Портфолио - важнейший элемент практико-ориентированного подхода к образованию
статья

Обрядова Наталья Вадимовна

Портфолио - важнейший элемент практико-ориентированного подхода к образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_portfolio.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Обрядова Н.В. «Портфолио - важнейший элемент практико-ориентированного подхода к образованию»

Обрядова Наталья Вадимовна,

учитель английского языка ЦЛПиДО

Современная система образования отмечает, что результатом образования должны стать не только знания, умения и навыки, а также овладение образовательными компетенциями - совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Если говорить проще, компетенции – это знания, преобразованные в умения. И эти умения должны помочь ребёнку выжить в современном обществе, сохранив своё физическое и психическое здоровье. Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок, ребёнок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. ТРКМ предлагает систему конкретных методических приёмов, которые успешно используются на уроках английского языка с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Уроки становятся ещё более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими.

Существует множество толкований технологии портфолио, в основном, это зарубежные источники. Обобщая их, можно сделать вывод, что при всём разнообразии мнений и подходов - портфолио является технологией сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

В современном образовательном пространстве становятся востребованными и личностно значимыми такие качества как самостоятельность ответственность, инициативность.

Инновационные технологии, адекватные задачи формирования ключевых компетентностей отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип: ученик в рамках данной работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании и развитие самостоятельности, является технология работы с портфолио.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенные для демонстрации, развития рефлексии, для осознания и оценки ими своей деятельности и собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

Портфолио – пример технологии безотметочного обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Согласно К. Берк, портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио – нечто большее, чем просто папка работ, это – спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка:

  • отбору информации и оценке;
  • целеполаганию и планированию собственной деятельности;
  • оценки и самооценки;
  • отслеживанию собственных ошибок и их исправлению.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • создание ситуации успеха у каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в разных областях школьной и нешкольной жизни;
  • развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации для дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • развитие навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Портфолио преследует три цели:

  • Оценочная составляющая портфолио – показать все, на что способен ученик.
  • Инструментальная составляющая портфолио – создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовление с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных и практических задач.
  • Рефлексивная составляющая портфолио – создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных учащихся.

Приучить учащихся к составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. Составление портфолио является добровольной деятельностью среди учащихся. По этому вопросу ученики работают, придерживаясь основных правил обучения письменной рефлексии по ТРКМ:

  • Системность в работе
  • Выбор интересных для ученика приемов
  • Наличие методики выполнения работ
  • Востребованность работ одноклассниками
  • Привычка править (понимание того факта, что любая работа может быть скорректирована)
  • Обмен информацией и своими достижениями
  • Самооценка и взаимооценка

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике ученика начальной школы делаются выводы о:

  • сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
  • сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальном процессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в пятый класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Важным аспектом обучения иностранному языку является мотивация.

Технология портфолио способствует повышению мотивации, поскольку она даёт возможность ученикам и учителю провести анализ и самоанализ учебной деятельности, увидеть результаты и поставить новые цели в изучении иностранного языка.

Итак, в начальной школе проект «Портфолио» - как бы образовательное пространство, которое, прежде всего, должно носить обучающий характер, быть не «формой», а «инструментом», с помощью которого у младших школьников формируется контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.

Предлагая учащимся собрать папку творческих работ по английскому языку, мы преследуем следующие цели:

  • Развить интерес к изучаемому предмету
  • Реализовать потребность ребенка в самовыражении и развитии
  • Развить креативность личности ученика
  • Научить ученика планировать, ценить и критически оценивать свой труд
  • Закрепить навыки мыслительных операций
  • Отработать навыки оформления различных творческих работ
  • Отследить динамику выработки учебных, креативных и критичных навыков
  • Реализовать принцип индивидуального подхода в обучении

Портфолио учеников служит прекрасным наглядным пособием по обучению младших школьников. Кроссворды, тесты, толстые и тонкие вопросы, незаконченные предложения являются помощниками учителя при проверке нового материала или повторении. Синквейны и кластеры на стадии вызова служат опорной схемой при составлении словарного портфеля, а также подсказкой для учеников при опросе. Схемы помогают объяснить новый материал или провести опрос изученной темы.

Таким образом, в портфолио собирается разнообразная информация, оно демонстрирует процесс во времени и нацелено на рефлексию. Это – совместная работа ученика и педагога. Портфолио – не груда исписанной бумаги, залежавшаяся на пыльной полке, а динамичная, творчески используемая учеником и учителем форма самовыражения.

Для использования технологии портфолио на уроках английского языка, из собственного опыта работы можно предложить несколько видов портфолио.

«Языковой» портфолио по английскому языку.

В портфолио по английскому языку учащиеся должны продемонстрировать компетентность в работе на английском языке (говорить, слушать, читать, писать). Учащиеся делают аудио-, видеозаписи своих интервью, докладов, виртуальных экскурсий на английском языке.

В портфолио по английскому языку учащиеся должны продемонстрировать компетентность в работе на английском языке (говорить, слушать, читать, писать). Учащиеся делают аудио-, видеозаписи своих интервью, докладов, виртуальных экскурсий на английском языке.

Структура «языкового» портфолио следующая:

  • портрет учащегося
  • языковой паспорт
  • биография языка
  • досье
  • дополнительный материал

Портфолио должен быть прост при работе с ним, конкретен, функционален, должен быть хорошим помощником и консультантом. Основная причина такого видения с точки зрения изучения языка – это разные уровни владения языком, разные стили учения и восприятия языка, разные возрастные особенности учащихся.

Отличный пример такого портфолио предлагается авторами УМК «Английский в фокусе» (см. приложение 1).

Раздел “Языковой паспорт” включает такие подразделы, как:

  • why do I learn English
  • what I must know and do
  • what I know and can do

В разделе “Why do I learn English” указаны цели и причины изучения языка.

Учащийся на свое усмотрение может выбрать то, что приемлемо ему или написать свои варианты. В раздел также можно включить шаблоны английских предложений, которые учащийся должен либо вспомнить и активизировать в своей письменной или устной речи, либо запомнить до автоматизма. Какие шаблоны следует включить, решаются совместно учителем и учеником.

В “What I must know and do” предлагаются две альтернативные шкалы: система уровней владения языком, которая соответствует требованиям российского ЕГЭ, и шкала Совета Европы “Общеевропейские языковые компетенции владения языков”.

Цель размещения данного материала – предоставить учащемуся право выбора, самостоятельно оценить свои языковые умения и навыки, стимулировать осознанный выбор уровня и специфических языковых умений, определить промежуток времени и поместить собранные данные в раздел “What I know and can do”

Формируемые компетенции: мотивация в изучении языка, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение ставить и решать задачу умение принимать решение.

Следующий раздел - “My Language Biography”, который состоит:

  • my own learning goals for…
  • the biggest problem for me
  • getting better

Задача учащегося спроектировать индивидуальный учебный маршрут.

Проектирование индивидуальной траектории начинается с понимания сущности конкретной проблемной ситуации (the biggest problem for me), выделение цели на определенный период (my own learning goals for…) и успешное разрешение проблемы (getting better).При работе учащийся обращается к разделу, в котором помещены альтернативные шкалы системы уровней владения языка.

В подразделе “Getting Better” выделен один из видов самостоятельной деятельности – “личностные стратегии” изучения языка, являющиеся выражением инициативы и познавательных потребностей учащихся, и напрямую зависят от их индивидуально-психологических особенностей, запросов и интересов. Выбор стратегий предполагает свободный выбор со стороны обучаемых. Формируемые компетенции: организационные способности, умение ставить и решать задачу, нахождение самостоятельных решений, владение иностранным языком.

Самый интересный раздел – “Досье”, включающее свидетельства об успехах учащегося. Таковыми могут быть: ”лучшие”, с точки зрения учащегося письменные работы, проекты, список прочитанной литературы, награды и другие формы признания достижений учащегося, механизмы самооценки, что повышает степень осознанности процессом.

В качестве мотивирующего фактора в поддержку портфолио можно провести презентацию или публичную защиту на уроке, классном часе, родительском собрании, семинаре в форме устного сообщения или слайд-шоу.

Обязательным условием для оценивания портфолио учащегося является рефлексия каждого представленного свидетельства, участия в конкурсах, проектах и т.д.

В “Досье” представлены вопросы, которые помогут написать рефлексию:

“This is a sample of…”

“I included it because…”

 “I received this award for…”

 “This shows how much I have improved in….

 “I am proud of this work because...”

Таким образом, рефлексия дает учащемуся возможность оценить свой рост, сильные и слабые стороны при работе с помощью представленной формы. А также планировать дальнейшие шаги с целью повышения уровня своих достижений.

Демонстрационный портфолио

Ещё один вариант – это демонстрационный портфолио. Он служит для итоговой оценки знаний учащихся по определенной теме и является собранием лучших работ учащихся разного характера. Также он может содержать собственное мнение учащегося о его работе и трудностях, с которыми он столкнулся, его размышление о том, что можно было бы изменить в ходе организации учебной деятельности.

Работая с пособиями, которые не предполагали в своём УМК использование «языкового» портфолио, мы создали своё, куда ребята собирали страноведческий материал по различной тематике. Целью было познакомить учащихся с реалиями страны изучаемого языка. Составляли карту Великобритании, определяли части страны, их столицы, флаги и символы. Собирали материал из истории жизни королев, о  знаменитых башенных часах Big Ben, о футбольной форме игроков сборной Англии, Уэльса и Шотландии, откуда произошли английские названия  дней недели, про английское Рождество. Материал собирали как на английском языке, так и на русском языке. Затем собранный материал демонстрировали в классе. Ученики выступали с докладами, затем сами оценивали выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект на тему: «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В РОССИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД».

Министерство образования и науки РФМинистерство образования Московской области ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» Факультет повышения квалиф...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физ...

Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....

Статья "Развитие познавательного интереса с использованием практико-ориентированных методов в дополнительном образовании детей естественнонаучной направленности"

Цель работы: выявить уровень познавательного интереса к предметам естественного цикла у воспитанников детского творческого объединения «Занимательное естествознание».Для реализации цели бы...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся.

Одним из важнейших элементов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Решая такие задания, ребята учатся применять полученные знания в повседневной жизни.https://d...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...