метапредметность на уроках английского языка
статья

Марковская Дарья Владимировна

Метапредметность на уроках английского языка является требованием современности, эпохи глобализации с ее необходимостью непрервыного ителлектаульного самообразования. В стандарте второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, умение общаться, социальная мобильность, критическое мышление, обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, а также общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий. Метапредметный подход в образовании - необходимый ключ для формирования данных компетенций.На уроках английского языка возможно обобщение способов деятельности не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях. В данной статье рассматриваются примеры применения метапредметного подхода для разных возрастных групп обучающихся,а также освещены результаты интегрированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эпоха глобализации внесла свои коррективы во все сферы современной жизни. Только непрерывное образование может позволить личности справиться с обилием информации, постоянного выбора поведения, выработать стратегию жизни.

В системе российского образования происходят значительные изменения, связанные не только с глобализацией, но и с изменившимися социально-политическими и экономическими условиями. Иностранный язык становится одной из важнейших компетенций, наряду с владением информационными технологиями. Это определило значимость предмета в стандартах нового поколения.

Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и «Примерных программах по учебным предметам».

В стандарте второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, умение общаться, социальная мобильность, критическое мышление, обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, а также общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Иностранный язык – один из самых оптимальных инструментов для этого, связующее звено практически для любого предмета.

На уроках английского языка возможно обобщение способов деятельности не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

Английский язык необходим в различных сферах деятельности людей многих профессий, связанных с необходимостью овладения им.

Выражение личного отношения к рассматриваемому предмету, разнообразие коммуникативных заданий, ситуативная обусловленность – все это облегчает интеграцию различных предметов, предлагает огромную вариативность и расширяет поле для творчества.

К примеру, социальные вопросы обществознания,такие как: права подростков, достоверность информации в Интернете, даже школьная форма возможно обсудить в форме дебатов в старших классах. Занятия по теме «Экология» - в форме пресс-конференции, где обучающиеся решают задачи, связанные с ухудшением экологии, исчезновением животных и растений. По надпредметным программам можно работать на уроках  по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.

Метапредметная тема «Правила дорожного движения» раскрывается на уроке в 6 классе при изучении темы  «В городе»  (учебник «Spotlight 6») , где обучающиеся используют дорожные знаки как инструмент для отработки повелительного наклонения, глаголов can/can’t, попутно повторяя правила и формируя способность пользоваться информацией, имеющей статус международной.

 Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке,  учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы  общения в реальной языковой ситуации.

Одними из важнейших метаумений являются  навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).

Интеграция истории происходит при изучении прошедшего времени, к примеру, чтения текстов и аудировании фактов о древнейших цивилизациях в 6 классе (учебник Starlight).

     Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:

  • содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);
  • использование мультимедиаприложений;
  •  наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения;
  • сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;
  • анализ английского языка на основе моделей-опор;
  •  знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;
  •  интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке.

Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д.

 

Результатами такого интегрированного обучения является:

  1. развитие мышления учащихся;
  2. возможность широкого применения учащимися научного метода познания;
  3. комплексный подход к учебным предметам;
  4. повышение качества знаний учащихся;
  5. развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Метапредметность на уроках английского языка

Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.Как сделать так чтобы, все, что наполняет ...

Презентация "Метапредметность на уроках английского языка"

Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.Как сделать так чтобы, все, что наполняет ...

Метапредметность на уроках английского языка

Метапредметность на уроках английского языка...

Достижение метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка. Урок английского языка по ФГОС.

Данный учебный материал представляет собой технологическую карту урока английского языка, разработанного в соответствии с ФГОС....

Использование принципа метапредметности на уроках английского языка

Данный файл содержит статью по теме "Метапредметность на уроках"....