Индивидуальный проект обучающегося по предмету иностранный язык.
статья (10 класс)

Андреева Ольга Николаевна

Данная статья посвещена индивидуальной проектной деятельности обучающихся.

Будет особо полезна тем учителям и обучающимся, которые приступают к выполнению проекта, но не знают с какой стороны подступиться. 

В статье приведены все этапы работы над проектом, требования к работе, критерии оценивания.

Несмотря на то, что статья подготовлена для учителей английского языка, материал является в большей степени универсальным, и может быть использован и другими учителями - предметниками или классными руководителями в качестве гида - помощника в организации проектной деятельности обучающихся.

Желаю творческих успехов Вам и Вашим обучающимся!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный проект обучающегося по предмету иностранный язык.

В настоящее время положение об индивидуальном проекте обучающихся разрабатывается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования УУД.

Проектная деятельность, являясь одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося. В школах часто проводится постепенная подготовка к работе над проектами. От классного проекта к групповым, а затем и к индивидуальной. Более того, в последние годы ведётся систематическая работа над индивидуальными проектами в том числе и в начальной школе. Таким образом у ребят есть возможность постепенно знакомиться с форматом и пониманием роли проектной деятельности.

Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Администрация школы сама решает в каком классе с 9 по 11 обучающиеся будут защищать свой проект. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Индивидуальный проект» в журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат о среднем общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.

В условиях реализации ФГОС СОО педагогический совет школы имеет право вносить свои изменения и дополнения в положение и локальный акт по проектной деятельности в учебном заведении.

Выполняя проект, обучающийся формирует различные ключевые компетенции, это взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применить их в случае необходимости.

Направляя обучающихся в работе над проектом, учителя развивают познавательные навыки учащихся, их умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле. Также учителя развивают критическое мышление обучающихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Обучающиеся сами выбирают руководителя проекта из числа учителей школы, предварительно согласовав с ним.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, либо школьный методист координируют проекты. Он организует консультации, оказывает методическую помощь учителям школы в ходе выполнения проектов, мониторит качество обученности обучающихся, контролирует своевременность выполнения этапов проектов и предоставления информации в учебную часть.

Приступая к проекту, первым делом выбирается тема. Либо на выбор из предложенных учителем, либо самостоятельно. Также формулируется основополагающий вопрос по теме. Этот вопрос обсуждается, как и другие вопросы по учебной теме, на которые обучающиеся ответят в результате своей работы.

Затем обучающийся решает вместе с руководителем, какого направления, типа или вида будет проект.

Информационный или исследовательский тип подразумевает сбор информации, исследование какой-либо проблемы. Прекрасно подходит для предмета иностранный язык.

Практико-ориентированный тип имеет на выходе конкретный продукт. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи.

Творческий проект направлен на создание какого-то творческого продукта. Тоже хорошо подходит для реализации проекта по иностранному языку.

Социальный проект направлен на повышение гражданской активности обучающихся.

Продуктом проектной деятельности на уроках иностранного языка могут стать разные работы на языке изучаемого языка, либо это могут быть работы, связанные напрямую или косвенно со страной изучаемого языка, при этом защита происходит на иностранном языке.

Это могут быть письменные работы такие как эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и другое.

Это может быть художественная творческая работа в области литературы, музыки, изобразительного или кино искусств. Проект может быть представлен в виде прозы или стихотворения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, интерактивной тетради, лэпбука и других на языке изучаемого языка.  

В качестве продукта проекта может выступить материальный объект, макет, иное конструкторское изделие. При этом защита также должна быть на иностранном языке.

Отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты на иностранном языке.

Существует несколько этапов работы над проектом.

На этапе подготовки формулируется темы проекта и темы исследований обучающихся, разрабатывается основополагающий или проблемный вопрос учебной темы.

Этап планирования подразумевает определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов. Изучаются критерии оценки результатов проекта, распределяются по времени задачи проекта.

Во время выполнения проекта происходит непосредственно сбор и уточнение информации. Это могут быть интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Затем обсуждаются идеи, возникшие в ходе проекта, и выбирается оптимальный вариант хода проекта. Далее поэтапно выполняются исследовательские задачи проекта.

На этапе выводов анализируется информация и формулируются выводы.

На обобщающем этапе оформляются результаты.

После этого происходит доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

Со стороны администрации формируются группы рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов, владеющих иностранным языком, на котором готовится проект.

Очень важным этапом является подготовка к публичной защите проектов. Необходимо подготовить отчёт о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Отчёт может быть устным, устным с демонстрацией материалов либо письменным. Также необходимо провести генеральную репетицию публичной защиты проектов, с предварительной подготовкой текста выступления на изучаемом языке. Будет полезным произвести анализ выполнения проекта, посмотреть, что получилось, а что нет и почему.

В примерной основной образовательной программе среднего общего образования определён следующий формат для защиты: публично должны быть представлены два элемента проектной работы: защита темы проекта (проектной идеи) и защита реализованного проекта.

На защите темы проекта (или, как её иногда называют, предзащите) с обучающимся должны быть обсуждены: актуальность проекта, положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей, необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов. Также рассматриваются риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта. В результате защиты темы проекта при необходимости должна произойти такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

На заключительном этапе защиты учебного проекта обучающийся должен публично представить на школьной конференции свой реализованный проект по следующим пунктам: тема и краткое описание сути проекта, актуальность проекта, положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди, ресурсы, которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. Обучающийся должен рассказать о ходе реализации и о рисках и сложностях в реализации проекта, которые ему удалось преодолеть. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Сроки выполнения проекта выбирает школа самостоятельно. Проект может быть выполнен в течение одного или двух лет с 8 по 11 класс, не позднее апреля текущего учебного года. В выпускных классах некоторые школы принимают решение провести публичную защиту проекта в конце первого полугодия, чтобы у ребят было больше времени для подготовки к экзаменам.

Приблизительный план работы над проектом может выглядеть так:

 Подготовка - сентябрь месяц;

 Планирование – первая декада октября;

 Выполнение проекта – октябрь-март месяц;

 Оформление результатов – первая декада апреля;

 Доработка проектов и подготовка к публичной защите индивидуального образовательного проекта – до конца апреля;

 Защита учебных проектов – май месяц.

График промежуточного контроля может быть таковым:

 Подготовка и планирование – вторая декада октября;

 Результаты работы над проектом – январь – февраль;

 Предзащита учебного проекта – последняя декада апреля.

Существуют определённые требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта. Тему работы необходимо сформулировать грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта. Структура проекта содержит в себе: титульный лист (см приложение), оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь раскрывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На базе этого формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании этого противоречия формулируется проблема. Далее устанавливается цель работы, формулируются конкретные задачи, которые нужно решить, чтобы достичь цели. Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».

Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный или практический.

В заключении делаются выводы, сообщается, достигнуты ли поставленные цели и решены ли задачи.

Рекомендуются следующие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

Работа выполняется на листах формата А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 1,5 см, левое – 3 см, правое – 2 см.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана, а именно названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение начинаются с новых страниц.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объём текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 страниц. Для приложений отводится дополнительно не более 10 страниц. Основной текст работы и страницы приложений нумеруются арабскими цифрами.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Перечень использованной литературы необходимо оформить в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

Оценивание индивидуального образовательного проекта

Общие критерии оценки проектной работы

 Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

 Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

 Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать возможности для достижения целей, осуществлять выбор стратегий в трудных ситуациях.

 Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно излагать и оформлять выполненную работу, представлять её результаты, аргументированно отвечать на вопросы.

Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:

При выборе темы учитывается актуальность и важность темы, научно-теоретическое и практическое значение, степень освещённости данного вопроса в литературе. Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения. Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.

Цели должны быть ясными, четко сформулированными и достижимыми.

Выбранные средства и методы должны быть адекватны поставленным целям.

Планирование, определение последовательности и сроков работ.

Что касается проведения проектных работ или исследования, излагая конкретные данные, необходимо доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.

Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.

Форма работы должна соответствовать содержанию. От первого лица работу писать не принято. Текст теоретической части пишется в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.).

В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, строй речи разнообразен, а речь выразительна.

Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержится ли в ней наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). При этом должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.

Представление результатов в соответствующем использованию виде.

Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность.

Аккуратность, собранность, целеустремленность, мотивированность.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное и интеллектуальное  развитие обучающихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности / неуспешности исследовательской деятельности.

Оценка содержательной части проекта в баллах:

 2 балла – ярко выраженные положительные стороны работы во всех её частях отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев);

 1 балл – имеют место;

 0 баллов – отсутствуют.

Итого 18 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта.

В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.

Процедура защиты проекта

Презентация и защита индивидуальных проектов проводится в мае на школьной конференции.

Для проведения конференции создаётся и назначается директором специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, члены научного общества обучающихся, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники, владеющие иностранным языком. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.

Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности обучающегося, даёт оценку выполненной работы.

Выступление обучающегося длится 6-8 минут. Необходимо продемонстрировать актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы, а также ответить на вопросы комиссии.

Проектная деятельность оценивают по двум критериям: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.

Критерии оценки защиты проекта:

  1. Качество доклада:

доклад зачитывается – 1 б,

доклад пересказывается, но не объяснена суть работы – 2 б,

доклад пересказывается, суть работы объяснена – 3 б,

кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом – 4 б,

доклад производит очень хорошее впечатление – 5 б.

  1. Качество ответов на вопросы:

нет четкости ответов на большинство вопросов – 1 б,

ответы на большинство вопросов – 2 б,

ответы на все вопросы убедительно, аргументировано – 3 б.

  1. Использование демонстрационного материала:

представленный демонстрационный материал не используется в докладе – 1 б,

представленный демонстрационный материал используется в докладе – 2 б,

представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нём ориентируется – 3 б.

  1. Оформление демонстрационного материала:

представлен плохо оформленный демонстрационный материал – 1 б,

демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии – 2 б,

к демонстрационному материалу нет претензий – 3 б.

Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.

Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла:

27-32 балла – отлично

21-26 баллов – хорошо

17–20 баллов – удовлетворительно

16 баллов и менее – неудовлетворительно

Кроме того, комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности.

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

 Базовый - работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Повышенный - работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

Знание предмета

Базовый - показано понимание содержания выполненной работы, в работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Повышенный - продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности, ошибки отсутствуют.

Регулятивные действия

Базовый - продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа выполнена в полном объёме и представлена комиссии, некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя, присутствуют отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Повышенный - работа спланирована тщательно и реализована последовательно, необходимые этапы обсуждения и представления пройдены своевременно. Контроль и коррекция выполнялись самостоятельно.

Коммуникация

Базовый - продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации, автор отвечает на поставленные вопросы

Повышенный - тема определена и пояснена понятно. Сообщение хорошо структурировано и вызывает интерес. Мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Автор отвечает на вопросы свободно.

Документация

Для руководителя проекта необходимы индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося и общие сведения (№ п/п, ФИО ученика, Тема проекта, Итоговая оценка руководителя проекта, Подпись) в таблице.

Руководитель проекта передает заключение на выполненную работу комиссии до начала защиты проекта.

Для классного руководителя необходим лист ознакомления родителей со сведениями такого порядка: № п/п, ФИО ученика, Тема проекта, Дата выполнения проекта, Дата защиты, Подпись родителей; а также результаты итоговой оценки индивидуального проекта. После защиты проекта классный руководитель выставляет итоговую оценку в классный журнал.

Права и ответственность сторон

Руководитель индивидуального проекта должен: совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту, определить цель работы, источники необходимой информации, этапы, сроки и методы работы; мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту; оказывать помощь обучающемуся по возникающим вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования, а также контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.

Руководитель индивидуального проекта имеет право: требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения работы; использовать имеющиеся в школе информационные ресурсы; обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.

Обучающийся должен: выбрать тему индивидуального проекта; посещать занятия по индивидуальному образовательному проекту; относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта ответственно, а также подготовить публичный отчет о проделанной работе.

Обучающийся имеет право: на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта, а также использовать ресурсы школы для выполнения индивидуального образовательного проекта.  

Список литературы

  1. Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта - Сост.:  Фещенко Т.С. - Электронный ресурс – режим доступа: https://gym1543.mskobr.ru/files/metodicheskie_rekomendacii_po_vypolneniyu_proekta.pdf
  2. Половкова М.В., Майсак М. В, Половкова Т.В. Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОСПросвещение, 2019 160 с.
  3. Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы Электронный ресурс – режим доступа : https://catalog.prosv.ru/attachment/0fec586730fbe1fbf5f857ce2e47530e33407995.pdf 
  4. Спиридонова Л.Е., Комаров Б.А., Марков О.В.  Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие.  СПб.: КАРО, 2019 104 с.

Интернет-ресурсы по вопросам  проектной и исследовательской деятельности

  1. Сайт  журнала  «Исследовательская  работа  школьника» - www.issl.dnttm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание. Методический семинар "Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».

Аудитория: педагоги образовательных организаций  ООО и СОО.Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностра...

Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык» в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и   французского языков,  ВКК.  НОУ школа « Ксения»      Старожук  А.Л., учитель английского языка,...

Индивидуальный проект в предметной области «Иностранный язык» - особая форма реализации ФГОС СОО

    В условиях перехода от знаниевого подхода в обучении к компетентностному, смены ценностных ориентаций  необходимы новые методы и технологии, позволяющие выявить имеющиеся у о...

Рабочая программа учебного предмета "иностранный язык" ( английский ) 2-4 классы 7 вид(индивидуальное обучение)

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы к УМК " Rainbow English ", 34 часа в неделю...

Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык» в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и   французского языков,  ВКК.  НОУ школа « Ксения»      Старожук  А.Л., учитель английского языка,...

Адаптированные рабочие программы по предмету «Иностранный язык (английский язык)» для обучающихся с ЗПР

Адаптированные  рабочие программы для обучающихся со статусом ОВЗ позволяют создать  условия для  реализации в общеобразовательных организациях инклюзивного образования....