Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ
статья

Целью моей работы является определение эффективности использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мищенкова Юлия Викторовна

Учитель английского языка

 СПб ГКУЗ ДТС «Дружба»

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ

(из опыта работы учителя английского языка детского санатория)

Слово санаторий появилось в русском языке не так уж давно в начале XX века. Это французская заимствование восходит к латинскому слову Sanare, что в переводе обозначает лечить, оздоравливать. Понятно, что дети, находящиеся в санатории, имеют проблемы со здоровьем.

"Здоровье-это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации", - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.

В условиях санатория укрепление здоровья, восстановление здоровья — это наипервейшая задача данного заведения. Таким образом, очень актуальный становится проблема внедрения и использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.

В нашем санатории на долечивание находится дети, которые перенесли такое тяжёлое заболевание как туберкулёз. Многие из них из неблагополучных семей. Находясь в санатории, дети принимают лекарство, которые вызывает сонливость, рассеянное внимание. Многие дети имеют неустойчивую психику, нуждаются в сопровождении психолога, индивидуальном подходе со стороны каждого учителя. Все эти факторы нужно учитывать на уроках иностранного языка. Урок должен быть разнообразным, не перегружать детей информацией, атмосфера на уроке должна быть дружелюбной, урок должен быть интересен и доступен любому учащемуся. По требованию администрации нашего учебного заведения. На каждом уроке учитель проводит физкультминутку. Это очень важно, так как ослабленные дети могут отвлечься не только эмоционально, но и получить физическую разминку.

Целью моей работы является определение эффективности использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку. Для этого я определила следующие задачи: изучить принципы энергосберегающих технологий, опираясь на изученную педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной теме. Дать характеристику энергосберегающим технологиям на уроках иностранного языка в санатории. Представить методы на разных этапах урока, которые предупреждают утомляемость учащихся.

Современное общество ориентируется на здоровую личность, которая готова решать проблемные ситуации в условиях высокотехнологического мира. Сберегающие технологии помогают педагогу добиться наибольшей эффективности обучения без вреда психическому и физическому здоровью

Обучение - очень энергозатратный и продолжительный процесс, в течение которого учащиеся практически не двигаются, вынуждены сидеть за партой в течение многих часов. Это время, время обучения, совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда детям по природе нужно активно двигаться, играть, общаться, вести активный образ жизни. Последние исследования показывают, что за период обучения у детей состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Поэтому очень важно сделать так, чтобы урок не наносил ущерба здоровью.

Одной из негативных сторон современной школы является перегруженность учащихся. Это негативное отражается на детской психике в виде невротических нарушений, что ведёт к низкому уровню познавательной деятельности на уроках, не заинтересованности учащихся в обучении, повышает уровень тревожности, наносит урон эмоциональный стране ребёнка, что негативно сказывается на состоянии здоровья учащихся. Задача учителя- избегать перегрузок на уроки.

Изучение английского языка имеет свою специфику: ученик должен усвоить большой объём нового материала, уметь применять изученную лексику и грамматику. Поэтому современный урок иностранного языка должен быть построен на традиционных и нетрадиционных формах урока. Каждый ученик должен чувствовать, что он приобретает что-то новое. На каждом уроке точка от этого будет зависеть его заинтересованность в предмете и эмоциональное состояние, которые напрямую влияют на здоровье ребёнка. Чем больше уроков посещает ребёнок, тем больше нового материала он усваивает. Часто дети болеют гораздо больше, когда имеют неудачи на уроках, не понимают материал, получают неудовлетворительные оценки.

Самый главный принцип здоровьесберегающих технологий – не навреди! Соблюдая данные принцип, к каждому ученику учитель должен найти индивидуальный подход, создать комфортные условия изучения иностранного языка.

  • Принцип деятельности направлен на активные усвоение новых знаний учеников.
  • Принцип минимакса заключается в том, что учитель предлагает каждому учащемуся содержание образования на максимально высоком творческом уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума. Здесь осуществляется индивидуальный подход и подход дифференцированного обучения, когда сильный ученик может выполнить задание по максимуму, а слабый ученик усваивает только минимум.
  • Принцип психологической комфортности заключается в дружелюбной атмосфере на уроке. Для снятия усталости очень эффективно использовать песни на английском языке. Таким образом ребёнок может эмоционально разгрузиться и узнать что-то новое.
  • Принцип вариативности даёт учащимся понимание возможности различных вариантов. Этот принцип снимает страх у ребёнка перед ошибкой, что очень важно на уроках иностранного языка, когда даже сильные ученики боятся говорить на иностранном языке из-за страха перед ошибкой. Надо объяснять детям что целью изучения иностранного языка является коммуникативная функция и, если коммуникация продолжается, сделанная ошибка не страшна.
  • Принцип творчества ориентируется на творческое начало в учебной деятельности, дети применяют свое креативное мышление в достижении поставленных задачи.
  • Принцип успеха очень важен для каждого ребёнка. Чем успешнее ребёнок чувствует себя на уроке, тем больше интереса у него проявляется в данной теме. Успех должен чувствовать не только сильный ребёнок, но и слабый ученик.

На уроках иностранного языка для реализации энергосберегающих технологий я применяю следующие приёмы.  На каждом уроке возможно применение смены различных видов деятельности, игровых приёмов, разрядки, физкультминутки.

При обучении произношению учителя часто используют считалки, рифмовки, песни, фонетические игры, фонетические зарядки, физкультминутки с произношением, движения при использовании песен.

При формировании лексических и грамматических навыков очень помогает звуковая наглядность, зрительная наглядность, предметная наглядность, а также лексические и грамматические игры, загадки, кроссворды, викторины.

Давайте остановимся на некоторых из приёмов в отдельности.

Смена видов деятельности-этот приём должен быть в основе каждого урока, так как смена деятельности снижает усталость, а также повышает интерес учащихся.

Физкультминутки — это несложные физические упражнения, которые можно выполнять под музыку, они могут сопровождаться английскими высказываниями. Этот приём благотворно влияет на физическое, эмоциональное и умственное состояние учащихся.

Считалки и рифмовки — это специально составленные тексты, построенные на рифме и ритме. Дети овладевают не только лексико-грамматическим материалом, но и улучшают фонетику, также обеспечивается активность и работоспособность учащихся, происходит эмоциональная разгрузка.

Песни являются энергосберегающий технологией, которая снимает напряжение, создает комфортную ситуацию и ведет к участию в учебном процессе всех учащихся.

Игра является ведущей формой деятельности у детей, развивает активность, наблюдательность, интерес к изучаемому предмету. В результате игры процесс обучения становится занимательным, и ребёнок уже не чувствует утомления.

Загадки. Очень эффективный способ обучения и разгрузки одновременно. Ученик повторяет изученную лексику, воспринимай её на слух, учится понимать связанный текст, а вместе с тем получает удовольствие, ведь загадка — это тоже игра.

Ролевая игра — это тренировка неподготовленной речи, самостоятельной языковое поведение ученика, выбор лексики, применение лексики в данной ситуации, а также реализации творческого потенциала.

Инсценирование — это вид игровой деятельности. Этот приём реализации энергосберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения иностранному языку.

Подводя итог, хочу сказать, что чем успешнее ребёнок чувствует себя в процессе обучения, чем больше он заинтересован в нём, тем выше у него благоприятные эмоциональный и психологический уровень, тем меньше он подвержен заболеваниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в обучении баскетболу как средство развития двигательной активности

Цель исследования:Создание педагогических условий для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол через подвижные игры. Задачи:  Проанализировать психолого-педагогическую литерату...

Об использовании игровых технологий в обучении математике

Статья, содержащая теоретический материал об игровых технологиях и примеры из практики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

В настоящее время проблема использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе приобрела особую актуальность, ибо совершенствование форм и методов работы в процессе обучения и воспитания т...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ

 При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной ...

Использование игровых технологий в обучении английскому языку в учреждении дополнительного образования детей.

Немаловажную роль в решении задачи обучения дошкольников иностранному языку принадлежит системе дополнительного образования детей как особому пространству, в котором создается спектр благоприятных усл...