Изучение английского языка средствами игровых технологий
статья

Статья посвящена игровым образовательным технологиям и их применению на уроках иностранного языка. Раскрываются функции и значение игровых форм обучения в образовательном процессе по иностранному языку. Особое внимание уделяется классификации языковых и речевых игр. На основе анализа существующих классификаций предлагается классификация, акцентирующая внимание на творческих и ролевых играх на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «изучение английского языка средствами игровых технологий»

Аннотация: Статья посвящена игровым образовательным технологиям и их применению на уроках иностранного языка. Раскрываются функции и значение игровых форм обучения в образовательном процессе по иностранному языку. Особое внимание уделяется классификации языковых и речевых игр. На основе анализа существующих классификаций предлагается классификация, акцентирующая внимание на творческих и ролевых играх на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: английский (иностранный) язык, игровая технология, классификация игр, дидактические, ролевые игры; игровая деятельность, речевая деятельность.

Игра как метод обучения и передачи социального опыта использовалась с глубокой древности. В современной школе игровая деятельность используется учителями, как:

- как самостоятельная технология освоения концепции, темы и даже раздела школьного предмета;

- как элемент общей технологии;

- в качестве урока или его части (введение, контроль);

- как технология внеклассных занятий.

Понятие “педагогическая игровая технология” включает в себя довольно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в различных педагогических играх. Педагогическая игра имеет существенную особенность и четко определенную цель обучения, и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован и выделен явно и охарактеризован по учебно-познавательной направленности [2].

 Место и роль игровых технологий в образовательном процессе, в сочетании игр и в обучающих элементах, во многом зависят от понимания учителем функций развивающих игр, таких как:

1. Развлечение: игра стратегически важна – она организуется только в культурном пространстве для развлечения ребенка, где он переходит от развлечения к развитию.

2. Коммуникативный: игра - это коммуникативная деятельность, которая позволяет ребенку войти в реальный контекст самых последних человеческих коммуникаций.

3. Самореализация ребенка в игре: игра позволяет построить и протестировать проект по устранению конкретных жизненных трудностей в практике ребенка и выявить недостатки в его опыте.

4. Терапевтический: игра используется как средство преодоления различных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе общения или обучения.

5. Диагностика: игра дает возможность учителю диагностировать различные проявления учащихся (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и т.д.).

6. Коррекция: в игре процесс внесения изменений в структуру личности ученика происходит естественным образом.

7. Международное общение: игра позволяет студенту усвоить общечеловеческие ценности культуры представителей разных национальностей.

8. Социализация: игра является одним из лучших способов включения ученика в систему общественных отношений. На наш взгляд, педагогическая ценность игры является сильнейшим мотивационным фактором, поскольку ребенок руководствуется личными установками и мотивами. Игровые технологии способствуют актуализации различных мотивов учебной деятельности и особенно таких, как:

- мотивы общения;

- моральные мотивы;

- познавательные мотивы.

Мотивация к игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями, удовлетворением потребностей, самоутверждением, самореализацией и элементами соперничества. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разного возраста с использованием игровых технологий. Актуальность этой проблемы обусловлена рядом факторов.

Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего урока, и обучающие игры являются эффективным средством решения этой проблемы.

Во-вторых, одной из важнейших проблем преподавания и мотивации иностранного языка является обучение устной речи, которое создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяет донести процесс обучения приближен к условиям реального обучения. Вовлечение учащихся в устное общение может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

Можно классифицировать игры на уроках иностранного языка на две основные группы:

  1. Дидактические игры, которые включают в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию у учащихся разговорных навыков.

В целом, дидактическая игра обладает такой существенной особенностью, как четко определенная цель обучения и соответствующий результат, который может быть обоснован, выделен явно и характеризуется учебно-познавательной направленностью. В дидактической игре и через нее игроки должны чему-то научиться.

Ниже приведены примеры дидактических игр:

- коммуникация с конкретной образовательной целью;

- возможность повторить, прервать или начать заново в любое время;

- открытость, которая является концом игры, точно не определена;

- следование четким правилам может быть изменено игроками;

- удовлетворение от участия, отсутствие “последствий” для игроков (эта деятельность никоим образом не должна оцениваться).

Можно отметить, что принципиальным различием между дидактическими играми, упражнениями и заданиями являются:

  • В игре нет заданной модели поведения, и участник сам выбирает возможный вариант вербального взаимодействия и оценивает результат его реализации. Единственным ограничителем содержания и формы игры является учебный материал (тема урока, цель, ожидаемые результаты).
  • Игра, как правило, носит соревновательный характер. Ученик вступает в отношения с партнерами по игре и оценивает свои сила не только в сравнении с другими игроками. Игра позволяет ему объективно оценить свои возможности.
  • В игре школьники учатся выбирать наилучшие средства решения (языковых и неязыковых) конфликтных ситуаций, межличностного и группового общения.
  • В игре формируются способности соотносить свои действия с действиями других игроков и сотрудничать с ними.

2. Творческие ролевые игры - один из способов изучения иностранных языков. Понятия ролевой игры часто используются как синонимы: симуляция, драма и игра, но на самом деле они имеют разные значения. Разница между ролевыми играми и симуляциями заключается в подлинности ролей, выполняемых учащимися.

В симуляции учащиеся играют свою естественную роль, другими словами, роль, которую они играют в реальной жизни (например, роль покупателя или бронирование транспортных билетов).

 В ролевой игре учащиеся играют роль, которую они не играют в реальной жизни (например, премьер-министра или рок-звезду). Ролевую игру можно рассматривать как один из компонентов или элемент симуляции. Таким образом, участники ролевой игры распределяют роли, играемые в рамках сценария. В симуляции внимание сосредоточено на взаимодействии одной роли с другими ролями, а не на воспроизведении индивидуальные роли. Так или иначе, ролевая игра готовит учащихся к социальному взаимодействию в другом социальном и культурном контексте.

Таким образом, ролевые игры - это очень гибкая учебная деятельность с широким спектром возможностей для разнообразия и воображения. В ролевых играх широко используются различные коммуникативные приемы, тем самым развивая свободное владение языком, взаимодействие в классе и повышая мотивацию. Ролевая игра улучшает разговорные навыки учащихся в любой ситуации, потому что почти все учебное время в ролевой игре отводится речевой практике, при этом не только говорящий, но и слушатель настолько активен, насколько ему необходимо, чтобы понять и запомнить замечание партнера, соотнести его с игровой ситуацией, определив, насколько оно соответствует ситуации и проблеме общения, и правильно отреагировать на него.

Таким образом, игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Широкий выбор ролевых игр позволяет использовать их в любой части учебной программы. Более того, они являются очень полезным инструментом, который делает преподавание иностранного языка интересным и запоминающимся. Ролевые игры обеспечивают положительное эмоциональное состояние учащихся и коммуникативную направленность урока. Игровая деятельность является наиболее привлекательной для школьников, что влияет на эффективность преподавания иностранного языка. Игры оказывают положительное влияние на формирование познавательных интересов учащихся, способствуя осознанному освоению иностранного языка. Они способствуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, умение работать в команде. Учащиеся активно, с энтузиазмом работают, помогают друг другу, внимательно слушая своих товарищей, а учитель только управляет их учебной деятельностью.

Однако необходимо заметить, что игра не должна стать самоцелью. Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть учение, в нашем случае – овладение видами речевой деятельности как средством общения [3, с. 204, 205]. Современные игровые технологии не должны превратиться в бессмысленное развлечение, они должны разумно, методично и эффективно решать требуемые задачи по достижению обучающимися планируемых результатов.

1. Gornakova N.V. Game technologies as a way of competency- based approach. - URL: http: // festi val.1september.ru/articles/596556/

2. Mikhailenko T.M. Game technologies as a type of pedagogical technologies // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the Intern. scientific conf .(Chelyabinsk, October 2011). - T. I.- Chelyabinsk : Two Komsomolets, 2011. - P. 140–146.

3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1988. 223 с. (Библиотека учителя иностранного языка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержание интереса учащихся к изучению английского языка средствами предмета с использованием ИКТ

В статье идет речь об использовании ИКТ в урочной и  внеурочной деятельности....

Игровые методы как средство повышения активности и заинтересованности учащихся в изучении английского языка

Методическая работа, посвященная роли игровых методов  в обучении языку, основные типы игр....

Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС

Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...

Изучение английского языка в игровой форме.

Обучение иностранным языкам- занятие очень увлекательное и очень ответственное.Одной из техник, которая заинтересует  детей в изучении языка является игровая техника. Игра поможет учителю правиль...

методический семинар "Игровые технологии как средство повышения мотивации к изучению английского языка"

Роль и значение игровой технологии в преподавании английского языка....