Обучение детей с разным типом мышления
статья (5 класс)

Милованова Любовь Андреевна

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса (Б. Белый)

Ученики правополушарного типа часто скучают на уроке, даже когда им дают новую информацию... Левополушарные учителя хотят полностью разобрать текст, правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание текста и не интересуются деталями. Если способы преподавания не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, то возникает конфликт: способ изложения нформации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей с разным типом мышления

Правополушарные люди за лесом

не видят отдельных деревьев,

а левополушарные – за отдельными деревьями

не видят леса

Б.Белый

Почему мы затрагиваем эту тему?

На уроке иностранного языка учащиеся левополушарного типа, работающие с правополушарным учителем, будут постоянно  заглядывать в свои словари.

Напротив, ученики правополушарного типа, работающие с учителем-аналитиком, часто скучают на уроке, даже когда им дают новую информацию. Чаще всего, левополушарные учителя хотят полностью разобрать текст; правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание текста и не интересуются деталями.

Если способы преподавания учителя не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, то возникает конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

Как возраст и пол влияют на специализацию мозга?

Утверждается, что до 9-10 лет у ребенка правополушарная специализация мозга. Действительно, для маленьких детей характерны эмоциональность и образный характер мышления. В этом возрасте лучше обеспечить ребенку сброс негативных чувств через игру, эмоциональную и двигательную разрядку. Поэтому, в этом возрасте так важна наглядность и зарядка на уроке.

С нарастанием активности левого полушария происходит развитие абстрактного мышления, умения считать и писать. К 6 годам левое полушарие у мальчиков может быть более активным, чем у девочек.

Девочки до 13 лет сохраняют определённую пластичность мозга, эквивалентность его половин. Поэтому только к 13 годам определяется, насколько успешно обучается девочка иностранному языку или математике.

Как определить правополушарный и левополушарный

типы мышления?

С какими трудностями сталкиваются ученики?

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движение глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а влево – левополушарными.

        Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик ещё и импульсивен.

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определёнными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы и не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы им правила показали.

         

Как поддерживать мотивацию к учебной деятельности?  

Создание ситуации успеха необходимо формировать с учётом мозговой организации познавательных процессов. Рассмотрим организацию ситуации успеха с учётом психофизиологических особенностей учащихся.

Девочкам следует давать положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент «умница». Для девочек важно, какое они произвели впечатление, они более заинтересованы в общении со взрослыми, им важно, кто их оценивает и как.

Мальчиков  интересует  суть оценки, что оценивается в их деятельности, слово «молодец» для них наиболее значимо.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того, чем они заняты, так как у правополушарных детей высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать своё положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

        Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Какими должны быть школьная доска, цвет мела

 и рассадка учеников в классе?

                  Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и тёмный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. Для левополушарных сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

                

Какую помощь мы можем оказать ученикам

с учётом их типа мышления?

Для праволушарных учеников подойдут задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого типа» дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развёрнутый ответ.

Правополушарные дети решают задачи с опорой на бытовые ассоциации. Эти особенности детского мышления необходимо использовать при обучении.

Грамматические правила с исключениями – один из наиболее трудных для школьников видов абстракции. Они либо запоминают только правило, забывая исключения, либо помнят только исключения, совершенно не соотнося их с правилом. В этом случае необходима специальная тренировка, направленная на осознанное выделение главного от второстепенного.

Например, при ознакомлении с новым звуком дети получают задания найти в словах этот звук и исключить из ряда слов те, в которых данного звука нет. Или убрать те картинки, в названиях которых нет этого звука.

        Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Правополушарный ученик может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный может поделиться способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

        

Следует помнить, что развитие должно быть гармоничным, поэтому грамотный учитель создаёт на уроке условия для выполнения заданий разными способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными детьми – мальчиками и девочками, левополушарными и правополушарными.

Практические рекомендации для учителей и родителей:

  • Помните, что перед вами не бесполый ученик, а мальчик или девочка c определёнными особенностями мышления, восприятия и эмоций.
  • Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
  • Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  • Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
  • Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и чётко своё недовольство. Мальчик не способен долго выдерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
  • Ругая девочку, помните о её эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что её ругают. Спокойно разберите её ошибки.
  • Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

Какой вывод мы можем сделать?

На уроках нам необходимо стараться применять разные методы, чтобы создать ученикам ситуацию успеха и помнить, что главная цель не научить ребенка, а развить желание учиться. Для гармоничного развития необходимо по-разному преподносить учебный материал: логически, образно, интуитивно

Использованная литература:

Отрывки из книги А.Л.Сиротюк «Обучение детей с разным типом мышления», «Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга», издательство «Сфера»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на примерах уроков разных типов

Технология проблемного обучения на примерах уроков разных типов...

Обучение детей с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной дифференциации швейному делу.

Технология внутриклассной уровневой дифференциации  учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения их швейному делу и подготовки к итоговой аттестации....

СТАТЬЯ Л.А.СИРОТЮК. Обучение детей с разным типом мышления. источник: http://metaphor.nsu.ru/misc/num1/num1_sirotuk2.htm

Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарийhttp://metaphor.nsu.ru/misc/num1/num1_sirotuk2.htm...

Обучение школьников с разными типами интеллекта

Обучение школьников с разными типами интеллекта...

Стратегии воспитания детей с разным типом темперамента

Темперамент – основа поведения ребёнка.По темпераменту дети отличаются друг от друга уже с момента рождения. Темперамент – это то, что дано природой, а природа, как известно, редко ошибает...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

Разработку можно использовать для проведения педагогических советов, выступления на семинарах, родительских собраний с целью информирования педагогов и родителей об особенностях темперамента детей....