собой набор информации расположенной с одной или обеих сторон карты и используются как в классе, так и при индивидуальном обучении. На карточке могут быть представлены даты, формулы и любые предметы. Карточки широко используются в качестве средства обучения, чтобы помочь запоминанию путем многократного повторения. [4]

Флэш-карты возможно применять при обучении как различным аспектам языка (лексика, грамматика, фонетика), так и различным видам речевой деятельности на языке (говорение, письмо, аудирование).

Так например, при обучении чтению можно использовать флэш-карты с напечатанными на них буквами, сочетаниями букв и отдельные слова. При обучении письму можно проводить зрительные диктанты. А при обучении говорению учить составлять предложения с предложенными картами.

При работе с лексикой, начиная изучать английский алфавит, можно использовать алфавитную книгу, с ее помощью осваивать и закреплять лексику, которая в дальнейшем встретится.

Для каждой английской буквы необходима карточка с изображением предмета на одной стороне и написанным словом на другой. Сначала дети знакомятся с буквами и словами и, по мере запоминания, добавляются новые на каждом уроке. Таким образом за один урок можно выучить несколько слов сразу.

При обучении лексике можно использовать методику «образ слова». Её суть заключается в следующем: сначала необходимо показать детям предмет, например, яблоко. “Apple” – повторяют дети. Затем перевернуть карточку обратной стороной и просить уже прочитать изображенное слово. И так далее, узнаем букву за буквой, слово за словом. Дети начинают легко узнавать напечатанные слова. И, как показывает практика, если они забывают название изображенного предмета, то просят перевернуть картинку, чтобы посмотреть на буквы, которые стали для них уже знакомым сигналом. Слово становится для них подсказкой. И это тогда, когда дети еще не знают всего алфавита, и тем более, правил чтения. В этом и заключается методика чтения «образа слова».

При обучении лексике английского языка флэш-карты необходимо использовать для: динамичного объема лексического запаса слов; для демонстрации при введении новой лексики и ее закрепления; для запоминанию графической формы слов. [5]

Флэш-карты могут демонстрироваться как при фронтальной работе учителя с классом, так и при парной и групповой работе самих учащихся.

На сегодняшний день флэш-карты могут быть представлены в электронном варианте, но даже современные аутентичные пособия снабжены наборами бумажных флэш-карт, так как они имеют неограниченные возможности их применения.


















Глава 3 Применение флэш-карт на уроках английского языка при обучении лексике.

Использование флэш-карт при обучении лексике возможно в любом возрасте, но наиболее эффективным и соответствующим возрастным особенностям их применение видится на начальном этапе, так как велика роль наглядности. В данном возрасте для детей очень важным является игровой вид деятельности и все что связано с игрой. Флэш-карты в этом смысле обладают огромным потенциалом. Немаловажно и то, что при работе с флэш-картами происходит интерактивное взаимодействие между учителем и обучающимся, либо между самими обучающимися.

На своих уроках я активно использовала флэш-карты при обучении различным видам деятельности на иностранном языке, но, на мой взгляд, наиболее эффективным является применение флэш-карт при обучении лексике английского языка. Отличие флэш-карт от простых картинок заключается в том, что они могут быть двухсторонние, то есть помогать обучающемуся запомнить не только слуховой образ слова и его перевод, но и графическую форму слова.

Так, например, при изучении английских предлогов места во 2 классе мною были использованы двусторонние флэш-карты. Сначала я показывала учащимся картинку и называла предлог, затем учащиеся повторяли предлог на английском языке за мной. После того, как все предлоги были отработаны таким образом, я переворачивала карточки и знакомила с графической формой слова. Для закрепления полученного результата была проведена следующая игра. На доске я расположила все флэш-карты и просила обучающихся назвать предлог по-английски, если предлог был назван правильно, то я переворачивала карточку графической стороной. После того как учащиеся назвали все предлоги правильно, я просила прочитать слова на флеш-картах. Затем учащимся предлагалась игра на тренировку памяти. Они закрывали глаза и затем, открыв их, должны были вспомнить, какой флэш-карты не хватает.

На мой взгляд, преимуществом флэш-карт является и то, что с их помощью можно одновременно обучать не только лексике и не только отдельным словам, но и учить употреблять лексические единицы в контексте грамматических структур. Например, при отработке утвердительных предложений в Present Progressive в 4 классе параллельно отрабатывались лексические единицы по теме «Нobby». Учащимся предлагалось выйти к доске, вытянуть флэш-карту и составить утвердительное предложение в Present Progressive. Если предложение было правильным, учащиеся хором повторяли предложения за учеником. Данный интерактивный прием помогает включить в работу всех учащихся и отработать в речи большое количество лексических единиц.

При введении лексики по теме «Одежда» во 2 классе мною использовались односторонние флэш-карты. Показывалась карта, называлось слово по-английски, учащиеся хором повторяли. Затем я предъявляла флэш-карту и просила назвать изображенный предмет одежды. После того как каждый предмет был назван правильно неоднократно, учащимся было предложено составить предложения с каждой флэш-картой. Был дан образец: «I have got a….» Затем флэш-карты раздавались обучающимся, которые поднимали свою карту в том случае, если слышали предложение с этим словом. Таким образом, проходило развитие не только лексического навыка, но и навыка аудирования. Затем я написала на доске названия предметов одежды и попросила ребят соотнести написанное слово с флэш-картой. Все учащиеся справились с данным заданием и на следующем уроке безошибочно узнавали, произносили и читали вновь изученные слова.

Флэш-карты можно использовать на всех этапах работы с лексикой. Так в 4 классе, при закреплении лексики по теме «Shopping for food.» мною использовались односторонние флэш-карты с изображением продуктов питания, следующим образом: карточки были расположены на столе обратной стороной вверх, учащимся было необходимо перевернуть карту и назвать продукт. Если продукт назывался правильно, то флэш-карта убиралась со стола и таким образом пока не были названы правильно все продукты питания. Затем учащиеся работали в парах, каждый вытягивал флэш-карту и задавали друг другу вопрос «Do you like…?». После этого все играли в игру What’s in your lunchbox. Учащийся выходил к доске, выбирал несколько флэш-карт с изображенными продуктами питания и держал их в руках так, чтобы остальные не могли видеть, что на них изображено. Обучающиеся задавали вопросы типа: «Do you have a banana in your lunchbox?» если у учащегося была карточка с названием этого продукта, то он отвечал утвердительно и показывал карточку.

Применяя на своих уроках флэш-карты, я убедилась, что они являются эффективным и необходимым средством обучения различным аспектам английского языка и в особенности лексике и должны быть использованы как можно чаще на уроках именно в начальной школе. На сегодняшний день учитель имеет возможность использовать как готовые флэш-карты, так и создавать их самостоятельно, но при этом необходимо помнить, что флэш-карты эффективны только тогда, когда используются многократно и разнообразно. Таким образом, они должны соответствовать определенным требованиям: изображения должны быть узнаваемы, изготовлены на качественном материале, карты должны быть яркими и запоминающимися, определенного размера, позволяющего проводить такие манипуляции как демонстрация, раздача. Желательно, чтобы флэш-карты использовались не только для фронтальной работы и на начальном этапе - этапе введения лексики, но и на этапах закрепления и отработки.

С целью получения обратной связи, мною был проведен краткий опрос обучающихся на предмет выявления их отношения к данному виду работы. И были получены положительные отзывы. Большинство обучающихся отметили, что работа с флэш-картами помогает запомнить английские слова и делает работу на уроке более разнообразной и увлекательной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Применение флэш-карт на уроке английского языка

Слайд 2

Мнемоника (от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания), или мнемотехника — это способы и приемы запоминания информации в кратчайшие сроки. Существует большое количество методов мнемоники: метод прямых ассоциаций, англо-русские рифмовки и т.д. Но мы рассмотрим метод использования флэш – карт.

Слайд 3

Флэш- карты — это специальные карточки, на которых можно поместить иностранное слово П омогает установить непосредственные связи между конкретным словом и его образом Д елает занятие более эмоциональным, занимательным С пособствует непроизвольному и более быстрому запоминанию материала, это положительно скажется на результатах обучения.

Слайд 4

Виды деятельности с использованием флэш- карт тренировка памяти отработка лексики определение слова физкультминутка

Слайд 5

Преимущества с их помощью можно одновременно обучать не только лексике учить употреблять лексические единицы в контексте грамматических структур

Слайд 6

Этот метод помогает не только проверить знание алфавита, лексики, фонетики, грамматики, но и подарить ученикам хорошее настроение, вызвать их эмоции.

Слайд 7

Спасибо за внимание Пермякова С.П. Мнемоника — как техника запоминания английских слов // Инновационный технологии в современном образовании (Королев, 18 декабря 2015). М.: ООО «Научный консультант», 2016. С. 545-549. Пушкашу О.Ф. Использование приёмов мнемотехники для запоминания английских слов // Проблемы педагогики, 2016. № 4 (15). С. 18-21 Слоненко Т. Б. Матюгин И. Ю. Как запоминать английские слова. Москва. РИПОЛ КЛАССИК, с. 145. https://skyeng.ru/articles/effektivnaya-tehnika-zapominaniya-anglijskih-slov https://www.worksteptochina.com/china_blog/for_teachers/flash_card


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс на конкурс "Учитель года"

Мастер - класс на конкурсе "Учитель года". Тема "Сотовый телефон: "за" и "против" ....

мастер -класс на конкурс "Учитель года-2013"

Родительское собрание "Первые итоги школьной отметки" (мастер-класс)...

Мастер-класс для конкурса "Воспитатель года-2014" "Солнечные одуванчики из пряжи"

Техника: цветы из пряжи.Цели деятельности педагога: Учить передавать образ цветка, его строение, форму, используя подручный материал. Вызвать эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус,...

Мастер-класс к конкурсу "Учитель года -2013" - "СВЕТОФОР"

Работа с залом по теме "знание правил дорожного движения"...

Мастер класс: Лошадь - символ 2014 года

Мастер класс: Лошадь - символ 2014 года Назначение: Мягкая игрушка-сувенир, рассчитана для творчества школьников среднего звена – 5-7 классов. Нам понадобится для работы:Изображение лошади ...

Мастер-класс "Математический фейерверк", учитель года - 2013

Мастер-класс "Математический фейерверк". Задачи-шутки, головоломки, задачи со спичками и бумагой......

Мастер-класс на конкурс "Учитель года 2017"

Мастер-класс на конкурс "Учитель года 2017"...