Обучение аудированию
статья

Егорова Ирина Викторовна

В статье речь идет об аудировании как виде речевой деятельности.Дается общая характеристика аудирования,определяетя цель обучения аудированию на иностранном языке в  средней школе,содержание обучения аудированию.Рассматриваются этапы работы с аудиотекстом, и предлагается комплекс упражнений для обучения аудированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_audirovaniyu_-itog_variant.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух ,и как самостоятельный вид речевой деятельности имеет свои цели, задачи, предмет и результат.

Аудирование составляет основу общения, с которого берет начало овладение устной коммуникацией. Оно включает умение различать воспринимаемые звуки, преобразовывать их в сочетания, имеющие смысловой характер, сохранять их в памяти во время восприятия, заранее планировать смысл предстоящей воспринимаемой информации и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую информацию (Леонтьев 1979).

Основными механизмами аудирования являются речевой слух, артикулирование, механизм сличения, память, вероятностное прогнозирование, механизм эквивалентных замен, механизм осмысления.

Аудирование является активным процессом, во время которого происходит напряженная работа всех психических и умственных процессов, происходит восприятие получаемой информации в виде звуковой формы, ее переработка и сличение с эталонами, хранящимися в долговременной памяти учащихся, узнавание и понимание мысли.

Аудирование тесно связано с другими ВРД: аудирование и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, и этим объясняется общность речевых механизмов, обслуживающих рецептивные ВРД.

Аудирование и говорение представляют собой две стороны единого явления, называемого устной речью.

Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков придается большое значение, так как восриятие иноязычной речи на слух – процесс сложный, требующий от учащегося максимального внимания, а от учителя – последовательной подготовки к развитию этого вида речевой деятельности.

Аудирование включает в себя следующие аудитивные навыки, интеграция которых обеспечивает владение этим ВРД:

· слухо- произносительные навыки, то есть доведенную до автоматизма способность безошибочного, быстрого, стабильного одновременного восприятия и узнавания фонетического кода;

· рецептивные лексико-грамматические навыки.

Основная цель обучения аудированию – развитие у учащихся способности понимать на слух.

Содержание обучения аудированию: лингвистический компонент (в том числе лингвострановедческие и социокультурные знания); психологический компонент (психофизиологические механизмы и действия по их использованию в процессе аудирования, коммуникативные навыки и умения); методологический компонент – комплекс учебных и компенсирующих умений, которые в совокупности с речевыми составляют стратегию понимания аудиотекста.

Для того, чтобы выделить основные цели аудирования в средней школе обратимся к существующим рабочим программам учителей средней школы:

Рабочая программа для 7 класса (Программы общеобразовательных учреждений: Григорьева Е.Я., Владимирова В.Г. «Французский язык». Программы общеобразовательных учреждений. II-XI классы. Для школ с углублённым изучением французского языка». Москва, Просвещение, 2017 г.,) написанная по учебнику А.С.Кулигиной УМК «Французский в перспективе» для 7 класса, М., Просвещение, 2019 год:

Аудирование

 Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие следующих умений:

- прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;  

-выбирать главные факты, опуская второстепенные;

- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст; -игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 7 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Типы текстов: обьявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение.

Время звучания текста – 1,5-2 минуты.

Проанализировав также рабочие программы для 6 и 8 классов для школ с углубленным изучением французского языка,приходим к выводу,что основной целью обучения аудированию на иностранном языке является развитие у учащихся способности понимать на слух: 

- иноязычную речь, построенную на программном материале с допущением некоторого количества незнакомой лексики в условиях непосредственного общения в различных ситуациях общения;

-учебные и аутентичные аудиотексты с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание (в рамках программных требований;

- основную информацию (глобальное понимание);

- нужную информацию (селективное понимание);

- полную информацию (детальное понимание).

Выделяют следующие 6 основных умений аудирования:

- Отделять главное от второстепенного;

- Определять тему сообщения;

Членить текст на смысловые связи

- Устанавливать логические связи;

- Выделять главную мысль;

- Воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной деятельности, до конца без пропусков.

Этапы работы над аудиотекстом

Предтекстовый этап

На этом этапе возможна работа с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основная цель этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста, а также направление внимания учащихся на дальнейшее прослушивание аудио материала. Возможно использование тренировочных упражнении на базе текста для развития контекстуальной догадки или упражнении для обучения вероятностному прогнозированию.

 Предтекстовая ориентировка на восприятие аудиотекста состоит в постановке предтекстовых вопросов, предложении озаглавить текст, попросить учеников догадаться о чём будет текст, по заголовку (если он есть), по словам, по иллюстрации. Дать учащимся задание подтвердить или опровергнуть предлагаемые учителем утверждения насчёт предстоящего прослушивания. Предтекстовый этап очень ,если речь идёт о тексте средней трудности или о трудном аудиотексте, так как используя предтекстовые ориентиры, обучаемые могут лучше воспринимать поступающую информации на слух. А также предтекстовый этап помогает направить внимание учеников на предстоящее прослушивание.

Текстовый этап включает прослушивание всего текста. В случае возникновения затруднений возможно повторное прослушивание. Не рекомендуется слушать текст более двух раз.Очень важно каждый раз перед учениками ставить новые задачи. Это могут быть следующие задания: 1. Подбор к абзацу заглавия. 2. Ответы на поставленные во время предтекстового этапа вопросы. 3. Заполнение таблицы.

Послетекстовый этап включает контроль понимания прослушанного текста.

Методисты Гальскова Н.Д., и Гез Н.И., подразделяют упражнения для обучения аудированию на подготовительные тренировочные и речевые коммуникативные.

Подготовительные упражнения аправлены на преодоление психологических и лингвистических трудностей аудирования и на формирование его механизмов.

Речевые - управляемая речевая деятельность, которая способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближенных к естественному речевому общению.

Упражнения подготовительного характера- это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова, например: 

 - Прослушайте и повторите несколько пар слов; 

 - Определите на слух рифмующиеся слова; 

 - Прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе «+» если предложения одинаковые «-«если предложения разные.

Речевые упражнения.

Примеры упражнений: 

 Для частично управляемого обучения аудированию:

- Ознакомьтесь с картиной, прослушайте текст, выберете одно из предложений текста для названия картины.

 - Прослушайте текст, опираясь на ключевые слова, план. Распределите слова, пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста.

- Прослушайте часть диалога, продолжите егов парной работе с одним из учащихся.

Для неуправляемого обучения аудированию:

- Прослушайте текст, разделите его на смысловые отрезки, озаглавьте их, составьте план;  

- Прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;

- Прослушайте фрагмент кинофильма, проиграйте эту сценку. 

Для развития умений смысловой переработки:

-Прослушайте текст составьте, аннотации и тезисы;

- Прослушайте текст, постарайтесь запомнить весь фактический в том числе цифровой материал.

 - Оцените прослушанный текст сточки зрения того, что было интересно неинтересно.

Установка играет чрезвычайно важную роль, так как она ориентирует на результат аудирования: прослушать текст, понять его общее содержание и озаглавить его, ответить на вопросы, нарисовать услышанное. Коммуникативная установка ориентирует учащихся на сознательное и целенаправленное извлечение информации. Она помогает сконцентрироваться на главном.

Процесс обучение аудированию должен носить системный характер. В конце проделанной работы необходимо проводить контроль понимания прослушанного текста. Роль учителя в обучении аудированию - правильно выбирать тексты и материалы для аудирования учитывая индивидуальные особенности учеников и уровень их знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.

Трудности при обучении  аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....

Обучение аудированию на среднем и старшем этапе обучения.

Восприятие иноязычной речи на слух – один из самых сложных видов речевой деятельности.  Коммуникативные умения в аудировании с различными целями являются комплексными специфическими умениям...

Технология обучения аудированию на разных уровнях обучения

В данном материале рассматривается технология обучения аудированию на уроках английского языка....

Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку

В данной статье  приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...