Формирование социокультурной компетенции посредством изучения аутентичных текстовых материалов на уроках иностранного языка
презентация к уроку

Формирование социокультурной компетенции посредством изучения аутентичных текстовых материалов на уроках иностранного языка 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование социокультурной компетенции посредством изучения аутентичных текстовых материалов на уроках иностранного языка

Слайд 2

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. Цели: развивать понимание аутентичных иноязычных текстов (аудирование и чтение). дать возможность учащимся овладеть новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения в коммуникативных целях; а также в области социокультурной компетенции, а именно увеличить объем знаний за счет информации социокультурного характера (в том числе фоновой и безэквивалентной лексики, национальными реалиями). расширить объем знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствовать умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом ситуаций общения, умение адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты. обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Слайд 3

Новые государственные образовательные стандарты : Учащиеся должны быть знакомы с разными функциональными типами текстов: прагматическими, научно-публицистическими, информационными, художественными, поэтическими, прозаическими. Особое внимание уделяется их аутентичности.

Слайд 4

Типы аутентичных текстов : Дидактизированные тексты - это тексты, подготовленные носителями языка специально для методических целей. Полуаутентичные тексты - это аутентичные тексты, адаптированные, как правило, путём сокращения и компиляции в интересах реализации задач обучения. Квазиаутентичные тексты - это тексты, в которых допускаются некоторые сокращения за счёт имён собственных, если их много, исторических сносок, то есть это текст со снятыми особо трудными местами, которые могут оказаться недоступными для учащихся школы. Аутентичные тексты - это собственно оригинальные тексты, которые написаны носителем языка для носителей языка.

Слайд 5

Критерии языковой аутентичности учебного текста Структурная аутентичность - What are you going to have, Kate? Sausages or beans? - Hm, I had sausages last time. I’m going to have beans. - I’d like sausages. And what about drinks? Tea or lemonade? - Lemonade for me. It’s too hot for tea. Аутентичные логико-грамматические связи: 1) причинно-следственны е (I had sausages last time, so today I’m going to have beans. I’ll have lemonade because it’s too hot for tea.); 2) разделительны е (Sausages or beans? Tea or lemonade?); 3) модальные ( I ’ d like ).

Слайд 6

Критерии языковой аутентичности учебного текста Аутентичность произношения беглый темп предъявления информации(меняется количество звуков, неударные звуки иногда опускаются) гласные звуки в служебных слов бывают редуцированы; в речи носителя языка они, как правило, сливаются с другими ритмико-мелодический рисунок

Слайд 7

Критерии языковой аутентичности учебного текста Лексико-фразеологическая аутентичность Разнообразие ЛЕ Good – It’s great! That sounds great! Lovely, isn’t it? It’s quite nice. It’s OK. It’s fantastic! Bad – It’s really bad! It’s terrible! It ’ s awful ! Устойчивые выражения (“It’s a piece of cake!”, “It makes a difference”, “Keep in touch”, “It’s up to you” ) З вукоподражания (“Bow-wow-wow!” says the dog. “ Pe - pe - pe !” say the birds .) Восклицания ( Oh ! Wow ! Yuk ! ) Заполнители пауз ( well , hm - m - m , you know ) Фразовые глаголы ( to get over , to go over , to give up ) Прецизионные слова (числительные, названия дней недели, месяцев, имена собственные, географические названия)

Слайд 8

Критерии языковой аутентичности учебного текста Грамматическая аутентичность Особенности построения отрицательных предложений I don ’ t think he will come . – Я думаю, что он не придет. Восприятие английского утвердительного предложения на слух осуществляется при синхронным переводе с помощью отрицательной конструкции: Remember to bring the book back. – Не забудь вернуть книгу. Сдержанность в выражении своего мнения, недовысказанность: Этот рассказ плохой. – This is not the best story. Широко употребимы глаголы обобщающего значения: Он съел 3 пирожных. – He had 3 cakes. Широко употребимы сокращенные грамматические временные формы ( He ’ s , I ’ ll ) Непривычный порядок слов (например, отнесение предлога в английском языке на самый конец предложения: “ I have a person to speak with ”, “ What are you speaking about ?” ) Стилистические особенности устной речи: обратный порядок слов (“ There stood a handsome boy .”)

Слайд 9

Критерии языковой аутентичности учебного текста Функциональная аутентичность Естественность отбора лингвистических средств для решения речевой задачи, выбор оптимального в конкретной ситуации средства выражения мысли Разговорная речь (недоговоренность, эллиптичность, использование сокращенных форм, эмоционально окрашенные восклицания (“ Great !”, “ Smashing !”, “ Horrible !”), разделительные вопросы (“ That ’ s a good idea , isn ’ t it ?”), заполнители пауз (“ Well , well ”) - Where is Jack? What’s he doing? - Eating apples. А утентичный дискурс - Milk? - No, sour! - Orange? - No, green!

Слайд 10

Критерии содержательной аутентичности учебного материала Культурологическая аутентичность реалии Великобритании и других англоязычных стран ( Royal Family , pound , double - decker , fish and chips , pudding , fast food , Christmas , Thanksgiving Day и т.д.) географические названия имена известных людей традиционные формы общения ( Mr ., Mrs ., Sir , Miss ) и т.д. популярные клички домашних животных ( Rover , Rex , Pussy , Tom и др.) правила произнесения номера телефона (7065544 – “ seven oh six double five double four ”) песни традиционные для носителей языка (“ Happy Birthday ”, “ We Wish You a Merry Christmas ” и др.) современные имена ( Steve , Tony , Andy , Robbie , Sandra , Susan , Amanda и др.)

Слайд 11

Критерии содержательной аутентичности учебного материала Информативная аутентичность Содержание текста доступно пониманию слушающего, ему близка и интересна тема. Значимая для учащихся информация: жизнь зарубежных сверстников, сведения о стране изучаемого языка, интересные исторические факты, забавные истории и др. Текст информативно аутентичен, если он вызывает естественный интерес у слушателя.

Слайд 12

Критерии содержательной аутентичности учебного материала Ситуативная аутентичность Естественное речевое поведение в самых разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Слайд 13

Критерии содержательной аутентичности учебного материала Аутентичность национальной ментальности Попытка отразить типичную для жизни носителей языка ситуацию не всегда может быть адекватно воспринята слушателем. Обучая детей аутентичным английским оборотам, необходимо объяснить им, когда употребление той или иной фразы будет неуместным.

Слайд 14

Критерии содержательной аутентичности учебного материала Реактивная аутентичность наличие восклицательных предложений (“ Isn ’ t she funny !”, “ Gosh !”, “ Good luck !”) междометий (“ Yuk !”, “ Wow !”) риторических вопросов (“ What do you do in your free time ? – Free time ? What ’ s that ?!”) усилительных конструкций (“ It does take a lot of time !”) оценочных слов (“ Great !”, “ Terrible !”, “ Brilliant !”) разделительных вопросов (“ Lovely , isn ’ t it ?”)

Слайд 15

Критерии содержательной аутентичности учебного материала Аутентичность оформления звуковой ряд (так называемые environmental clues ): шум транспорта, разговоры прохожих, звонки телефона, музыка, индивидуальные особенности предъявления речи (мужчина, женщина, дети), диалект, артикуляция (дефекты речи, дикция, тембр).

Слайд 16

Виды аутентичных текстов в соответствии с программой: диалоги, интервью, статьи из молодёжной прессы; небольшие художественно- публицистические произведения: рассказы, стихотворения, отрывки из повести, романа;

Слайд 17

репортажи, сообщения, описания событий несложные аутентичные страноведческие тексты, информирующие об истории, культуре, общественной и государственной жизни страны изучаемого языка, рецепты, инструкции по эксплуатации, электронная и печатная развёрнутая реклама, спортивные комментарии, объявления частного характера, реклама отдыха, туризма, поездок за рубеж.

Слайд 18

В зависимости от глубины понимания выделяют следующие виды чтения: изучающее (полное, детальное понимание); ознакомительное (с пониманием основного содержания); просмотровое (выборочное, селективное, поисковое).

Слайд 19

изучающее ознакомите- льное просмотровое кулинарный рецепт художествен- ные произведения телепрограммы инструкции газеты, журналы рекламы детективы энциклопедичес- кая справка

Слайд 20

Этапы работы с текстом дотекстовой; текстовой; послетекстовой.

Слайд 21

Дотекстовой этап- «плавное вхождение в текст» Задачи этапа: определить (сформировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации; выявить основную мысль и второстепенные факты; снять лексические и грамматические трудности.

Слайд 22

Текстовой этап - смысловое чтение Задачи этапа: контролировать сформированность различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих умений.

Слайд 23

Послетекстовой этап. Задачи этапа: проверить понимание текста; обеспечить дальнейшую работу по углублению понимания (информационную переработку) использовать ситуацию текста в качестве опоры для развития умений в устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетенции посредством изучения аутентичных материалов

Какие тексты являются аутентичными? Как работать с аутентичным материалом на уроке? Можно ли полностью перейти на аутентичные тексты, а если нет, то почему? На эти и другие вопросы вы можете найти отв...

работа с аутентичным газетным материалом на уроках английского языка

С помощью данного материала и разработанных заданий к нему учащиеся познакомятся с новым страноведческим материалом, научатся обсуждать и анализировать вопросы, затронутые в статье, высказывать ...

Использование аутентичных прагматических материалов на уроках английского языка

Использование аутентичных текстов повышает мотивацию ученика к изучению иностранного языка и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ учитель английского языка Вальт Алина Валерьевна МОУ СОШ № 106 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района г. Волгограда

Цель представленной работы – исследование возможностей регионального компонента в школьном курсе иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Включение в учебный процесс такого типа проекта как – ролевой игры помогает преподавателю решать вопросы развития инициативы и самостоятельности обучающихся, способствует усилению мотивации изучения а...

«Современные подходы к изучению страноведения в средней школе» (на материале фрагмента урока иностранного языка)

Проблема интеграции компонентов культуры в процесс обучения иностранным языкам стоит давно. В настоящее время, несмотря на наличие различных подходов, тезис о неотделимости изучения иностранного языка...