Технология полного усвоения
консультация

Титанакова Надежда Константиновна

Описание технологии полного усвоени и примеры использования ее приемов на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_polnogo_usvoeniya.docx101.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «полного усвоения»

По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить все из-за недостатка времени. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения заключается в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Можно зафиксировать следующие этапы освоения изучаемого материала:

1. Изучение нового материала – индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование – проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития.

а) повторение (на качественно новом уровне) с закреплением и повторной диагностикой,

б) повторение (углубленный уровень).

4. Итоговый контроль.

Предполагает переход с обязательного уровня на продвинутый и далее на углубленный.

Проверка результатов обучения.

Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. В результате дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

Практическая      реализация   технологии      полного    усвоения  включает следующую последовательность шагов:

Шаг 1. Ориентация      учащихся   в    работе  по   технологии.

Учитель        при    подготовке   к   урокам по данной технологии определяет,      в   чём   состоит   полное     усвоение,    какие результаты должны быть достигнуты всеми.

Точное     определение   эталона полного усвоения для темы или раздела   является    важнейшим   моментом  в работе по данной модели. При определении эталона полного усвоения учителю рационально  использовать   таксономию   учебных целей.

Таксономия Блума

 В  практике   обучения  по данной модели ориентация учащихся    занимает   первостепенное  значение. Поскольку здесь просматривается весь предстоящий  учебный процесс. Необходимо   на     этом   этапе   сообщить   учащимся ,  что изучение учебного    материала  по данной модели позволит всем достичь высоких результатов,  причём  каждый ученик получит     отметку    только   на      основе   заключительной проверки знаний.

Шаг 2.Обучение по каждой из учебных единиц.

Учебный материал разбивается на блоки. Изложение нового материала    и     его    проработка  происходит традиционно. После изучения  и проработки    учащимися данной учебной единицы проводится проверочная   работа.    Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

Шаг 3.После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигшие эталона полного усвоения и не  достигшие  эталона    полного     усвоения.

Группа А

достигшие эталона полного усвоения

Группа В

не достигшие эталона полного усвоения

Могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим, либо могут быть свободными до начала изучения следующей учебной единицы.

Проводится     вспомогательная (коррекционная)            учебная работа.Для  этого     выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях.

По   той     части          учебного материала, которая   не  усвоена большинством детей, проводятся занятия     со       всей     группой; изложение      материала повторяется  заново,   но   способ изложения      меняется.

При      устранении       частных пробелов      применяется индивидуальная   работа.

Основной     формой     является работа    в    малых   подгруппах.

Дополнительная   работа завершается     диагностическим тестом.

Класс переходит к изучению новой  учебной единицы лишь тогда,  когда  все  или   почти  все  учащиеся  на  требуемом уровне усвоили  содержание предыдущей учебной единицы. Аналогично   изучаются   все   учебные   единицы   разделы.

Шаг 4.  Оценка   полноты  усвоения  материала  в целом каждым из учащихся.

Заключительная     проверочная    работа   выполняется    на специальных     бланках.     После выполнения проверочных заданий      и    заполнения   бланков ученики обмениваются бланками.   Ученики      сами    оценивают    свои знания    и умения    по пройденной теме и самостоятельно выставляют на бланке    итоговую отметку. После чего учитель собирает бланки с итоговой проверочной работой.

Шаг 5.Разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся.

Собрав    и    проанализировав   проверочные работы у всего класса.    Учитель     готовит    обзорную   информацию   для каждого  ученика, которая конкретизирует данные итоговой проверки.     Такой     обзор     даёт     ученику   возможность самостоятельно ориентироваться в достигнутых результатах и      оперативно       восполнять      имеющиеся        пробелы.

Существуют  варианты данной технологии. Наиболее интересной     для   учащихся младшего школьного возраста является модель «Индивидуально предписанного обучения».

«Индивидуально предписанное обучение»

«Индивидуально   предписанное   обучение» было создано в середине   60-х годов  в центре исследований и разработок в области    обучения     Питтсбургского университета (США). Эта        система       индивидуализированного         обучения предназначена     для учеников начальной школы. Сущность этой     модели    в    реализации    следующих шагов:

-в начале учебного года ученики проходят предварительную

        

проверку   (тестирование)   с целью определить начальный уровень-конкретный блок (раздел) программы , с которого следует начать обучение каждого учащегося;

- затем следует    тестирование по выявленному начальному блоку. Его цель   -определить  , какими умениями школьник владеет     изначально,    т.е.    что   не нужно прорабатывать (обычно   требуемая    степень   овладения для  каждой цели – 85% );

-оценив     результаты        предварительного  тестирования , учитель       составляет    для    каждого  ученика указания , в которые       включены       виды      учебной     деятельности, индивидуальные     консультации    с    учителем,     работа с учебником и т.п.;

- учащийся      получает    учебный   материал  и поочерёдно прорабатывает     учебные   цели (фрагменты материала). По каждой   из      них    он   проходит  

текущую   проверку,   в результате     которой  он        должен    

продемонстрировать требуемую     степень   достижения   цели,     только     после этого он может переходить к следующей цели;

-проработав    все     цели    (фрагменты),    ученик  проходит заключительный тест   по   всему    блоку    учебных    целей (фрагментов учебного материала).   Этот   тест  по сути дела является вариантом предварительного  теста   и   охватывает все учебные цели данного блока  (все    фрагменты   данного раздела учебного материала);

-в случае неудачи в отношении   одной     или      нескольких

учебных    целей    соответствующий    отрезок       обучения повторяется. При  полном       усвоении      раздела     ученик переходит        к      следующему       разделу    и      проходит предварительный тест для   следующего     блока     учебных целей.

Последовательность    учебных     процедур повторяется для каждого блока учебных целей.  

 Учебный пакет

        Несколько слов необходимо сказать и о так ценимом  и часто          используемом        нами      учебном           пакете.

«Учебный   пакет»-    особый       комплект     дидактических материалов ,        рассчитанных        на         индивидуальную самостоятельную работу детей при изучении   тех  или иных разделов учебных материалов.

В комплект входят :

-учебные материалы и учебные пособия ;

-руководство (набор указаний ), организующих самостоятельную работу детей;

-средства стандартизированного контроля;

- средства дополнительного  и  вспомогательного   обучения , предусматривающие     достижение          запланированных результатов    при    минимальной  помощи учителя, которая носит организационный характер.

                                 Структура учебного пакета:

-постановка общей учебной цели;

-формулировка одной или нескольких учебных целей, достигаемых в рамках учебного пакета;

-предварительное тестирование;

Набор      учебных     материалов и инструктивный перечень действий учащихся;

-средства  текущей самопроверки  для организации учебной работы;

-средства   заключительной     проверки  –   тест  для оценки результатов самостоятельной работы.

«Учебный пакет» содержит в  себе     полный     обучающий цикл,        составленный     по данному учебному материалу.

Дидактические игры

Зачастую       в    состав     учебного    пакета     мы включаем дидактические       игры,        как     правило     ролевые    или

моделирующие.Каждую  игру , входящую в состав учебного

 пакета мы разрабатываем   с учётом разного уровня знаний, умений    и   навыков участников ,   рассчитывая   на разный объём времени , отводимый на её проведение.

Реализация      нескольких        дидактических   игр в рамках учебного пакета или модели полного усвоении     позволяет:

-формировать умения и вырабатывать навыки;

-актуализировать учебный материал;

-сконцентрировать      внимание,    благодаря      возросшему интересу к игре;

-каждому учащемуся    работать    в своём режиме, наиболее продуктивном и оптимальном для него;

-дифференцировать задания для каждой группы, классифицированных по уровню сформированности умений и выработки навыков;

-привести одновременно   все     группы  в    проектируемый отрезок времени;

-предоставляет      возможность   ученикам   каждой  группы погрузиться в игровое пространство.

Этапы урока,

разработанного с использованием технологии.

1)Актуализация знаний, понятий и представлений ,  способов действий, необходимых     для усвоения    новой темы.

2)Подача нового материала.

3)Первичная проверка.

4)Разделение на группы

усвоили материал                            не усвоили материал

получают задания                            повторная проработка материала

повышенного уровня                      альтернативным способом 

 сложности

5)Повторная проверка

6)Планирование дальнейшей коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология полного усвоения знаний "Всех учить всему" (Я.А. Каменский)

Презентация по  "Технологии полного усвоения знаний"...

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках географии

В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума.    В основе идеи лежит принцип ди...

Технология полного усвоения учебного материала

Творчество на деле существует не только там,где оно создает великие исторические произведения.Но везде, где человек воображает, комбинирует,изменяет и созидает что-либо новое.Л.С.Выготский...

Технология "Полного усвоения".

Даётся описание данной технологии ,рассматриваются подробно цели на каждом этапе урока....

Технология полного усвоения знаний

Выступление на педсовете по педтехнологиям + презентация...

Технология полного усвоения - инновационная модель обучения. Презентация.

Презентация включает в себя: Этапы освоения изучаемого материала по данной технологии;Организационно-педагогическая направленность по каждому этапу:1.Организация  коррекционно-развивающих за...