ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА
презентация к уроку по психологии

Ларина Татьяна Григорьевна

Разработку можно использовать для проведения педагогических советов, выступления на семинарах, родительских собраний с целью информирования педагогов и родителей об особенностях темперамента детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament.pptx372.25 КБ
Файл temperament.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА Педагог-психолог МБУДО БЦВР БГО Ларина Т.Г.

Слайд 2

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.

Слайд 3

Особенности свойств нервной системы

Слайд 6

От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов пластичность и устойчивость психических явлений темп и ритм деятельности интенсивность психических процессов направленность психической деятельности на определенные объекты

Слайд 7

Холерики Положительные черты : активность и энергичность, понятливость, решительность, целеустремленность, настойчивость и общительность, убедительная речь. Отрицательные черты : нестабильность нервной системы, несдержанность и вспыльчивость, агрессивность, злопамятность, частая смена настроения, авторитарность.

Слайд 8

Флегматики Положительные черты : способность к концентрации, терпеливость и устойчивость к стрессам, миролюбие, рассудительность, обязательность, целеустремленность. Отрицательные черты : пассивность, малоподвижность, инертность, неспособность принимать решения, упрямство и консерватизм.

Слайд 9

Сангвиник Положительные черты : подвижность, быстрая адаптация к новым условиям, доброжелательность, увлеченность делом, общительность, жизнерадостность и оптимизм, выразительная речь, лидерство. Отрицательные черты : отсутствие усидчивости и несобранность, непостоянство и ненадежность, рассеянность, легкомыслие в поступках, недостаточная настойчивость.

Слайд 10

Меланхолик Положительные черты : высокая чувствительность и способность к сочувствию, сердечность и мягкость характера, доброжелательность. Отрицательные черты : крайняя ранимость и застенчивость, неуверенность в себе и своих действиях, заниженная самооценка, замкнутость, инертность и излишняя пассивность.

Слайд 11

Важно понять: Не существует «хороших» или «плохих» типов темперамента. Каждый из типов имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Задача родителей и педагогов – развивать положительные, сильные стороны

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент – тип высшей нервной деятельности человека. Темперамент слабо меняется в течение жизни.

Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все потому, что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5 – 6 лет.

Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И.П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал, что таких свойств – три:

·сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособность нервных клеток;

·уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

·подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств определяет различные типы темперамента:

·холерик – обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;

·сангвиник – обладает сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

·флегматик – имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;

·меланхолик – отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов.

Основные свойства темпераментов детей.

Холерик. В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Быстрый темп, полярная активность, эмоциональнось в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятия, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.

Сангвиник. Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности – средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых, является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Адаптация к ДОУ легкая и быстрая.

Особенности работы в организованных видах деятельности 

Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представление ее результата. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.

Флегматик. Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, сдержанность, несклонность к риску, обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, малоэмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры. предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей. Медленно запоминает, но схватывает целое. Хорошо развита долговременная память, движения нерасторопны, неторопливые, солидные. Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики. К ДОУ адаптируются долго.

Особенности работы в организованных видах деятельности 

Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объема задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям  и рациональному использованию времени при выполнении задания. 

Меланхолик. Основные черты – робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Характерен высокий уровень тревожность. Предпочитают тихие уединенные игры. Общительны лишь с близкими людьми. Движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая, неуверенная. К ДОУ адаптируются с трудом.

Особенности работы в организованных видах деятельности 

Медленный темп, слабая активность, сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые виды деятельности. Письменный опрос предпочтителен. При устных ответах необходимо подбадривание, создании ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.

От темперамента зависят:

скорость возникновения психических процессов (восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);

пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

темп и ритм деятельности;

интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли и пр.);

направленность психической деятельности на определенные объекты.

холерик

Советы родителям:

Развивать способность считаться с чувствами окружающих.

Направлять энергию на полезные дела.

Чередовать подвижные и активные действия со спокойными занятиями.

Предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

меланхолик

Советы родителям:

Не скупитесь на похвалу.

Создавайте ситуацию успеха.

Детям-меланхоликам легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности, музыкальной или изобразительной.

Противопоказаны категоричные обращения и отрицательные оценки.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Постоянные упреки в лени, пассивности и неспособности, только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

флегматики

Советы родителям:

Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, потом средней, а потом высокой подвижностью.

Учитывать низкий темп выполнения задания.

Одновременно не позволять ребенку откладывать дела на потом, учить его рационально использовать свое время.

Ошибки родителей:

Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

сангвиник

Советы родителям:

Формировать устойчивые интересы.

Учить доводить начатое до конца.

Формировать критичное отношение к результатам своего труда.

Обращать внимание на качество выполнения задания.

Предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточенности, точности, сдержанности.

Ошибки родителей:

Часто родители не обращают внимания на то, что оптимизм и жизнерадостность сангвиника могут перерасти в легкомыслие и непостоянство.

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

  • Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее
  • Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности
  • Адекватные похвала и критика
  • Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве - физкультминутки)
  • Разбиение большого задания на ряд маленьких
  • Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки
  • Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги.

Детей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:

  • Постепенное включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
  • Формирование уверенности в себе и собственных силах
  • Частая похвала
  • Создание доброжелательной атмосферы
  • Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке
  • Разделение работы на этапы, возможность отдохнуть, если нужно выполнить слишком много
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении задания

Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человеку с данным типом темперамента нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает.

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:

  • Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания
  • Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности
  • Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
  • Своевременная подготовка к урокам и заданиям: заранее просмотрите с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, подготовьте с ним ответы на возможные вопросы и задания
  • Заинтересованность в деятельности
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов в процессе деятельности

Т.о., следует и можно найти индивидуальный подход к ребёнку с определённым типом темперамента, сделать их обучение и воспитание эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Дифференцированный подход к детям с разной степенью физической подготовленности»

в статье раскрываются уровни физического развития детей и подход к работе с  детьми разного уровня физической подготовленности...

Особенности работы с учащимися разных типов темперамента

Наблюдая за учениками на занятиях, было замечено, что дети по-разному ведут себя на занятии: с разной скоростью осваивают новый материал, отвечают на вопросы; по-разному реагируют на замечания, похвал...

Конспект занятия на тему: Осенний лес" с осуществлением индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями

В рамках ГМО по теме " Реализация индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями в физическом развитие детей" представляла открытое занятие: "Осенний лес"...

СТАТЬЯ Л.А.СИРОТЮК. Обучение детей с разным типом мышления. источник: http://metaphor.nsu.ru/misc/num1/num1_sirotuk2.htm

Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарийhttp://metaphor.nsu.ru/misc/num1/num1_sirotuk2.htm...

Стратегии воспитания детей с разным типом темперамента

Темперамент – основа поведения ребёнка.По темпераменту дети отличаются друг от друга уже с момента рождения. Темперамент – это то, что дано природой, а природа, как известно, редко ошибает...

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"...

Обучение детей с разным типом мышления

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса (Б. Белый)Ученики правополушарного типа часто скучают на уроке, даже когда им дают н...