Стратегия смыслового чтения
статья

Оптимальный уровень современного образования включает в себя развитие творческого потенциала личности, обеспечение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, а именно - метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация стратегии смыслового чтения.

Оптимальный уровень современного образования включает в себя развитие творческого потенциала личности, обеспечение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, а именно - метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Познавательные УУД включают в себя общеучебные универсальные действия. Одним из таких действий является смысловое чтение.

В пособии академика А.Г.Асмолова названы следующие виды смыслового чтения:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение фактуальной информации (определение главной темы и назначения текста, формулирование тезиса, т.д.),

обнаруживает умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

поисковое (просмотровое) чтение, направленное на нахождение конкретной информации;

обнаруживает умение находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, находить необходимую единицу информации в тексте);

изучающее чтение, имеющее целью извлечение исчерпывающей и полной информации с последующей интерпретацией содержания текста,

обнаруживает умение решать задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и еѐ осмысления;

умение структурировать текст;

умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; составление плана, тезисов

умение интерпретировать текст:

сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

умение выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);

умение логически запоминать учебную информацию.

рефлексивное чтение;

обнаруживает умение откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

умение откликаться на форму текста: оценивать форму текста, мастерство его исполнения.

усваивающее чтение: умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный пересказ, аннотирование, комментирование, составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам.

выразительное чтение.

Все знания мы черпаем из текстов. Новые знания также оформляем в виде текстов. Поэтому очень важно понять, что же представляет собой текст, как он устроен, каковы его особенности.

Понимание текста (согласно теории И.Р. Гальперина) – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальную информацию составляет описание фактов, событий, героев, места и времени действия и т.д.; сведения о гипотезах, выдвигаемых учеными, их взглядах… «Такая информация эксплицитна по своей природе, т.е. всегда выражена вербально» [c. 28].

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах, это скрытая информация, которая извлекается благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения.

Концептуальная информация «сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями», систему взглядов, мыслей и чувств автора, отраженных в тексте. Такая информация извлекается из всего произведения и представляет собой переосмысление фактов, событий, процессов, представленных автором. Это категория преимущественно текстов художественных, хотя может быть получена из научно-познавательных текстов.

Этапы работы с текстом:

I этап работы (предкоммуникативная фаза) используется прием антиципации – предположение, предвосхищение содержания текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

II этап работы с текстом (коммуникативная фаза) – организация диалога с автором, который предполагает различные действия (возможно медленное чтение с карандашом).

III этап работы с текстом (посткоммуникативная фаза) размышление над текстом после чтения, готовность к использованию содержания текстов для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Приѐмы работы с текстом

1.Нахождение ключевых, наиболее важных слов.

2.Активная работа воображения по воссозданию картин.

3. Постановка вопросов к тексту (стратегия перекодирования) и поиск ответов на них. (Нахождение в тексте авторских вопросов, прямых и скрытых.)

4.Приѐм прогнозирования дальнейших событий. По слову, детали, иной свѐрнутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться эпизод, часть или всѐ произведение. Сопоставление своих размышлений с текстом и корректировка их.

5.Деление текста на логические части, озаглавливание каждой части, составление плана текста.

6.Реципация (мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли.

7.Переход с «языка фактов и образов» на «язык мысли», определение основной идеи текста (концепта).

Итак, смысловое чтение может быть представлено следующими видами стратегий:

1) предварительная ориентировка на смысл,

2) смысловое прогнозирование;

3) поиск информации и установления смысловых связей;

4) преобразование и интерпретация информации (стратегии смыслообразования);

5) рефлексия и оценка.


Использованная литература:

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются вопросы работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения...

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

Использование стратегий смыслового чтения на уроках.

Используя материал данной статьи, можно  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес  к чтению путем...

Технологическая карта урока (с использованием стратегии смыслового чтения и ИКТ)

Тема: "Соли - состав, классификация, номенклатура"Цель: охарактеризовать состав солей, классификацию, номенклатуру....

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...